Методическая разработка Конвенция о правах ребёнка через призму сказок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7







Тема исследовательской работы:
«Конвенция о правах ребёнка через призму сказок»








Руководитель: Козленко Ольга Петровна









Содержание.
Введение.
3

Теоретическая часть.
7

Определение прав и обязанностей ребенка в нормативно-правовых актах.

7

Практическая часть...
11

Права и обязанности в сказках.
11

Заключение
23

Список используемой литературы..
25

Приложения
27
















Введение
«Счастье всего мира не стоит одной слезы
на щеке невинного ребёнка».
Ф. М. Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас звучат очень актуально. Проблема нарушения прав ребенка становится все более острой в последние годы.
Мы живём в обществе, где все люди имеют одинаковые права и возможности. И всё, что мы делаем, различным образом влияет на других людей независимо от нашего желания. Одним из самых слабых звеньев является проблема защиты прав ребёнка. «Все люди равны», «У каждого человека есть права», но все ли дети на нашей планете живут хорошо? Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению, около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, так как покинуты своими семьями. 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу.
Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка? К сожалению, в младшем школьном возрасте дети не знают своих прав и зачастую не могут их отстаивать, они только начинают принимать и осваивать новую социальную роль ученика. Наша школа является областной пилотной площадкой по правовому образованию. Школьники 8-9 классов изучают элективный курс «Право», одним из направлений внеурочной деятельности учащихся 1-4 классах является «Я – гражданин России».

Отношение к правам и обязанностям сегодня.
Чтобы разобраться с вопросом, насколько современные дети знают права и обязанности, мы провели социологический опрос «Знаете ли вы свои права?». Были опрошены дети 1-4 классов (60 человек).
Результат социологического опроса учащихся:
На вопрос: «Знаете ли вы свои права?»
55% из всех опрошенных ответили, что знают свои права;
35% - знают лишь о некоторых из них;
10% обучающихся – не знают о своих правах. Результаты опроса представлены на диаграмме (Приложение 1).
Исходя из вышеперечисленных результатов, можно сделать вывод о том, что нужно уделять больше внимания тому, чтобы дети знали свои права, знали о существовании законов, деклараций, конвенций, которые могут помочь детям решить проблемы, касающиеся правонарушений связанных с правами ребенка.
Конечно, процесс формирования правовой культуры длителен, а в нашем обществе с вековыми традициями правового нигилизма и достаточно сложный. Мы пока не можем сказать, что большинство наших школьников обладают достаточной правовой культурой, но мы считаем, что школьники уже с 1 класса, а лучше с дошкольного возраста должны постигать основы правовой грамотности. Детям необходимо знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью применять их в нужной для него ситуации, поэтому необходимо вести разъяснительную работу.
Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя литературные произведения, в том числе сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Первыми книгами для чтения также становятся сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. Интересно, а можно ли по сказкам изучить права ребенка?
Русские и зарубежные писатели в своих сказках поднимали проблему нарушения прав ребенка, хотя в то время не было ни Декларации прав ребенка, ни Конвенции о правах ребенка. И таким образом, они пытались проводить правовое воспитание через сказки.
Сегодняшние дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. А это значит, что важным становится правовое воспитание подростков и детей, которые лучше воспринимают информацию не через слова, не через маленький жизненный опыт, а через сочувствие, сопереживание героям сказок, игр, песен, литературных и киногероев. А это приводит к выводу, что главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания для младших школьников должны выступать сказочные герои.

Тема исследовательской работы: «Конвенция о правах ребёнка через призму сказок»
Гипотеза: Сказки можно использовать в качестве иллюстративного материала для изучения конвенции о правах ребёнка.
Цель исследования: Изучение основных прав ребёнка через призму сказочных произведений.
Задачи исследования:
Изучить нормативно-правовые документы по теме.
Изучить теоретический материал по теме работы.
Сформировать представление об основных правах человека через призму сказок.
Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка.
Объект исследования: Права и свободы ребёнка.
Предмет исследования: Конвенция ООН «О правах ребенка», сказки.
Методы исследования: сравнительно - сопоставительный, исследовательский.
Новизна исследования: заключается в исследовании сказок с правовой точки зрения.
Практическая значимость: материалы, представленные в работе, могут быть использованы для проведения классных часов по теме «Права ребёнка», на уроках правовой направленности, а также с дошкольниками в детских садах и дома с родителями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Определение прав и обязанностей ребенка в нормативно-правовых актах.
Всем ребятам надо знать, как законы уважать.
Знать про все свои права очень нужно, детвора!
Право есть у нас учиться, есть и право веселиться,
Отдыхать, играть с друзьями, получать заботу мамы.
Каждому нужна семья – и на это есть права.
Меж собою все равны – права каждому даны.
В очень важном документе записали все права.
Соблюдать должна любая подписавшая страна.


