Программа внеурочной деятельности Мастерская речевого творчества Веселый язычок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Районный конкурс для педагогов Березовского района
КОНКУРС ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мастерская речевого творчества:
«Веселый язычок»»
1518920-4445
Разработала: Рокина Т.Ю.,
учитель начальных классов,
учитель-логопед
Саранпауль, 2015
-82740510160
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества «Веселый язычок»» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.А. Синицына «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. /Юным умникам и умницам».
Программа адаптирована и дополнена в соответствии с индивидуальными речевыми особенностями учащихся Саранпаульской общеобразовательной средней школы.
Актуальность
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению родного языка. Русский язык – это основной учебный предмет. Это и набор правил, терминов, грамматических разборов, и творческий процесс познания. Привить интерес к слову, научить слушать, говорить, читать, писать, мыслить - основная задача современной начальной школы.
Дети с различными нарушениями устной речи составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы речевому и интеллектуальному развитию школьников.
В Саранпаульской начальной школе в среднем до 20-30% первоклассников имеют нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа. Программа внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества: «Веселый язычок»» поможет учителю начальных классов создать условия для творческого содружества взрослого и ребенка, развития интеллекта, языковой интуиции, эмоционально-нравственной сферы, коррекции речевых нарушений и будет способствовать успешному усвоению предметов «Обучение грамоте», «Русский язык».
Цель и задачи программы
Содержание программы внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества «Веселый язычок»» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Саранпаульская СОШ на 2015-2020 уч. год, которая создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих  возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности [4].
Целью реализации основной образовательной программы школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Одна из задач основной образовательной программы - создание  системы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие риски), что является основой создания программы внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества «Веселый язычок»».
Цель программы: успешная адаптация первоклассников с речевыми нарушениями к учебной деятельности, дальнейшая их социализация, разностороннее развитие личности.
Задачи:
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова, коррекция дефектов произношения и восприятия звуков;
- расширение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков;
- углубление знаний учащихся по русскому языку в условиях специально организованной познавательной деятельности;
- развитие активного, самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребенка.
Особенности реализации программы
Программа может быть реализована в школе учителем начальных классов или учителем-логопедом. Для реализации программы не требуется специальных условий, занятия могут быть проведены в классном кабинете, оснащенном дидактическими материалами для обучения грамоте.
В МБОУ ССОШ занятия по программе внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества: «Веселый язычок»» посещают учащиеся 1–ых классов, нуждающиеся в педагогической поддержке и развитии произносительной стороны речи.
На изучение спецкурса внеурочной деятельности в 1 классе отводится:
– количество часов в год – 66;
– количество часов в неделю –2.
Занятия проходят в кабинете логопеда, интегрируют элементы логопедической работы и систему развивающих заданий, формирующих навыки словотворческой деятельности учащихся.
На занятиях предусмотрены следующие виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Кроме этого большое внимание уделяется формированию психологических предпосылок к обучению (развитие восприятия и воспроизведения ритма, развитие зрительной и речедвигательной памяти, развитие способностей к концентрации, распределению, переключению внимания, формирование навыков самоконтроля, развитие когнитивных функций). В содержание спецкурса включены тематические разделы, которые изучаются на уроках русского языка в 1 классе.
На каждом занятии учащиеся знакомятся как с теоретическими сведениями о языке, так и выполняют практические упражнения по развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики, упражнения в произношении, чтении и письме, речевые творческие развивающие задания.
Курсом предусмотрены следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Занятия проводятся в форме практических упражнений, викторин, учебного диалога.
Характеристика условий МБОУ ССОШ при реализации программы
В МБОУ ССОШ занятия по программе внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества: «Веселый язычок»» проводятся в логопедическом кабинете с необходимым обеспечением.
Пособия для учащихся
Демонстрационные пособия:
- картины для развития связной речи по всем лексическим темам, на изучаемые звуки;
- схемы звуковые, слоговые, схемы предложений;
- модели гласных и согласных звуков, морфологические, синтаксические;
- лента букв, алфавит, алфавит в картинках, магнитная азбука;
- тренажеры для чтения, слоговые таблицы, таблицы со словами-квазиомонимами;
- комплекс артикуляционных упражнений и артикуляционные профили в графическом изображении.
