Публикация по обучению грамоте на тему: Дидактическая игра на уроках обучения грамоте в первом классе


Дидактическая игра на уроках обучения грамоте в первом классе.
Пьянкина Т.А.
МБ НОУ «Гимназия № 70»
Главная забота учителей, обучающих первоклассников, - помочь детям усвоить программный материал и, в то же время, сохранить им детство.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют форматированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы, с другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «Живые слова».
К доске вызывают трех учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даётся задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски.
По картинке дети составляют предложение, например: Ёжик несет яблоко. У вызванного ученика учитель спрашивает, в роли какого слова он будет выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения). Классу даётся задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.
Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно.
В другом варианте игры детям, выступающим в роли слов, предлагаются слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая «живые слова» у доски.
Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.
Игру «Живые слова» в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети могут записывать небольшие предложения под диктовку.
Эту игру можно использовать и при изучении темы «Слово», когда Деи начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру нужно не «Живые слова», а «Живое слово» или «Живые слоги».
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре. При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру «Назови слова, в которых есть данный звук». Так, при изучении звука [у] расставляются на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Аленка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.
– Давайте подарим Аленке игрушки, в названиях которых слышится звук [у], – предлагается учащимся.
Дети произносят слова, называющие игрушки:
– Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.
Когда все предметы названы, можно спросить у детей: «А что бы вы могли подарить Аленке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?».
А вот другой вариант игры «Назови слово…» при изучении звука [и].
– Представьте себе ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и].
Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки.
Второе задание:
– А теперь назовите слова, в которых не было бы звука [и].
– Мороз, каток, холод, горка, лёд, снег.
Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра «Какой звук заблудился?».
Во время урока, посвященного изучению буквы «ж», дети получают такое задание:
– Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами!»
– Какой буквой обозначается звук [ж]? Составьте это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки.
Разнообразить игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить два предложения с данными словами (лук, жук).
На уроках, посвященных знакомству и выделению звука, можно проводить и другие игры, которые придумывает сам учитель.
При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра «Буква заблудилась». На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: О, С, Е, М, У.
Согласные: Н, К, И, А, Т.
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих ответов, ставят буквы на место.
Активное участие дети принимают в игре «Покажи букву». Суть игры состоит в следующем: один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети.
Лучшему запоминанию букв способствует и игра «Узнай букву» или «Какие эти буквы?».
Учитель показывает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывает глаза и просит его ощупать букву и назвать ее. После того, как дети назовут все буквы, они составляют из букв р с у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает детям не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.
При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги слияния с новой буквой можно использовать игру «Дополни до целого слова».
Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.
Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях: «Кто больше?», «Чей ряд быстрее?».
При проведении игры «Кто больше?» учитель предлагает детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению букв «Т» и «т», слоги и буквы расположенные на магнитной доске:
са ки ко ни ты ти сно т
Дети читают, а затем составляют слова.
А вот другой вариант игры «Кто больше?».
В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов.
Незнайка принес детям слово: с т о р о н а.
Учитель просит учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова. «Кто больше?» Дети составляют слова.
В следующем варианте игры «Кто больше?» требовалось заменить в слове одну букву, например: заменить согласную в слове бочка.
бочка – точка, почка, дочка, кочка, ночка;
день – пень, тень, лень.
В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:
палка – полка, пилка;
мал – мел, мыл, мял, мёл.
Активизирует детей на уроке игра «Заполни окошечки». Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Учитель просит детей помочь Незнайке заполнить окошечки.
ПЕТ Х; ОВ ; КО ВА; КУ ЦА; У ; РИ ; ЦА ЛЯ; Б ЛКА; ЛИСИ ; ЗА
– Названия каких животных записаны в таблице?
– В чем отличие домашних животных от диких?
– Каких животных вы видели на арене цирка?
Разнообразит уроки обучения грамоте игра «Вкусные слова».
Буратино шел в гости к детям. Он нес «вкусные слова», по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал.
Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:
Я С Б Н ЛО РУ КО ША Г ЛИ ВА МО
(Яблоко, слива, груша, лимон).
После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.
Игра «Вкусные слова» способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, способствует развитию навыков чтения, развивает логическое мышление.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах, чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.
Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.