Рабочая программа Весёлый язычок по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 103 «Аист»











УТВЕРЖДАЮ: заведующий МБДОУ д/с № 103 «Аист»
Якименко В.А.

« »_____________20___г.



Рабочая программа
«Весёлый язычок»


по устранению речевых нарушений у детей 5 -7 лет












Составитель:
Учитель – логопед
Цыганкова О.В.


г.Брянск
2015 г. СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающих группы муниципального бюджетного образовательного учреждения - детского сада №103 «Аист».
Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях;
Федеральный закон «Об образовании»;
Конвенция о правах ребенка;
Методические рекомендации Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;
Должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед», учитель - дефектолог» в Едином квалификационном справочнике №761 от 26. 08. 2010.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.

Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые нарушения.
Место программы относительно программы развития ДОУ и Программы «От рождения до школы»: Главная идея заключается в реализации выравнивания речевого развития детей, то есть осуществления коррекционного направления работы учителя-логопеда, являющееся подчинённым, а общеобразовательное - ведущим.
Исходной теоретической и методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е.Левиной (о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального образования), В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.
Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.
Цель программы:
построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с ФФНР, ФНР в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. Важно сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях; обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений; развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников; обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушениями речи.


Задачи программы:
обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием (ФНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) (не отягощенного клиническими компонентами);
предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников;
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:

учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
комплексность с точки зрения развития речи дошкольников;
Проблемные поля

Физическое
Развитие познавательной сферы
Развитие

развитие
личности
эмоционально-


Познавательные
Речевое развитие
волевой сферы


процессы


личности


На

рушения


-недостаточное
- мышления;


-проявление

развитие мелкой
- внимания;
звукопроизношения
агрессивности;

моторики;
- памяти;

лексико-
-повышенная

-недоразвитие
- воображения;
грамматической
тревожность;

артикуляцион ного

стороны речи;
-проблемы

аппарата;
и др.
-фонетического
коммуникативного



восприятия;
взаимодействия;



- несформирован
-низкая



ность
произвольная



фразовой речи;
регуляция



-ограниченность
деятельности;



словарного запаса;
- бедность



-понимания
социального опыта



обращенной речи;
и




несформированност




ь базисного доверия




к миру, осознания




собственного «Я».



воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом;
опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции (мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков); оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонение, индивидуален;
взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы - одна из ведущих.
систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации . Основные задачи коррекционного обучения
Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:
для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Организация индивидуальных занятий
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Обучение проводится в течение 9 месяцев с сентября по май. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю (с 17 - до 17.30 мин.), по 20 мин.
Оформление документации - 5мин. в неделю (20 мин. в месяц); работа с родителями - 5 мин. в неделю (20 мин. в месяц).
Общее количество часов в месяц - 4 (четыре).
На занятиях чередуются различные виды деятельности, соблюдаются требования СанПиН к образовательному процессу в дошкольном возрасте.
Форма обучения: индивидуальные занятия.
Количество обучающихся: десять детей.
Проводит занятия: учитель - логопед высшей квалификационной категории - Цыганкова О.В.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
Постановка звуков разными способами.
Автоматизация звуков в речи.
Дифференциация звуков в речи.

План

индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

Подготовительный этап.

Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.



Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков. Последовательность: -свистящие С, 3, Ц, С', 3'
-сонор Л'
шипящий Ш
шипящий Ж
сонор Л
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Способ постановки: (по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный).
Подготовительные упражнения
(кроме артикуляционной гимнастики)

для свистящих: «Лягушата», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; «Фокусник»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет», «Фокусник»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка», «Пароход гудит», «Самолёт летит».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
а) С, С', 3, 3' Ш, Ж, Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
При дизартрии - сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация каждого исправленного звука в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.

Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

Дифференциация звуков:

С - З, С - Ц, С - Ш;
Ж - З, Ж - Ш;
Ч - ТЬ, Ч - СЬ, Ч - Щ;
Щ - С, Щ - ТЬ, Щ - Ч, Щ - Ш;
Р - Л, Р - РЬ, РЬ - ЛЬ, РЬ - Й, ЛЬ – Л.

Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.


Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.

План индивидуальных занятий для детей с ФФНР

Пери од
Месяц
Содержание работы

I
Сентябрь
Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к'], [х], [х'], [j], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [л], [л'], [ш], [ж], [р], [р'] и др.
Преодоление затруднений в произношении




сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.


Октябрь
Формирование грамматически правильной речи. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п'], [э], [т], [т'], [к], [к'], [м], [м'], [л'], [о],[х], [х'], [j], [ы], [с].
Различение звуков на слух: гласных -[у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных - [п], [т], [м], [к], [д], [к'], [г], [х], [л], [л'], [j], [р], [р'], [с], [с'], [з], [з'], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.


Ноябрь
Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] - [х], [л'] - [j], [ы] - [и].
Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: тата, та-та, та-та-та, та - та-та.
Определение ритмических моделей слов: вата- тата, вода-тата и т. п. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью

II
Декабрь
Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [ш], [ж], [л], [р], [р'], [ц],[ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
звуков (строительство, космонавт и др.).


Январь
Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с'], [з], [з'],б], [б'], [д], [д', [г], [г'], [ш], [л], [ж], [р], [р'].
Различение звуков на слух: [с] - [с'], [з] - [з'], [з] - [з'] - [с] - [с'], [б] - [б'] - [п] - [п'], [д] - [д'], [ д ] - [ д'] - [т] - [т'] - [г] - [г'], [г] - [г'] - [к] - [к'] - [д]- [д'], [ш]- [с]




[ж] - [щ], [л] - [л'] - [р] - [р'], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания).
Дифференциация правильно произносимых звуков: [с]
[с'], [з] - [з'], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] - [ш], [ж]
[з], [ж] - [ш], [с] - [ш] - [з] - [ж], [р] - [р'], [л] - [л'].


Февраль
Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар,перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков.
Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

III
Март
Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.


Апрель
Различение на слух:
[ч] - [т'] - [с'] - [щ], [ц] - [т'] - [с], [щ] - [ч] - [с'] - [ш].
Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] - [т'], [ч] - [с'], [ц] - [с], [щ] - [ш], [щ] - [ч], [щ] -
[с'] .


Май
Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи
(учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.
Анализ слов сложного звуко-слогового состава.


Контрольные параметры:
Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;
Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие
предмета и практически использует их в речи;
Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы;
Владеет основными способами словообразования и практически использует в
речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и
глаголы с разными приставками;
Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;
Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.
Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.
Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)
На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему взаимодействия.
Рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и при необходимости в письменной форме на карточках и в логопедической тетради ребёнка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии.

Формы и средства организации образовательной деятельности
Организация деятельности логопеда в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Данная программа разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения индивидуальной деятельности учителя - логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная логопедическая работа, которая проводится 2 раза в неделю с каждым ребёнком, продолжительностью 20 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.








Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического
кабинета

Настенное зеркало для логопедических занятий;
Зеркала для индивидуальной работы;
Дополнительное освещение у зеркала.
Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
Шкафы для пособий;
Классная доска;
Письменный стол для работы учителя-логопеда;
Столы для занятий с детьми;
Стулья детские.





















Литература.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) - СПб.: «Детство-пресс», 2004.
Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, 2007.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное образование», 2003 г., №8, с.65
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
Каше Г Л., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1978.
9. Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
10. Курдванивская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 57 лет. М., 2007.
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
12. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г.- 208 с.
13.Степанова О.А. Рабочий журнал логопеда ДОУ. М., 2004.
14.Степанова О.Л. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007.
15.Поваляева М.Л. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.
16.Подобед С.О. Изучение результативности логопедической работы в ДОУ: новые подходы // Логопед. 2005. № 4.
17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993 г.- 72 с.
18.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
19.Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях /'/ Развитие и коррекция. 1998. №


Литература для родителей.

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство - ПРЕСС, 2007.
Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.
Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. М.: Ювента, 2007.
Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.
Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.
Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.
Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 2007.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415

Приложение № 2

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315

Приложение № 1

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515

Приложение № 1

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415





Заголовок 115