2. Раздаточные индивидуальные пособия:
- индивидуальные кассы букв, слоговые таблицы, тексты, тренажеры для чтения;
- предметные картинки на изучаемые темы;
- тренажеры для моделирования букв, для развития мелкой моторики, дыхания;
- пособия и рабочие тетради:
-Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2007г.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2007г.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007г.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2007г.
- Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 1 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
- Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки С, СЬ, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ. – Я. 2001г.
-Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От буквы к слову. – М., 2001г.
- Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От слова к предложению. – М., 2001г.
- Цуканова С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы. – М.: Издательство ГНОМ, 2007.
3. Технические средства:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, и
картинок;
- ученические парты и стулья;
- зеркало настенное 2м х 1,5м;
- зеркала индивидуальные;
- мобильный компьютерный класс (по необходимости).
Работа с родителями
Одним из условий успешного изучения курса «Мастерская речевого творчества «Веселый язычок»» является работа с родителями. Рекомендуются следующие формы привлечения родителей к участию в образовательном процессе:
- знакомство с результатами диагностики детей;
- знакомство с индивидуальным образовательным маршрутом;
- приглашение на занятие, консультирование по вопросам коррекции произношения;
- практикум по проведению артикуляционной гимнастики;
- домашние занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
Планируемые результаты освоения программы
Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета [4].
Предметные результаты реализации программы «Мастерская речевого творчества «Веселый язычок»» соответствуют планируемым результатам изучения курса «Русский язык», направленным на формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета [4].
Личностные результаты:
формирование умений осознавать роль речи в жизни людей;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
планировать свои действия, анализировать свою работу;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
прогнозировать результат.
б) Познавательные УУД:
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
проявлять любознательность.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить диалог.
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
пользоваться алфавитом;
различать гласные, согласные и неречевые звуки;
правильно произносить и дифференцировать звуки;
определять роль ударения в слове;
различать предложения по цели высказывания и интонации;
выделять слова – названия предметов, признаков, действий, правильно использовать в своей речи слова и предложения;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
редактировать текст с целью совершенствования его содержания,
структуры и речевого оформления.
С целью оценки планируемых результатов и подведения итогов предлагаются диагностические материалы (Приложение 1).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название тематического раздела Содержание раздела Количество часов
теоретические сведения практическая деятельность 1 Звуки и буквы. Алфавит Понятие о предмете «русский язык». Ответ на вопрос: «Умею ли я общаться?» Русский алфавит. Различие звуков и букв. Понятие о природных и речевых звуках. Понятие о гласных и согласных звуках и буквах. Понятие об ударении. Особенности звонких и глухих согласных. Твердые и мягкие согласные. Шипящие, свистящие, сонорные согласные. Слог. Слово. Упражнения в произнесении звуков речи, формирование правильной артикуляции звуков. Постановка отсутствующих и дефектно произносимых звуков. Формирование навыков постановки ударения в слове, делении слов на слоги. 41
2 Слово и его значение Слово и его лексическое значение. Однозначные многозначные слова. Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова-неприятели (антонимы). Практические упражнения в подборе родственных слов, синонимов, антонимов. Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове, чтение и составление слов, отличающихся одной буквой. 3
3 Имя собственное Понятие об именах собственных: имена, фамилии, клички, географические названия.
Обозначение на письме имен собственных, чтение и письмо слов, начинающихся с заглавной буквы. 2
4 Слова – названия предметов, признаков, действий Понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, о словах, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов. Их роль в языке. Упражнения в постановке вопросов Кто? Что? Формирование умения выделять слова - названия действий предметов, признаков предметов. Постановка вопросов, ответы на вопросы. Тренировка в согласовании слов. 6
5 От слова к предложению Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Построение диалога. 8
6 От предложения к тексту Понятие о тексте, его отличии от группы предложений, не связанных по смыслу. Упражнения в определении порядка предложений в тексте, о границе предложений. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. 3
7 Язык. Речь. Культура общения Вежливые слова. Правила ведения диалога. Понятие о культуре общения. Употребление вежливых слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении. Моделирование жизненных ситуаций.
