Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии на тему Дифференциация букв д-т в слогах, словах, предложениях


Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии. (2 класс)
Тема: Дифференциация букв д-т в слогах, словах, предложениях.
Цель: Совершенствование навыков в дифференциации звуков и букв Д-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи: 
Коррекционно-образовательные:
формирование умения различать звуки [д] - [т] по акустическим признакам;
формирование умения составлять слова, словосочетания, предложения и записывать их;
формирование умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
совершенствование фонематического восприятия;
развитие слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.
Оборудование: мультимедийная презентация, цветные карандаши, тетради.
Структура занятия:
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе .
III. Основная часть.
IV. Применение знаний и способов действий.
1.​ Дифференциация д-т в слогах.
2.​ Дифференциация д-т в словах.
3. Физкультминутка.
4.​ Дифференциация д-т в словосочетаниях.
5.​ Дифференциация д-т в предложениях.
X. Рефлексия деятельности
Ход занятия
Этапы занятия Виды заданий Деятельность специалиста Деятельность ученика Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
Организационный момент. Приветствие, проверка подготовленности
"Наши глаза смотрят, уши слушают, голова думает" Активизировать внимание детей.
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в коррекционный процесс.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Сообщение темы и цели в виде проблемного задания – загадывания загадок. Отгадайте загадки.
Шея длинная такая,Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (Двойка)- Назовите первый звук в слове двойка
То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)
Назовите первый звук в слове тетрадь.
О каких звуках и буквах мы будем говорить сегодня? Отгадывание загадок. Выделение первых звуков из слов двойка и тетрадь
Формулировка темы занятия. Создать мотив для включения в коррекционный процесс.
Формировать умение вслушиваться в звучание слова; узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки.
Развивать логическое мышления, умственные способности, быстроту умственных реакций.
Основная часть. Сопоставление звуков [д], [т] по артикуляции, характеристика звуков. Раздаются зеркала. "В каком положении находятся губы, когда мы произносим звуки [Д] и[ Т]?"  
Язык направлен вверх или вниз?
А воздушная струя теплая или холодная?
Каким цветом мы обозначаем звуки [Д], [Т]? Почему?
Приложите руку к горлу.
Голосовые связки вибрируют или нет при произнесении звука [Д]?
Голосовые связки вибрируют или нет при произнесении звука [Т]? Губы разомкнуты.
Язык кончиком прикасается к верхним зубам. Боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам.
Воздушная струя теплая
Синим, это твердые согласные
При произнесении [Д] голосовые связки работают. (Горлышко дрожит)
При произнесении [Т] голосовые связки не работают. (Горло не дрожит) Сравнивать и выделять отличительные и общие моменты в артикуляционном укладе данных звуков, уточнять их звучания, сходство и различие.
Применение знаний и способов действий. Дифференциация [Д]-[Т] в слогах.
Ира "Кто самый внимательный?"
Графический диктант
Чтение слогов по таблице.
да ту те та
дидё дюто
тюты тидрыдлёдретру тлыУчитель-логопед рассказывает правила игры. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Д], поднимите руку, если услышишь звук [Т].
дом, ток, дым, туча, дуб, торт.
Запишите первую букву каждого слога да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для
Запишите слоги в две строчки та,да ,ди ,ты ,дю,тю,аду ату,оте, оде.
Учитель-логопед дает инструкцию, все вместе читаем слоги,
чтобы в них был глухой звук;
чтобы в них был звонкий звук;
чтобы в них был глухой мягкий звук;
чтобы в них был звонкий, твердый звук. Дети выполняют инструкцию.
Дети делают запись в тетради (д, д, т, д, т, д, т, т, )
Дети делают запись в тетради (т, д, д, т, д, т, д, т, т, д) Различать звуки [Д]-[Т] на уровне слогов.
Применение знаний и способов действий. Дифференциация д-т в словах. Игра "Слова рассыпались"
Графический диктант слов
Списывание.
Помоги собрать слово из слогов.
да-по-рогти-бо-нокУтюг, удар, утро, ветер, удача, метла, ладонь, помидор.
Перепишите слова, вставьте буквы Д и Т.
Боро_а, воро_а, пого_а, капус_а, ве_ро, с_рела. Дети составляют слова из слогов. Записывают слова (подарок и ботинок). Проводят самопроверку.
Запись в тетрадях букв.
Дети записывают в тетрадь слова. Развитие навыков звукового синтеза. Умение дифференцировать смешиваемые звуки в словах.
Физминутка. Раз -  подняться, подтянуться.Два – согнуться, разогнуться.Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире.Пять – руками помахать.Шесть – за парты тихо сесть.Семь и восемь – лень отбросим. Повторение действий Способствовать улучшению процессов памяти и внимания. Снятие напряжения.
Применение знаний и способов действий. Дифференциация д — т в словосочетаниях.
Игра "Морской бой" К словам из первого столбика добавить слова из второго столбика
1 тонкая а.душ2 долгая б.хохот 3 летний в.доска
4 старый г.работа
5 дружный д.дом
Запись в тетради словосочетания 3-а. Звонкий звук подчеркнуть двумя чертами, глухой - одной. Составление словосочетаний
Запись словосочетания "летний душ".
Дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в словосочетаниях.
Формировать умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
Применение знаний и способов действий. Дифференциация т-д в предложениях.
Игра "Шифровальщики" Графический диктант.
Я читаю предложение.
Вы повторяете предложение, считая слова. Показываете количество слов и зашифровываете предложение. Если в слове звук [д] пишите букву д, если [т] пишите букву т. Если оба звука - пишите и д и т. Каждое предложение с новой строки.
Утром дул холодный ветер.
Девочка Тамара надела теплое пальто. Ей будет тепло. Повторяют предложение, считая количество слов. Показывают количество слов и зашифровываю предложение. Если в слове звук [д] пишут букву д, если [т] букву т.. Автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в предложениях.
Рефлексия. О каких звуках и буквах мы говорили сегодня?
Чем различаются звуки Д и Т? Что нам помогает их различать и обозначать в нужными буквами
- Что понравилось вам на занятии? Участвуют в обсуждении,
проводят самооценку. Учить давать оценку своей деятельности.