Образовательный проект Развитие личностных качеств обучающихся на популярных сайтах



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Шерстнева Ирина Борисовна
НОВОКУЗНЕЦК, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Обоснование значимости проекта…………………………………………. 3
Характеристики проекта……………………………………………………. 4
Этапы реализации проекта…………………………………………………. 6
Приложения…………………………………………………………………. 9
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА
Основная задача системы среднего профессионального образования – подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. По данным консалтинговой группы Leadership IQ успех высококвалифицированных специалистов на 81% определяют личностные качества, а знания и умения лишь на 11%. Поэтому формирование личностной компетенции является основополагающим направлением в нашей работе. Личностная компетенция отличается от профессиональных тем, что развитие ее качественной составляющей значительно повышает шансы на успех в любой деятельности. Этот фактор стал определяющим при выборе темы проекта.
Развитие личностной компетенции предполагает усвоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции и самоподдержки, имеет прямую связь с эффективностью осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, данная компетенция содержит личностные установки и мотивацию, способствует сохранению психического и физического здоровья. Стоит отметить, что содержание составляющих личностной компетенции во многом совпадает с содержанием большинства общих компетенций, рекомендованных ФГОС 3-го поколения.
Особенность проекта проявляется в его двусторонней направленности, а именно: первоначально проект ориентирован непосредственно на инициативную группу студентов, а именно созданный кружок рекламы «Ракурс», где задействованы студенты 3-го курса отделения «Реклама» (на I-м этапе), а в дальнейшем (на II-м этапе) - на всех обучающихся техникума.
Целевая аудитория проекта значительно увеличивается при «внедрении» членов кружка в социальную сеть и создании ими на популярных сайтах групп и сообществ, которые будут поднимать проблемные вопросы современной молодежи. Причем, ведущую и направляющую роль в обсуждении актуальных для студенчества тем на сайте будут выполнять сами члены рекламного кружка с непосредственным участием и под руководством опытного куратора (педагога – психолога).
Проведенные в нашем техникуме маркетинговые исследования и обработка анкет абитуриентов выявили проблему снижения уровня подготовки выпускников школ, неустойчивости или полного отсутствия мотивации к получению профессионального образования, социальной инфантильности подростков, частичной или полной утраты у них высоких нравственных и духовных ценностей, присущих предыдущим поколениям. В то же время организованные круглые столы с работодателями показали заинтересованность директоров в высококвалифицированных специалистах, компетентных в своем профессиональном поле и одновременно морально-устойчивых, ответственных, коммуникабельных, инициативных, готовых к постоянному самосовершенствованию работниках. Это и определяет противоречие между низким уровнем развития личностных качеств обучающихся и высокими требованиями работодателей к профессиональному и социально – психологическому портрету выпускников системы СПО.
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА
Тема
Развитие личностных качеств обучающихся на популярных сайтах.
Цель
Совершенствование личностных качеств обучающихся, способствующих повышению результативности освоения профессиональных образовательных программ и развитию потенциала для профессионального роста.
Задачи
Изучение педагогического опыта деятельности на сайтах в профессиональных образовательных организациях;
Анализ мониторинга успеваемости обучающихся за последние 3 года;
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности личностной компетенции обучающихся;
Создание и организация деятельности рекламного кружка;
Создание членами рекламного кружка групп и сообществ на сайтах «В контакте», «Одноклассники» и КузТСиД; привлечение к участию в них обучающихся техникума и остальной молодежи;
Анализ результативности деятельности кружка, определение перспектив развития
Целевая аудитория
Обучающиеся техникума.
Участники

Руководитель кружка, члены педагогического коллектива,
члены рекламного кружка обучающиеся техникума

Молодежь определенной возрастной группы (13 – 25 лет) – перспектива
(при создании психологического интернет – клуба)
Новизна
Двусторонняя направленность проекта (на членов кружка и обучающихся);
Использование возможностей социальной сети для развития личностных качеств обучающихся.
Предполагаемый результат
Положительная динамика духовного и интеллектуального развития обучающихся;
Формирование отсутствующих и совершенствование имеющихся поведенческих умений обучающихся;
Улучшение качественных и количественных показателей процесса обучения;
Привлечение к участию в группах и сообществах на сайте, созданных рекламным кружком, 65 – 70 % от числа всех обучающихся;
Популяризация техникума и, как следствие, приток числа абитуриентов
Срок реализации
2 года (2015 – 2017 гг.)
Этапы реализации
Теоретический - сентябрь – октябрь 2015 г.;
Диагностический – ноябрь – декабрь 2015 г.;
Внедренческий – январь 2016 г. – май 2017 г.;
Аналитический – июнь 2017 г.
Продукт
Созданные членами рекламного кружка группы и сообщества на сайтах «В контакте», «Одноклассники», раздел на сайте КузТСиД (Приложения 5);
Агитбригада (из членов кружка);
Рубрика рекламного кружка в информационном издании техникума – ежемесячном журнале «Студенческое время»;
Видеоролики и буклеты, направленные на распространение опыта, приобретенного членами рекламного кружка, в студенческую среду.
Перспективы
Привлечение членов рекламного кружка в составы Студенческого самоуправления и Школы актива КузТСиД;
Создание психологического интернет – клуба, активное расширение целевой аудитории
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Теоретический (сентябрь - октябрь 2015 г.) – март 2014 г)
Содержание:
Изучение опыта кружковой деятельности в образовательных организациях и способов применения моделей кружка в информационном пространстве;
Изучение возможностей материальной и учебной базы техникума;
Определение форм и методов работы;
Подбор и разработка инструментария диагностики (входного контроля) и определения результативности проекта;
Разработка модели рекламного кружка и регламентирующей его деятельность документации (Приложение 1);
Анализ мониторинга успеваемости обучающихся за последние 3 года.