2
8 Подведём итоги Что узнали? Чему научились? Рефлексия. Итоговая письменная работа. 1
Всего 66
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
№ Название темы Количество часов Теоретические сведения.
Приобретаемые знания
Практическая деятельность. Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся УУД
Звуки и буквы. Алфавит. 41 час
1 Вводное занятие «Как я говорю? Умею ли я общаться?» 1 Знакомство. Привлечение внимания к своей речи, постановка образовательных задач. Выработка умения сравнивать свою речь и речь окружающих. Слушание, говорение, наблюдение. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность; умение разрешать конфликты на основе договорённости Познавательные УУД:
развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, умения анализировать и сравнивать информацию
Личностные УУД: умение осознавать роль речи в жизни людей
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, контроль своих действий.
Формирование рефлексии.
2 В мире звуков. Звуки речи 1 Понятия: звуки речи, неречевые звуки. Для чего нужно уметь произносить звуки речи правильно? Различение звуков речи и неречевых звуков. Развитие слухового внимания. Слушание, говорение. 3 Город гласных и согласных звуков. Алфавит 1 Различение понятий звук и буква. Характеристика гласных и согласных звуков. Знакомство с алфавитом. Наблюдение за работой органов артикуляции при произнесении гласных и согласных звуков, развитие кинестетических ощущений. Называние букв алфавита. 4 Гласные звуки. А, О,У, И, Ы, Э. Обозначение их буквами 6 Выделение гласных звуков из звукового ряда, обозначение звуков символами, буквами. Характеристика гласных звуков. Самые «напевные» звуки. Формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза. Работа над интонационной выразительностью речи. Артикулирование, пропевание гласных. Коррекция звукопроизношения. Конкурс «самое выразительное пение». 5 Удивительный слог 4 Знакомство со слогообразующей ролью гласных. Понятие: слог Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие чувства ритма. 6 Сказка про ударение 4 Формирование понятия об ударении, как о смыслоразличителе слова Определение ударного слога в словах. 7 Волшебные твердые и мягкие согласные. 2 Особенности твердых и мягких согласных. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных. Обозначение их звуковой схемой. Наблюдают, осуществляют сравнение, сходство и различие, выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения, проводят знаковое моделирование. 8 Игры со звонкими и глухими согласными 2 Особенности звонких и глухих согласных. 9 В гостях у свистящих согласных 4 Особенности произношения свистящих звонких и глухих согласных звуков С, З. Коррекция звукопроизношения. Формирование навыков правильной артикуляции звуков.
Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Творческое упражнение на придумывание чистоговорок. Конкурс скороговорочников. Игра «Эхо». Слушание, говорение, обозначение звуков буквами. Упражнение в отраженной речи. 10 В гостях у шипящих согласных 6 Особенности произношения шипящих звонких и глухих согласных звуков Ш, Ж, Щ. 11 Загадочные согласные Ц, Ч 4 Особенности звуков Ц, Ч. Загадка происхождения и произношения звуков. Что такое «аффрикаты»? 12 В гостях у сонорных согласных Р, Л 6 Особенности произношения сонорных согласных Р, Л. Самый «дрожащий» и самый «веселый» звуки. Слово и его значение. 3 часа
13 Слово и его значение 1 Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Слова близкие и противоположные по смыслу, многозначные слова.
Игра «Угадай слово по его значению». Упражнения в подборе слов, разъяснении смысла пословиц. Анализ, рассуждение, доказательство.
Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные УУД: использование знаково-символических средств предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные УУД: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка; осознание двух реальностей - окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии.
Регулятивные УУД:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

14 Озорные буквы 1 Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове Моделирование, преобразование слов. Анализ и синтез. Упражнения в чтении и письме. 15 Слова играют в прятки 1 Развитие внимательного отношения к слову Имя собственное. 2 часа 16 Я и мои друзья 1 Понятие об именах собственных. Обозначение на письме имен собственных. Упражнения в чтении и письме. Творческое задание: «Тайна моего имени». 17 Где я живу? 1 Моя страна. Мой поселок. Мой адрес. Зачем это нужно знать? Упражнение «Откуда я родом?» Слова – названия предметов, признаков, действий. 6 часов 18 Слова-названия предметов 2 Формирование умения выделять слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы. Роль существительных в речи. Упражнения в постановке вопросов Кто? Что? Формирование умения выделять слова - названия действий предметов, признаков предметов. Постановка вопросов, ответы на вопросы.
