АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ



Трудолюбивая божья коровка
К комплексу упражнений для отработки звуков 
[ш] - [ж] - [щ] - [ч]
(Т.В. Рожкова)
 
 
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, говорили они.
Да ты просто красный жук, вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
 
«Улыбочка».
 
Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
 
«Непослушный язычок».
 
И он стал ровным, как лопаточка.
 
«Лопатка».
 
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
 
«Чашечка».
 
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
 
«Бублик»,
 
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
 
«Лошадка».
 
веселого  маляра,
 
«Маляр».
 
грибок
 
«Грибок».
 
и даже гармошку.
 
«Гармошка».
 
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
  Божья коровка, пора ложиться спать, обратилось к ней солнышко.
Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
 
«Вкусное варенье».
 
И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок.
 
«Грибок».
 
А утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
 
«Парашютик».
 
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Загадочная бабочка
К начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
(Т.В. Рожкова)
 
 

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
 
«Птенчик».
 
А бабочка ему говорит:
Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:
Летом в болоте
 Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
 
Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
 
«Улыбочка».
 
А еще знаешь, про что-нибудь большое? спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя хвост большой.
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это...
Слон! закричал весело птенчик.
 
«Хоботок».
 
Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? спросила бабочка.
Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
Это про мою лопатку.
 «Лопатка».
 
Я отгадал. А еще знаешь? спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, по он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
 
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
 
«Надуй игрушку».
 
Они даже пошлепали свои язычки,
 
«Непослушный язычок».
 
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
 
«Расческа».
 
Затем друзья покачались на качелях.
 
«Качели»
 
И не заметили, как время прошло.
А что всегда идет, а с места не сходит? спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.
Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к ее в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.



Веселый язычок
(В.Н. Чернякова)
Жил веселый язычок,
Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.
Запирался на крючок.
Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Руки вверх и руки вниз,
Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.
А потом ты наклонись.
Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
А затем подскоки, бег
Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.
Тут совсем не до утех.
Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок.
Стараются сделать язычок как можно уже.
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел.
Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил, полоскал,
Имитируют полоскание ротовой полости.
А умылся засверкал.
Кончиком языка облизывают губы.
А на завтрак язычок
Выпил тепленький чаек
Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным вареньем,
Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем.
Улыбаются, сомкнув зубы.
Взялся язычок за дело
И работа закипела:
Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.
Подметал, белил и мыл
Отрабатывают подъем языка и его подвижность.
Ничего он не забыл.
Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он пошел,
Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется).
Много он забав нашел:
С горки весело спускался,
Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях покачался,
Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением.
На лошадке поскакал,
Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и улыбнулся.
Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок
Славно прожил свой денек:
Потрудился, отдохнул,
Делают язык широким.
Наигрался и заснул.
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.






















15