Коррекционная работа по постановке и различению звуков Р и Л

Звуки [Л] и [Р]
(норма произношения, нарушения, постановка, закрепление в речи)

Звук [Л]
Мягкий звук ль появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким ль недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют ль звуком й: «бойно» (больно). К четырём годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или ль. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

Постановка

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л.
(Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики).

Наказать непослушный язычок.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание!
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Пароход гудит.
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Внимание!
Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели. Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка. Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание!
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.


Лошадка едет тихо. Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л. Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Внимание!
Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
Кончик языка не должен загибаться внутрь.
Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Дует ветерок.
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Постановка
Упражнения для закрепления


Звук [Р]
Твёрдый звук [Р]появляется у детей в 2 –2,5 года. Процесс усвоения звука р проходит через следующую систему заменителей: й – ль – л – рь – р (йыба – либа – лыба – риба - рыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного р на й или ль. К концу пятого года дети усваивают и правильно произносят звук р. Но некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий «французский», звук.
Постановка
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P .
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание!
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр. Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед - назад. Внимание!
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч.
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание!
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
Нельзя надувать щёки.
Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Внимание!
Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики. Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Внимание!
Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
Кончик языка не должен подворачиваться.
Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Звуки «Р» и «Л»
При произнесении звуков «Р» и «Л»:
Губы вытянуты вперёд и округлены;
Зубы сближены до расстояния 4-5 мм;
Кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов;
Средняя часть спинки языка прогибается;
Задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому нёбу;
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
Сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом и между кончиком языка и твёрдым нёбом;
Голосовые складки сомкнуты и производят голос (для «Ж»);
Голосовые складки разомкнуты и не производят голос (для «Ш»).

Артикуляционная гимнастика для звука «Р»


Название упражнения, образ

Описание упражнения


«Дудочка»

С напряжением вытянуть вперёд губы


«Кружочек»


Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажить сближенные зубы.


«Непослушный
язычок»

Улыбнуться и слегка прикусить кончить широкого язычка.


«Лопатка»


Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.


«Качели»

Открыть рот, кончиком языка поочерёдно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.


«Болтушка»

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперёд-назад.

«Чашечка»
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки».


«Красим верхний заборчик»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние губы «кисточкой»-кончиком языка.
Движения вверх-вниз, влево-вправо.


«Красим потолок»
Открыть рот, кончиком языка проводить по твёрдому нёбу в направлении сзади-вперёд.


«Колокольчик»
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочерёдно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука-вибрации нет.






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315