Разработка психокоррекционной программы по развитию познавательных УУД


Психокоррекционная программа направленная на развитие познавательных УУД.
Цель: развитие познавательных УУД.
Программа предназначена для детей 7-9 лет.
Задачи:
1) Формирование предпосылок учебной деятельности:
восприятие инструкций;
планирование деятельности;
умение выполнять задание до конца.
2) Развитие познавательных способностей:
внимание;
память;
воображение;
мышление.
Организация занятий:
 Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия - 30-35 минут.
1 Занятие
Цель: развитие познавательных способностей учащихся.
Упражнение №1:
«Знакомство»
Цель: налаживание отношений психолога с группой и участников между собой.
Ход упражнения: дети передают по кругу мягкую игрушку , которой называют свое имя и рассказывают о себе.
Инструкция: «Назови предметы, находящиеся в комнате, названия которых начинаются с той же буквы, что и твое имя».
Упражнение №2:
Корректурная проба рисуночная «Звездочки, флажки»
Цель: развитие распределения, переключаемости, устойчивости внимания.
Стимульный материал: бланк корректурной рисуночной пробы (Бланк №6) и ручка для каждого ученика.
Инструкция: «Сейчас мы с Вами поиграем в такую игру: я покажу Вам картинку, на которой нарисовано много разных предметов. Когда я скажу слово "начинаем", Вы по строчкам этого рисунка начнете искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
Задание 1: Сейчас Вы будете ставить галочку на ведерке и точку в звездочке. «Начинаем!»
Задание 2: Сейчас Вы будете закрашивать у цветочка серединку и рисовать на домике трубу. «Начинаем!»
Упражнение №3:
«Найди лишнее» автор Н.В. Лебедева
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Иструкция: «Сейчас я буду зачитывать Вам ряды слов, из которых Вы должны выбрать лишнее, и объяснить почему оно лишнее».
Стимульный материал:
Скакалка, мяч, песок, кукла.
Река, море , пруд, мост.
Дуб, клён, сосна,  ель.
Вилка, ложка, нож, тарелка.
Вася, Петя, Коля, Иванов;молоко, сыр, мясо, сметана;иней, пыль, дождь, роса;дедушка, учитель, мама, папа;ручка, кисточка, роза, карандаш; пилотка, шапка, шарф, шляпа; троллейбус, трамвай, трактор, автобус;береза, сосна, арбуз, елка; кирпич, камень, дом, глина; туфли, колготки, ботинки, сапоги.
Упражнение №4:
«Лабиринт»
Цель: развитие распределения, переключаемости, устойчивости внимания.
Стимульный материал: бланк с лабиринтом для каждого ученика.
Инструкция: «Помогите машине проехать к домику. Найдите правильную дорогу, а потом раскрасьте ее »
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?
2 Занятие.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся.
Упражнение №1:
«Шифровка»
Цель: развитие переключения внимания и кратковременной памяти.
Стимульный материал: бланк для каждого ученика.
Инструкция: «Ребята перед Вами шифровка, где буква шифруется цифрой. И Вам необходимо зашифровать остальные строки, возьмите и попробуйте зашифровать первые десять букв, как показано на образце. А теперь я засеку две минуты, и по истечению этого времени посмотрим, кто зашифрует больше букв, будьте внимательны»
Упражнение №2 «Птица - не птица».
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Инструкция: «Сейчас я буду читать Вам стишки про птиц, слушайте меня очень внимательно и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать».
Прилетели птицы:Голуби, синицы,Мухи и стрижи...Прилетели птицы:Голуби, синицы,Аисты, вороны,Галки, макароны.,Прилетели птицы:Голуби, синицы,лебеди, куницы,Галки и стрижи,Чайки и моржиПрилетели птицы:Голуби, синицы,Чибисы, чижи,Сойки и ужи.Прилетели птицы:Голуби, синицы,Чайки, пеликаны,Майки и орланы.Голуби, синицы,Цапли, соловьи,Окуни и воробьи.Прилетели птицы:Голуби, синицы,Утки, гуси, совы,Ласточки, коровы.Прилетели птицы:Голуби, синицы,Палки и стрижи,0Бабочки, чижи,Аисты, кукушки,даже совы-сплюшки,лебеди и утки -и спасибо шутке!
Упражнение №3:
Простые аналогии
Цель: развитие умения находить логические связи и отношения между понятиями.
Стимульный материал: бланк и ручка для каждого ученика(1-14 задание)
Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – «лошадь» и «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – одно слово – корова, а под ним – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова – вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».
Источник: Простые аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.127-130.
Упражнение №4:
Игра        « Когда это бывает»
Цель: Развитие умения подчиняться словесным указаниям. Развитие мышления – нахождения общих и отличительных признаков.
Стимульный материал: мяч.
Инструкция: «Встаньте в круг, сейчас я буду называет явления природы и бросать мяч одному из Вас, поймавший мяч, называет время года, соответственно названному явлению и возвращает мяч мне ».
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?
3 Занятие
Упражнение №1
«Интеллектуальная таблица»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания, а также способности быстро принимать решения в условиях ограниченного времени.
Стимульный материал: бланк(вариант 5) и ручка для каждого ученика.
Инструкция: «Перед Вами таблица, сейчас я буду читать Вам разные задания, а Вы будете их выполнять в каждой клетке таблицы. Слушайте задания внимательно, чтобы все правильно выполнить»
Упражнение №2:
«Определения»
Цель: развитие словесно-логического мышления, развитие умения фиксировать существенные признаки предмета.
