Конспект фронтального занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к обучению в школе логопедической группы по теме «Звуки Р -Р. Буква Р»

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте с детьми
подготовительной к обучению в школе логопедической группы
по теме «Звуки Р -Р'. Буква Р»

Цель: познакомить с буквой Р через творческие и игровые ситуации.

Задачи:
коррекционно-образовательные:
расширять кругозор и обогащать словарныйзапас детей (слова-омонимы; словарь по теме «Весна»; слова-признаки);
закреплять умение производить звуко-слоговой анализ слов ручка, коридор;
закреплять навык чтения слов и предложений с изученными буквами;
продолжать учить составлять предложения с предлогом;
автоматизировать звуки Р, Р' в предложениях, спонтанной речи;
продолжать учить детей определять местоположение звуков Р, Р' в слове.
коррекционно-развивающие:
развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга;
способствовать развитию памяти, мышления, связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.
коррекционно-воспитательные:
продолжать воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих;
воспитывать навыки учебной деятельности, сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование: деманстрационный материал (башня, Рапунцель, принц, картина «Весна»); предметные картинки: ромашка, утка, часы, кот, арбуз; буквы, слова)
Предварительная работа: чтение сказки Братьев Гримм «Рапунцель».

Ход занятия

Оргмомент.
Ребята, отгадайте загадку.

Волосы светлые, длинные очень, Часто ей с ними совсем нелегко. Эту красавицу принц любит очень, Имя ее угадать так легко! Эту загадку решить твоя цель, Имя ее назови – (Рапунцель)!
А кто в сказке должен спасти Рапунцель?
принц.
Посмотрите на Рапунцель. Как вы думаете, какое у неё настроение?
(Рапунцель грустная, печальная, расстроенная, огорчённая, невесёлая)
Да, ребята. Злая колдунья заточила Рапунцель в башне, и помочь ей может только принц. Давайте поможем принцу спасти Рапунцель. Для этого мы должны выполнить задания и построить лестницу, по которой принц поднимется на высокую башню и спасёт Рапунцель. За каждое правильно выполненное задание вы получите ступеньки лестницы.
Содержание занятия.
1. Характеристика звуков р и р.
- Какой первый звук в слове Рапунцель?
- Какой второй звук в слове принц?
- Чем похожи эти звуки?
- А чем они отличаются?
-Молодцы! Вы правильно выполнили первое задание и получаете ступеньку.

2. Д/игра «Весенние слова».
Ребята, посмотрите на картину. Назовите «весенние» слова со звуком р. (радуга, проталина, ручей, грач, трава)
А теперь со звуком р. (скворец, дерево, скворечник).
Какие ещё предметы с этими звуками вы видите на картине? (перо, воротник, ремень, шпоры, кирпичи).
Молодцы! И с этим заданием вы справились. Мы можем поставить ещё
одну ступеньку.
3. Знакомство с буквой Р.
Звуки р и р обозначаются буквой Р. (показ буквы). (Правильно называют эту букву ЭР, но мы будем произносить его как твёрдый звук р).
Из каких элементов состоит буква Р? (Из двух: прямой вертикальной линии и части овала).
- Чтение стихотворения (показ рисунка).
Буква Р согнула ручку,
Ну-ка, с кем пройти под ручку?
Куда смотрит буква Р? (вправо)
Давайте покажем букву Р. (Дети показывают букву Р на своём теле)
а) показ письма буквы Р на доске;
б) письмо детьми буквы Р в воздухе;
в) нахождение буквы Р на картине;
г) работа с кассами: - найти букву р в кассах;
- чтение слогов; игра « Сними мягкий слог»; - - составление слова радуга.
- Сколько слогов. Почему?
- Какое правило вы знаете?
- Назовите первый, второй, третий слог.
- Куда падает ударение?
- Назовите звуки по порядку.
- Составьте слово.)
Хорошо! И это задание вы выполнили. Теперь у нас есть ещё одна ступенька.

Д/игра «Угадай слово» (упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе).
Ребята, угадайте слово по первым звукам в названии картинок. (Логопед показывает, а дети называют картинки: ромашка, утка, часы, кот, арбуз = ручка)
(Дети выкладывают слово в кассах. Кто из детей первым выполнит задание, выкладывает слово на доске)
Ребята, какое слово получилось?
Сколько слогов? Почему?
Назовите первый, второй слог.
Сколько всего звуков?
Назовите первый звук, последний.
Назовите третий звук. Какой он? (ч согласный, глухой, мягкий)
Ребята, что такое ручка? (маленькая рука; предмет для письма; часть двери или сумки).
Молодцы! Вы справились с заданием, и у нас есть ещё одна ступенька.
5.Работа со слогами.
Задание: достаньте из конвертов слоги. Скажите, что можно составить из слогов?Составьте слово и найдите соответствующую картинку на столе.
6.Физкультминутка.
Давайте поиграем в игру «Будьте внимательными!».
Если вы услышите гласные звуки - руки вверх;
согласные звуки руки опущены вниз;
слог хлопаем в ладоши;
слово обнимаем себя.
П Ж РАКЕТА

КА Э К ПАРОВОЗ ТУ

А теперь я буду вас путать.
М О КРОТ СА

6. Звуковой анализ слова.
Ребята, злая колдунья не сдаётся. Посмотрите : она сделала анализ слова. Правильно ли она составила схему этого слова?

КОРИДОР
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные, твёрдые и мягкие).
Молодцы! Вы заработали ещё одну ступеньку. И наша лесенка становится всё выше и выше.

8. Работа с предложением.
Ребята, что вы видите на доске? (слова). гнезде, в, сидят, Грачи. )
Прочитайте.
Что можно составить из слов? (Предложение).
Вспомните правило написания предложения.(Первое слово пишется с большой буквы. Все слова пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак).
(Дети составляют предложение. Грачи сидят в гнезде.)
Молодцы! Мы построили с вами лестницу, и теперь принц спасёт Рапунцель.


III. Итог занятия.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы сегодня выполнили много разных заданий. Какие задания были для вас трудные? А какие лёгкие? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки обозначают буквой Р? Нам было очень приятно работать с вами, и за это мы дарим вам наклейки.