Конспект подгруппового занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР на тему:Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах


Конспект подгруппового занятия для детей 1 класса с ФФН.
Тема: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах и словах»
Цель: Дифференциации звуков [с] и [ш] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить давать сравнительную характеристику звуков [c] - [ш];
- учить дифференцировать звуки [c] - [ш] в слогах, словах.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
- развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- закреплять умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;
- воспитывать толерантность;
- развивать самооценку.
УУД:
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
- самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- учиться корректировать и оценивать выполненные задания.
Познавательные:
- сравнивать и группировать звуки и их образы;
- поиск и выделение необходимой информации;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения.
Оборудование: картинки: санки, снежинка, шапка, шарф; индивидуальные зеркала; таблица, набор слогов; снежный куб; интерактивная доска.Ход занятия
Учитель-логопед: здравствуй, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
1. Упражнение для развития воздушной струи «Погреем руки».
2. Упражнение для губ «Бублик», «Улыбка», «Трубочка».
3. Упражнения для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Почистим нижние зубы»
1. Организационный момент
Учитель - логопед: ребята тему нашего занятия вы узнаете, отгадав мои загадки. У вас на столе лежат картинки, я буду загадывать вам загадки, а вы найдите отгадку среди картинок и положите её на левый угол парты.
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы...
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке...
Учитель - логопед: молодцы, а следующие отгадки положите на правый угол парты.
Простудиться не хотите, наседку теплую купите:
Хоть погода будет зябка, голову согреет ...
Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.Он помогает нам всегда, когда приходят холода...
Учитель - логопед: какие вы молодцы, правильно отгадали все загадки. Скажите мне, пожалуйста, с какого звука начинаются отгадки, лежащие в левом углу вашей парты, а в правом углу?
Учитель - логопед: правильно со звука [с] и [ш], ребята, как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего занятия?
Ответы учащихся: учится различать звуки [с] и [ш].
Характеристика звуков
Учитель-логопед: давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Обучающиеся:
Звук [с] - согласный, твердый, глухой.
Звук [ш] - согласный, всегда твердый, глухой.
Учитель-логопед: дети, сегодня на занятии мы с вами поиграем:
- с нашими пальчиками,
- напечатаем телеграмму,
- проверим, насколько внимательны ваши ушки,
- поиграем со снежным кубиком.
2. Основная часть
Игра «Пальчики здороваются»
На каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки все дети повторяют цепочку слогов, которую проговорит учитель-логопед, меняя интонацию и высоту голоса.
СА-СА-СА-СА ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
СА-ШУ-СА-ШУ СО-СО-ШО-ШО
ШЫ-СЫ-ШЫ-СЫ СЭ-СЭ-ШЭ-СЭ
Игра «Телеграмма»
Учитель-логопед: дети я предлагаю вам напечатать телеграмму. У вас на столе лежат слоги, прочтите их. Я буду говорить вам какой слог, куда надо приклеить. Слушайте внимательно и выполняйте.
Слог СА приклейте в верхний правый угол. Слог ШУ в нижний правый угол. Слог СО в верхний левый угол. В нижний левый угол слог ША. (По окончанию выполняется самопроверка).
СО
СА
ША ШУ
Учитель-логопед: ребята, а теперь вспомните слова, которые начинаются с этих слогов. (Учащиеся по очереди дают свои ответы)
Игра «Внимательные ушки»
Учитель логопед: ребята, а сейчас мы проверим, внимательные у вас ушки или нет. Я буду говорить вам слоги, а вы по очереди повторите эти же слоги, только на один слог больше.
Учитель логопед: СТА-СТА-СТА Учащийся: СТА-СТА-СТА-СТА
Учитель логопед: САТ-САТ-САТ Учащийся: САТ-САТ-САТ-САТ
Учитель логопед: замечательно, а теперь на один слог меньше.
Учитель логопед: ШТУ-ШТУ-ШТУ Учащийся: ШТУ-ШТУ
Учитель логопед: ШИП-ШИП-ШИП Учащийся: ШИП-ШИП
Игра «Снежный кубик»
Учащиеся по очереди бросают кубик и произносят название картинки столько раз, сколько картинок выпадет на кубике. (Выполняется взаимопроверка, учащиеся следят и проверяют друг - друга).
Игра «Укрась ёлку»
Работа с интерактивной доской. Учащиеся должны по очереди проговорить все игрушки. А потом украсить ёлочку теми игрушками, в названии которых есть звук [с] и [ш]. Один ребенок украшает только игрушками со звуком [с], а другой со звуком [ш]. (Выполняется взаимопроверка).
3. Итог занятия
Учитель-логопед: молодцы ребята красивая у вас получилась ёлка! Вам понравилось наше занятие? С какими звуками мы сегодня работали? А какое занятие было для вас сложным? Какое занятие понравилось больше всего? Ответы учащихся.
Учитель-логопед: ребята я предлагаю вам самим сделать новогоднюю игрушку на елку. У вас на столах лежат палочки, возьмите их повторяйте за мной.