Распространение предложений. Тренировка в согласовании слов. Наблюдение за образными речевыми выражениями. Игра «Кто больше слов придумает?» подбор действий к предмету. 19 Слова-названия признаков 2 Формирование умения выделять слова – названия признаков предметов, задавать к ним вопросы. Роль прилагательных в речи. 20 Слова-названия действий 2 Формирование умения выделять слова - названия действий предметов, задавать к ним вопросы. Роль глаголов в речи. От слова к предложению. 8 часов
21 Повествовательное и вопросительное предложения.
Грамматическая сказка 1 Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении, редактировании предложений. Работа с деформированными предложениями. Нахождение границ предложений в тексте. Дописывание предложений. Конструирование предложений. Построение диалогов на разные темы. Коммуникативные УУД: овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные УУД:
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД: овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
Познавательные УУД: использование знаково-символических средств информации для создания моделей, схем решения учебных и практических задач. Личностные УУД: формирование отношения к родному русскому языку, как культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения.
Регулятивные УУД:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
22 Побудительное и восклицательное предложения. 1 23 Распространенное и нераспространенное предложения.
Игра-конкурс 1 24 Редактирование предложений. Игра «Редактор» 2 25 Распространение и сокращение предложений 2 26 Игра «Конструктор» 1 От предложения к тексту. 3 часа 27 Строим текст-повествование 1 Знакомство с характерными признаками текста-повествования, схемой его построения. Формирование умения пересказывать текст по плану и опорным словам, строить повествование с опорой на вопросы, картинки, опорные слова. Расширение глагольного словаря 28 Строим текст-описание 1 Знакомство с характерными признаками текста-описания, схемой его построения. Формирование умения пересказывать текст по плану и опорным словам; строить описание, используя средства выразительности. Образно-выразительные средства языка 29 Строим текст-рассуждение 1 Знакомство с характерными признаками текста-рассуждения, схемой его построения. Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения Язык. Речь. Культура общения. 2 часа 30 «Вежливые» слова 1 Употребление вежливых слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении. Создание речевых ситуаций, построение диалога. Решение коммуникативных задач. 31 Речевые ситуации 1 Умение вести себя в различных жизненных ситуациях. Подведем итоги. 1 час 32 Итоговое занятие. «Мастера речевого творчества» 1 Что узнали? Чему научились? Рефлексия. Итоговая письменная работа. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 1 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Основная образовательная программа начального общего образования муниципальног бюджетного образовательного учреждения Саранпаульская СОШ на 2015-2020 уч год
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский А. А., Тимофеев Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Соколова Т.Н.: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс / Т.Н. Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007.
Рекомендуемые пособия для учащихся и родителей
Коноваленко В.В. домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков. – М.: Издательство ГНОМ, 2008.
Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 1 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
3. Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки С, СЬ, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ. – Я. 2001г.
4. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От буквы к слову. – М., 2001г.
5.Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От слова к предложению. – М., 2001г.
6.Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.: Эксмо, 2005.
Приложение 1
Экспресс-диагностика устной речи (проводится в начале и конце года)
1. Звукопроизношение.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
У старушки пушистая шуба.
Желтая змея шипит, а зеленый жук жужжит.
Сел щенок у синей миски.
У Сони цветик-семицветик.
Лара забрала Рому домой.
Течет речка, печет печка.
2. Фонематическое восприятие.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
да-та-да ба-па-ба га-ка-га
са-ша-саза-са-заца-са-ца
ша-са-шаса-за-саса-ца-са
жа-ша-жача-тя-чаща-ча-ща
ра-ла-рала-ра-лала-ла-ра
3. Фонематические представления.
Инструкция: «Выбери картинки, в названиях которых есть звук Р, Ж, Ш,С, Ц, Ч, Щ».