Право – это разрешенный законом способ действия.
Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.
В принятой ООН 1948 года Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Это прозвучало в Международном пакте экономических, социальных и культурных прав, во всенародном пакте о гражданских и экономических правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Основной тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что он имеет». В Декларации утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако, Декларация имеет лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения. Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения.
В Декларации были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Она призывала родителей, педагогов, местные власти и правительство признать изложенные в ней права свободы и достоинства, а также оказала значительное влияние на политику во всех частях мира.
Другое дело - Конвенция о правах ребенка, она была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Это договор, который должен, неукоснительно исполнятся теми, кто его подписал. Будучи документом особого значения, она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Она специально выделяет необходимость особой заботы общества о социально - уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка. В России нарушенные права ребенка защищают уполномоченные по правам ребенка в школе ( в нашей школе - это Татьяна Ивановна Ершова), уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Черкасова Ирина Александровна, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Астахов Павел Алексеевич. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Согласно Конвенции, ребенком является каждый человек, не достигший 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставление всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.
Каждый ребенок должен познакомиться с содержанием Конвенции.
В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают егодостоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
На наш взгляд, главной статьей из 54 является статья 6, в которой записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Документ ценен еще и тем, что он является обязательством на будущее, ибо призван создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Права и обязанности в сказках
Что же могут сделать взрослые, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным? А взрослые могут сделать для ребенка достаточно много, но можно начать с малого. Прежде всего, вместе с ребенком читать сказки и пытаться объяснять, какие поступки совершают сказочные герои, сопоставляя поступки героев с правовыми документами.
Почему же права и обязанности отражены в сказках? Возможно, во времена писателей, написавших сказки, тоже стоял вопрос о том, как объяснить ребенку его права, но при этом не забыть и об обязанностях, и они придумали решение этой проблемы - использовать в качестве помощников сказочных героев, которые попадали и сталкивались с различными жизненными ситуациями. В сказочной форме, даже «трудное» и «скучное» усваивается лучше. Кроме того сказка развивает творческое мышление, формирует навыки практического использования знаний. Мы понимаем, что из бесправного, запуганного ребенка может вырасти бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Поэтому считаем, что каждый ребенок должен знать свои права и обязанности.
Для выполнения этой работы мы сначала сами повторили статьи Конвенции о правах ребенка, которую можно найти в нашей библиотеке, а также в Интернете. При обобщении знаний статей Конвенции нам помогала уполномоченный по правам ребенка в школе Ершова Татьяна Ивановна. Затем мы отправились снова в библиотеку школы, чтобы подобрать сказки для проведения исследования. Кроме этого ребята нашей команды принесли книги из дома, а тексты сказок для методического пособия нашли в Интернете (Приложение 2)
Прекрасной базой для изучения прав ребенка послужили сказки: «Золушка», где нарушена статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка», где нарушено право ребенка жить вместе с родителями, «Приключения Буратино» - нарушены статьи «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли» и т.д.
Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел де царь Салтан.
Здесь нарушено главное право каждого человека – право на жизнь. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.
Какое право нарушил Иван? Право на свою тайну. Никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему.
В «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина есть такие строчки, выражающие приказ:
Свесть Царевну в глушь лесную,
И, связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Есть люди, которые дразнят и обижают детей за то, что они другой национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются взрослые, которые жестоко наказывают за шалость, непослушание или бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.
В сказке Г.Х. Андерсена «Голый король» ребенок не побоялся сказать королю правду. Ребенок имеет право на свое собственное мнение. Он может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, – высказать вслух, написать и даже напечатать. В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
«– Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!» Так распоряжалась Королева из сказки Л. Кэролл «Алиса в стране чудес». Какое нарушение прав человека она нарушала? Никого нельзя наказывать без суда. Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Если тебя в чем-то подозревают, пусть сначала докажут! Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более – наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.
«Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма. – Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет». Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей.
Ребенок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили. Может быть, они нарушили закон или обидели кого-то, все равно нельзя упрекать, унижать, наказывать ребенка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.
Но каждая сказка заканчивается хорошо. И мы осознаем, что нарушение прав человека наказуемо, всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый из нас должен знать, какие права у нас есть, что делать, если их нарушают – защищать себя самому или искать защиты у более сильного, в нашем случае – это родители, школа, органы опеки и государство.
Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!
Далее мы систематизировали результаты исследования и представили в виде таблицы информацию о том, соблюдение или нарушение каких прав ребенка можно проследить в конкретных сказках (Таблица 1).
Таблица1 Права детей в сказках
Сказки
Соблюдение прав
Нарушение прав

