Конспект открытого занятия по развитию речи Веселый язычок


Введение
Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А.Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.
Проводив детей в школу, стала задумываться, можно ли научить детей 3 лет хорошо овладеть родным языком, развитием речи?
 И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился?  Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не  эффективно для развития моторики.
Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью  пульта.
 Проанализировав свою работу с детьми старшего возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные  методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться.  Поэтому поставила  перед собой цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию – « Устное народное творчество, как средство развития речи детей», поставив перед собой задачи научить их:
- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы, петь колыбельные, частушки, потешки;
-рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине);
- в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные и  праздничные дни);
- через проведение праздников, досугов, сказочных представлений составлять высказывания повествовательного типа;
-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Для решения поставленных задач разработала перспективный план, обогатила  предметно – развивающую среду, продолжила подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок и т. д. Решила собрать  книжку «Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики». Организовать  в группе: уголок ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок; место для игр, (коробочки с палочками, бусами, пуговицами, бумагой, прищепками, шнурками).Начала заинтересовывать родителей, провела родительское собрание на тему: «Фольклор в жизни ребенка», подготовила консультации, оформила папку-передвижку «Помогите ребенку овладеть родным языком». Привлекла родителей к праздникам, разучиванию песен, стихов, частушек. Предложила родителям составить свой сборник колыбельных песен, которые они поют своим детям. Раздала памятки с упражнениями для развития  мелкой моторики.
Я думаю, пальчиковые игры стали популярны в наши дни. Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни, но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Как часто приходится слышать от учителей: « Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, знают об окружающем мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно».
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследовании детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей,  волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
 Руке посвящали стихи. Писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб  хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
- большой палец отвечает за голову;
- указательный  – за желудок;- средний – за печень;
-безымянный – за почки;
- мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
  «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», -  Дж. Бруно.
Педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,  а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому  нужно усиленно, систематически заниматься с детьми, сопровождая речь движениями, играя, разучивая:
- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;
- частушки – топотушки;
- потешки – прихлопушки;
- игры – хороводы;
- колыбельные – убаюкивание кукол.
Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала воспитатель берет в руки игрушку или предмет и говорит текст,  показывая движения с игрушкой, затем дети проговаривают его хором вместе с игрушкой. После этого можно приступить  к индивидуальному проговариванию с каждым ребенком.
Работа по развитию речи дошкольников с использованием артикуляционной пальчиковой гимнастики
Соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки получило название в исследованиях И.В. Курис – биоэнергопластика.  Уже давно отмечена взаимосвязь речевой и моторной деятельности, стимулирующая роль тренировки мелкой моторики рук. Педагоги могут самостоятельно подбирать движение рук под любое артикуляционное упражнение, составлять комплексы упражнений и использовать их на разных занятиях. Для ритмичного выполнения действий используется счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками воспитатель продолжает давать образец движения. Желательно проводить подобные занятия совместно с логопедом для более тщательного контроля над правильностью выполнения упражнений.
Предлагаю вашему вниманию упражнения сопряженной артикуляционной и пальчиковой гимнастики (биоэнергопластики).