Диагностический (ноябрь - декабрь 2015 г.)
Содержание:
Мониторинг активности обучающихся в социальных сетях (Приложение 2);
Тест готовности к саморазвитию (В. Павлов) (Приложение 3);
Анкета «Изучение мотивационной сферы»;
Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) (Приложение 4);
Тест «Конфликтный ли вы человек»

Содержание:
Создание рекламного кружка (из числа обучающихся III–го курса отделения «Реклама»);
Определение участников, выявление актива;
Разработка Положения (Приложение 1), определение членства, базовых ценностей, формирование традиций, выбор символики;
Утверждение плана и графика работы кружка.
Внедренческий (январь - февраль 2016 г.) г.) )016 г.)

Содержание:
Организация работы рекламного кружка
Мероприятия, направленные на развитие личностных качеств членов кружка:
Игры и упражнения на сплочение коллектива;
Занятия «Познаю себя – познаю мир» (с элементами самодиагностики);
Игры и упражнения на принятие образа – Я и повышение самооценки;
Игра «Аукцион ценностей» (Приложение 6);
Диспут «Портрет современника»;
Подготовка статьи в журнал «Студенческое время» и материалов на сайт КузТСиД;
Занятия: «Приемы эффективного общения», «Барьеры общения»; «7 шагов к успеху»;
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков;
Создание из членов кружка агитбригады, разработка сценариев ко Дню знаний, Дню студента;
Тренинг публичных выступлений;
Разработка групп и сообществ с целью размещения их на популярных сайтах.
Внедренческий (март – май 2016 г.)

Внедренческий (июнь 2016 г. – май 2017 г.)
Мероприятия членов рекламного кружка, направленные на развитие личностных качеств обучающихся:
Создание членами кружка групп и сообществ на сайте «В контакте» (Приложение 5);
Привлечение обучающихся техникума к участию в группах и сообществах на сайте «В контакте»;
Создание членами кружка групп на сайте «Одноклассники»;
Привлечение обучающихся техникума, их родственников и знакомых к участию в группах на сайте «Одноклассники»;
Размещение информации (включая рекламу) на сайте КузТСиД;
Привлечение обучающихся техникума к участию в обсуждениях размещенной информации на сайте КузТСиД;
Создание и размещение статей, разного рода информации, рекламных и обучающих видеороликов на сайтах КузТСиД, «В контакте», «Одноклассники», в журнале КузТСиД «Студенческое время».

Аналитический (июнь 2017 г.)

Анализ результатов кружковой деятельности;
Диагностика обучающихся (итоговый контроль);
Опрос обучающихся на сайтах «В контакте» и КузТСиД относительно эффективности деятельности рекламного кружка в рамках техникума и на сайтах, изменений в работе групп и сообществ на перспективу;
Корректировка перспектив развития кружковой деятельности.

