Программа логопедического кружка Весёлый язычок


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заведующая МБДОУ№17 Решением педсовета
_______Циберкина М.А. Протокол №
«____»___________2014 г. От «____»_________2014 г.


Программа логопедического кружка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции «Весёлый Язычок»

Составила: учитель-логопед подготовительной к школе логопедической группы 1 квалификационной категории МБДОУ№17 «Красная шапочка» Колясева Т.А.

г. Бугульма,  2014г. 
Содержание программы1. Информационная карта программы2. Пояснительная записка3. Прогнозируемый результат4. Перспективный тематический план занятий5. Список литературы
Информационная карта:Тип: образовательнаяУровень: коррекционно – развивающийФорма проведения занятий: подгрупповаяИнтеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество, музыкаНаправленность: эстетическая, коррекционно - развивающаяКонтингент: дети младшего дошкольного возраста (3 года) Срок реализации: 6 месяцев Пояснительная записка
В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з]  отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.  Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) .Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. 2. Формирование правильного речевого дыхания;Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. 3. Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции. 
Задачи:1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .4. Развивать движения кистей и пальцев рук. 5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания; 6. Развивать фонематические представления и навыки. 
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество. 1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог 2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений. 3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки) 4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр. 5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми 6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж. для укрепления физического здоровья детей7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование) Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. 
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и включает в себя 23 занятия. Занятия проводятся один раза в неделю, продолжительностью 15 минут, с группой детей - 10 человек. 
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:1. Разучивание нового артикуляционного упражнения2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д, песочная терапия и др.) 3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. 4. Физминутка5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений
Календарно – тематический планНазвания упражнений Кол –во занятийНоябрь 1- я неделя «Лягушка», «Слоник» 12 – я неделя чередование «Лягушка- Слоник» 13 –я неделя «Бегемотик», «Окошечко», 2 14-я неделя «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье» 1Декабрь 1-я неделя «Ступеньки», «Чашечка» 1 2-я неделя «Хомячок», «Футбол», «Иголочка» 13-я неделя «Качели» 2 14-я неделя «Чистим зубки», «Часики»  1Январь 2-я неделя «Киска»  13-я неделя «Лошадка», «Грибочек» 2 14-я неделя «Гармошка» 2 14-я неделя «Барабанщик» 1Февраль1-я неделя «Барабанщики», «Пулемёт»   12-я неделя «Маляр» 2 13-я неделя «Парус» 2 14-я неделя «Пароход гудит 1 Март 1-я неделя «Индюк» 1 2-я неделя «Киска лакает молочко» 1 3-я неделя чередование «Киска -Чашечка» 1 4-я неделя «Лягушка - Слоник - Киска» 1 Апрель 1-я неделя «Лягушка - Слоник - Киска -Чашечка» 1 2-я неделя «Лягушка - Слоник - Киска -Чашечка -Парус» 1 3-я неделя «Вкусное варенье-Чашечка -Парус» 1 4-я неделя «Сказка о весёлом язычке» 1 Всего: 23 занятия
Ожидаемые результаты:В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) .
Литература:
1. Т.Л. Чернова 500 оригинальных пальчиковых игр/Т.Л. Чернова; худож. Е.
Кравцова. – Харьков: Книж. Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО
«Книжный Клуб» Клуб семейного досуга», 2012.- 256с.: ил.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения
Издательство: Гном и Д Год: 20052.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:
Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с., ил. Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна Анатольевна
Издательство: Литера, 2007 г. Серия: Уроки логопеда
4. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада.
– СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32 с.: ил.
5. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого
дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. –
М.: Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии.)
6. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ
классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2007. – 186 с.