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Ст. 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Русская народная сказка «Морозко»
Право на труд.
Право на справедливое вознаграждение за труд.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Ст. 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом
Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство
Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Русская народная сказка «Иванушка и сестрица Аленушка»
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Шарль Перро «Приключения Буратино»
Право на учёбу, развитие.
Статья 17. Право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
право на свободу и свободный труд за вознаграждение,
Право на бесплатное образование.
защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Русская народная сказка «Колобок»
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 12.Неприкосновенность жилища.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Русская народная сказка «Маша и медведь»
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 37. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.

Д.Р.Киплинг «Маугли»

Статья 6.Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Статья1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.

Шарль Перро «Золушка»

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня
право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Шарль Перро «Красная шапочка»
Право на семью.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Нарушено право на неприкосновенность жилища.
Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
На безопасность.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Право на свободу мирных собраний.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

К.И. Чуковский «Айболит»
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Русская народная сказка
«По щучьему велению, по моему хотенью»
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии.

Английская народная сказка
«Три поросенка»
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.
право на неприкосновенность жилища
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Серая шейка»

Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Г. Х. Андерсен
«Дюймовочка»

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.

А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Статья 17. Право на доступ к информации.

Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Право свободного передвижения и выбора местожительства.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Русская народная сказка
«Ледяная избушка»
Право на защиту.

Право на неприкосновенность жилища.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Шарль Перро «Кот в сапогах»
Право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Братья Гримм
«Бременские
музыканты»
Право на свободу мирных собраний, свободу передвижения.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.


Заключение.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась: сказки действительно можно использовать в качестве иллюстративного материала для изучения Конвенции о правах ребёнка. Сказочные произведения, хотя и являются фактическим вымыслом, но содержат в себе правовые основы. Самыми часто нарушаемыми статьями в сказках явились: «право на жизнь», «право на образование», «право на справедливое вознаграждение за труд», «свобода волеизъявления». Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
Своей работой, мы надеемся, принести пользу, думаем, что она поможет решению проблемы незнания детей своих гражданских прав. По итогам нашей работы мы выпустили методическое пособие «Права ребенка», которое поможет взрослым (учителям, воспитателям, родителям) в изучении прав ребенка.
Список использованной литературы
Нормативно- правовые акты
Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)
Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Художественная литература
Андерсен Г.Х.Сказки – Москва: ЗАО Комапания «Махагон», 2008г. «Дюймовочка», «Гадкий утенок».
В гостях у сказки. Русские и зарубежные сказки. – Москва: «Росмэн», 2008г
Киплинг Р. «Маугли». – Москва: «Астрель», 2002г.
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон».
Любимая книга для чтения. – Москва: «Росмэн», 2009г.
Любимые русские сказки. – Москва: «Махагон», 2008г.
Пушкин А.С. детям. «Сказка о царе Салтане»– Москва: «Астрель», 2000г.
Родари Дж. «Приключения Чиполлино»
Русская народная сказка « Лиса и Заяц» - Москва: «Махагон», 2008г.
Русская народная сказка «Колобок» - Москва: «Махагон», 2005г.
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» – Москва: «Астрель», 2004г.
Успенский Э.Н.«Крокодил Гена и его друзья»– Москва: «Астрель», 2000г.

Интернет - сайты
ru.wikipedia.org
www.un.org/russian
www.unicef.org/russia
un.by/childs_rights
www.aodb-blag.ru
www.calend.ru
www.pushkinlib.spb.ru
bk-detstvo.narod.ru
www.pravadetey.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Диаграмма 1 Результаты социологического опроса учащихся
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415









13PAGE \* MERGEFORMAT141515




Root Entry