Приложение 1.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕКЛАМНОГО КРУЖКА «РАКУРС»
1.1. Рекламный кружок является общественным объединением обучающихся 3 – го курса техникума. 1.2. Руководство кружком возложено на Куратора (педагога – психолога), к исключительной компетенции которого относится: утверждение основных направлений и регламента деятельности кружка; обсуждение и избрание актива кружка; принятие решения о расширении или прекращении деятельности кружка. 1.3. Кружок создан на основе добровольного объединения его членов, действует на основе добровольности, равноправия его членов, самоуправления, законности и гласности. 1.4. Количественный состав Рекламного кружка может меняться (от 10 – 12 человек до 30 чел). Состав кружка периодически обновляется за счет вновь прибывших студентов 1-го курса и всех желающих из числа обучающихся. 1.5. Занятия кружка проводятся не реже 1 раза в неделю (2 часа), заседания актива кружка – 1 раз в месяц. 1.6. Место расположения Рекламного кружка – КузТСиД, г. Новокузнецк, ул. Покрышкина, 36. 1.7. Кружок имеет свои символы: эмблему.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕКЛАМНОГО КРУЖКА «РАКУРС»
2.1.Целью Рекламного кружка является объединение обучающихся КузТСиД для:
Самопознания и самосовершенствования; Реализации возможности полноценного профессионального развития; Общения и обмена опытом; Осуществления взаимодействия и взаимопомощи; Популяризации техникума в молодежной среде; Организации досугового времяпрепровождения.
2.2.В рамках осуществления основной цели Рекламный кружок выполняет следующие виды деятельности:
Разрабатывает основные направления деятельности; Создает условия для встреч и общения членов кружка, приглашает заинтересованных обучающихся техникума на занятия кружка; Участвует в организации и проведении различных мероприятий как внутри кружка, так и рассчитанных на более широкую аудиторию (обучающихся техникума); Осуществляет исследовательскую и просветительскую деятельность, распространяет приобретенный опыт в студенческой среде; Организует работу по направлениям на сайтах «В Контакте», «КузТСиД» и «FaceBook».
III. БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ РЕКЛАМНОГО КРУЖКА «РАКУРС»
Личного успеха можно добиться только через успех группы, членства.
Я делаю, а не со мной делают. Я - субъект своей активности. Делая других людей сильнее, я становлюсь сильнее сам. Я ответственен за все события моей жизни: прошлые, настоящие и будущие. Я отвечаю за себя и за свое слово, даже если другие люди поступают иначе. Я хочу стать эффективнее. Я развиваюсь только за счет реализации своего потенциала, а не за счет принижения других людей.
Я выбираю конструктивность и позитив. Я - лидер самому себе. Лидерство по отношению к другим людям – это только инструмент, а не ценность для меня.
Успех измеряется фактами. Я открыт для обратной связи. Мне не нужно ни перед кем оправдываться. Никто никому ничего не должен. Я готов к изменениям, действиям в неопределенных условиях, проявлению инициативы (делать первый шаг).
Я принимаю этот мир таким, какой он есть. Ничто не имеет значения, все наполнено смыслом до краев. Все, что выпадает на мою долю, делает меня сильнее. Если у меня есть зачем, я вынесу любое как. Я готов быть мобильным и динамичным. Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь». Я всегда могу сказать «нет». Если мне возражают, значит, заинтересованы в том, что я делаю и сообщаю. Я готов обсуждать любую идею.
IV. ЭМБЛЕМА РЕКЛАМНОГО КРУЖКА «РАКУРС»

 Приложение 2.
Мониторинг активности обучающихся в социальных сетях



Приложение 3.
Тест готовности к саморазвитию (В. Павлов)

741616588900
Приложение 4.
Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)(В.В. Синявский, В.А. Федорошин)
Коммуникативные умения

Организаторские умения

Приложение 5.
Рекламный кружок «РАКУРС» – на сайте «В контакте»
РУКОВОДИТЕЛЬ, ЧЛЕНЫ КРУЖКА
Рекламный кружок «РАКУРС» – на сайте КузТСиД

Ссылки на сайт «В контакте»

Абитуриентам

Студентам

Выпускникам


Педагогам


Родителям


Приложение 6.
Игра «Аукцион ценностей»
Цель: выявление ценностных ориентациями членов клуба, содействие процессу становления ценностных ориентаций.
Время проведения: 60 мин.
Правила:
Сюжет игры «Аукцион ценностей» соответствует названию: объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника - приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение.
В начале игры ведущий (Руководитель кружка) раздает бланки со списками жизненных ценностей. Участники должны оценить каждый пункт списка по следующей шкале: «+» - положительное отношение, «0» - безразличное отношение, «-» отрицательное отношение к данной ценности. Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе. Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для большего числа игроков, имеет большую игровую «стоимость» и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых «лотов».
Далее объясняется, что «валютой», за которую можно будет приобретать ценности, является количество очков, набранное в упражнении на ловкость (сбивание кеглей, метание мячей, дротиков и т.п.). На всю игру участникам дается ограниченное количество попыток для выполнения упражнения.
Перед началом аукциона участник выбирает пять наиболее важных ценностей, за которые он собирается бороться. Этот выбор фиксируется в «плане аукциона». При этом после первоначального составления плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота».
Ведущий ориентирует участников на необходимость максимального выполнения составленного «плана». Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой «лот»: наименование и стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота». Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на приобретение данного «лота». В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, «лот» снова выставляется на продажу. Аукцион прекращается, когда все ценности были «проданы» или все игроки израсходовали отведенные им попытки.
Затем составляется список «достижений», в который входят все приобретенные участником ценности.
При этом вместо «плановой» ценности, которую игрок не смог приобрести, в список вносится ее «противоположность», например, вместо ценности «Счастливая семейная жизнь» - «Неудачная семейная жизнь» и т.п.
На следующем этапе игры участники представляют свои списки «достижений», сопоставляя их с типичным жизненным путем представителя той или иной профессии. Формальным итогом игры становится вручение «дипломов приверженца профессии».
В обсуждении обращается участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость. Ведущий также информирует участников о результатах опроса, проведенного в начале игры. В ходе обсуждения ведущий предлагает каждому участнику назвать ту ценность, которую он считает основной, определяющей жизнь человека. Также затрагивается вопрос о том, как конкретная профессия влияет на характер ценностных ориентаций.
Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения на ловкость к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому ведущему помогает ассистент.