4. Навыки звукового анализа.
А). Инструкция: «Назови первый звук в слове»: осы, утка, иголка.
Б). Инструкция: «Назови последний звук в слове»: грибы, окно, кошка.
Г). Инструкция: «Назови звуки в словах. Определи, сколько звуков»: кот, стул, кактус, диктант.
5. Лексико-грамматический строй.
А). Инструкция: «Я назову предмет, а ты назови так, будто их много»: дом – дома, окно - …, звезда - …, стол - …, ухо - …, стул - … .
Б). Инструкция: «Назови ласково»: звезда - …, ключ - …, пуговица - … .
Г). Инструкция: «Назови детенышей»: у кошки - …, у утки - …, у коровы - … .
6. Связная речь.
Инструкция: «Расскажи, как запомнил»:
Цыплёнок
Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзину. Прошло три недели. Вдруг из корзины послышался писк. Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок.

Примечание: диагностика проводится запросу родителей, классного руководителя, по рекомендации воспитателей ДОУ на этапе формирования состава учащихся. По результатам стартовой диагностики родителям рекомендуется данный курс. В конце года диагностика показывает достижения ребенка.
Лист наблюдений за динамикой звукопроизношения учащихся
Ф.И. Начало года. Проблемные звуки
с ш з ж л р щ ц ч
Маша Ш. + ш-с + ж-з д. о. + + +
Кирилл Ф. + + + + + о. + + +
Валера К. д. ш-с д. ж-з л-й о. щ-сь д. д.
Максим Т. + д. + д. + д. + + +
Максим В. + ш-с + ж-з д. о. + + +
Вася К. + + + + д. + + + +
В речи путает и заменяет даже простые звуки (Галя – Даля и т.д.)
Ф.И. Середина года. Проблемные звуки
с ш з ж л р щ ц ч
Маша Ш. + + + + д. о. + + +
Кирилл Ф. + + + + + о. + + +
Валера К. д. ш-с д. ж-з л-й о. щ-сь д. д.
Максим Т. + +
изолир. + +
изолир. + д. + + +
Максим В. + ш-с + ж-з д. + + + +
Вася К. + + + + д. + + + +
Замены встречаются реже
Ф.И. Конец года. Проблемные звуки
с ш з ж л р щ ц ч
Маша Ш. + + + + в стадии автоматизации + + + +
Кирилл Ф. + + + + + +
изолир., в словах + + +
Валера К. д. +
изолир. д. +
изолир. л-й в стадии автоматизации щ-сь + д.
Максим Т. + в стадии автоматизации + в стадии автоматизации + в стадии автоматизации + + +
Максим В. + + + + + + + + +
Вася К. + + + + д. + + + +
Положительная динамика
Примечание:Д. – дефектное произношение
О. – отсутствует звук
С-Ш – один звук заменяется другим
Итоговая проверочная работа. Диагностика письменной речи
Найди буквы, обозначающие гласные звуки. Подчеркни их красным
цветом: облако, осы, рак, домик, утка, гуси, курица.
Найди буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки. Подчеркни их синим цветом: дом, зебра, конь, окно.
Чего больше: букв или звуков в слове рожь?
А) буквБ) звуков
Замени в слове выделенную букву и запиши новое слово.
Образец: галка – палка.
дом - _____мал - _____кот - _____
люк - _____рад - _____роса - _____

Допиши слова, отвечающие на разные вопросы:
КТО? Человек, __________________________________
ЧТО? Школа, ___________________________________
КАКОЙ? Умный, _________________________________
ЧТО ДЕЛАЕТ? Пишет, ____________________________
Помоги подобрать нужные слова, чтобы получилось предложение.
Дети катаются на __________________.
С севера подул холодный __________________.
Весело чирикает _________________.
Прочитай предложения. Связаны ли они по смыслу?
Хорошо рисуют дети. Это конь Это ёжик Это кукла А это кто
А) даБ) нет
Поставь нужный знак в конце каждого предложения.
Какой должна быть твоя речь? Выбери нужные слова, подчеркни.
Грамотной, торопливой, понятной, грубой, доброжелательной.
Было начало, настал и конец.
Ты постарался – ты молодец!