Стимульный материал: слова (дырка, слон, стройка, масло, ёлка, ваза, автобус)
Инструкция: «Сейчас я буду говорить Вам слова, которые Вы хорошо знаете. Каждому достанется свое слово. Вы должны будете дать определение этому слову, т. е. сказать что оно означает, как применяется, что есть в этом предмете такое особенное, что отличает его от других предметов.Если Вы не справитесь, то Вам помогут другие дети».
Упражнение №3:
«Путаница»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Стимульный материал: бланк и ручка для каждого ученика.
Инструкция: «Подчеркните в строках только названия животных, будьте внимательны»
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?
4 Занятие
Упражнение №1
Корректурная проба цифровая
Цель: развитие распределения, переключаемости, объема и устойчивости внимания.
Стимульный материал: бланк корректурной пробы (Бланк №1) и ручка для каждого ученика.
Иструкция: "Перед Вами бланки с цифрами, по моему сигналу "Начали" Вы будете зачеркивать цифру «3» и обводить в кружок единички как можно быстрее и без ошибок".
Упражнение №2
«Оканчивание слов» автор Н.В. Лебедева
Цель: развитие скорости мышления.
Стимульный материал:
Предлагаются слоги:
·        по… ·        до…
·        на… ·        че…
·        за… ·        пры…
·        ми… ·        ку…
·        му… ·        зо…
Инструкция:.«Сейчас я буду говорить Вам первый слог слова, а Вы будете по очереди продолжать, что я хочу сказать. Отгадайте, что я хочу сказать: По…»
Упражнение №3:
«Простые аналогии»
Цель: развитие умения находить логические связи и отношения между понятиями.
Стимульный материал: бланк( 14-28задание) и ручка для каждого ученика.
Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – «лошадь» и «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – одно слово – корова, а под ним – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова – вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».
Источник: Простые аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.127-130.
Упражнение №4:
«Лабиринт»
Цель: развитие распределения, переключаемости, устойчивости внимания.
Стимульный материал: бланк с лабиринтом для каждого ученика.
Инструкция: «Помогите моряку добраться до корабля. Найдите верный путь, а потом проведите карандашом линию по которой должен пройти моряк»
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?
5 Занятие
Упражнение №1
«Интеллектуальная таблица»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания, а также способности быстро принимать решения в условиях ограниченного времени.
Стимульный материал: бланк(вариант 2) и ручка для каждого ученика.
Инструкция: «Перед Вами таблица, сейчас я буду читать Вам разные задания, а Вы будете их выполнять в каждой клетке таблицы. Слушайте задания внимательно, чтобы все правильно выполнить»
Упражнение №2:
Сравнение понятий
Цель: развитие операций сравнения, анализа и синтеза мышления.
Стимульный материал: бланк для психолога (бланк №9 с 1-10 пара слов )
Инструкция: «Послушайте пары слов и ответьте на вопросы: «Чем они похожи?», «Чем они отличаются?»»
Упражнение №3
«Найди лишнее» автор Н.В. Лебедева
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Стимульный материал:
Для предъявления:
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка, кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета, картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка, перышко, гантели
Иструкция: «Сейчас я буду зачитывать Вам ряды слов, из которых Вы должны выбрать лишнее, и объяснить почему оно лишнее».
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?
6 Занятие
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?
Упражнение №1:
Корректурная проба «Текст».
Цель: развитие распределения, переключаемости, объема и устойчивости внимания.
Стимульный материал: бланк корректурной пробы (Текст) и ручка для каждого ученика.
Иструкция: «На бланке напечатан текст. Вам необходимо просмотреть этот текст строчку за строчкой и вычеркнуть все буквы «а» и обвести в кружок все буквы «к». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании работать без ошибок, нужно быть очень внимательным. Кроме того, как только я скажу «Черта!» вы должны поставить черточку у той буквы, где Вас застал сигнал и продолжайте работать дальше, все понятно?».
Упражение №2
Сравнение понятий
Цель: развитие операций сравнения, анализа и синтеза мышления.
Стимульный материал: бланк для психолога (бланк №9 с 10-20 пара слов )
Инструкция: «Послушайте пары слов и ответьте на вопросы: «Чем они похожи?», «Чем они отличаются?»»
Упражнение №3
Существенные признаки
Цель: развитие конкректного и абстрактного мышления, развитие умения дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных ,второстепенных.
Стимульный материал: бланк(1-9 ряды слов) и ручка для каждого участника.
Инструкция: «Вам даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках — 5 слов на выбор. Вам надо из этих пяти слов выбрать только два, которые больше всего подходят к слову перед скобками. Например сад(растения, земля)».
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?
6 Занятие
Упражнение №1"Третье слово"
Учитель зачитывает шесть пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его в тетрадь.
Учитель. Сейчас я буду зачитывать вам пары слов. В каждой паре слова связаны между собой по смыслу. Вы подумайте, какое еще, на ваш взгляд, слово связано с ними по смыслу, и запишите его в тетрадь.
Яйцо - курица (возможный ответ: цыпленок).
Лес - дерево (возможный ответ: доска).
Цветок - бабочка (возможный ответ: луг).
Речка - лодка (возможный ответ: весла).
Книга - страница (возможный ответ: рисунок).
Дорога - машина (возможный ответ: водитель).
После выполнения задания происходит обсуждение ответов детей. Учитель дает задание запомнить эти пары слов и придуманное слово.
В конце урока учитель предлагает детям вспомнить 6 пар слов, к которым они придумывали третье слово.
На следующем занятии учитель зачитывает детям первое слово из каждой пары и предлагает вспомнить второе и придуманное третье. Записать их в тетради.
Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
 
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец
Обсуждение занятия:
Детям задаются вопросы: что понравилось на занятии, что было сложного? Что нового они узнали на занятии?