ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Литовченко А.И.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области»
Профессиональная педагогическая деятельность в настоящее время рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности педагога и учащегося в результате взаимодействия. В связи с этим особое значение приобретает реализация в образовательном процессе педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие воспитанников, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. К таким технологиям относятся педагогические мастерские, которые несут в себе большие возможности развития творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся.
Диапозон применения данной технологии широк: он применим в урочной и внеурочной деятельности, не имеет возрастных ограничений. Авторы технологии педагогических мастерских подразумевали его применение на уроке, автор данного опыта перенесла его во внеурочную деятельность.
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20 –х годах прошлого века. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Теоретическая концепция и практика технологии активно используются во многих школах нашего государства.
Технология педагогических мастерских предполагает последовательную реализацию семи последовательных этапов. Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание мотивационной базы для активной творческой работы ученика. Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность, включающий чувства, подсознание, формирующий личностное отношение к предмету обсуждения. Для этого применяется индуктор - слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т. д. - все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор - своего рода свернутый смысл темы. Действие с ним предполагает открытие внутреннего пространства чувств, ассоциаций, включение «спящего» внешнего смысла во внутренний мир участника мастерской. Таким образом, первый этап - это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта. На данном этапе применимы:
- Метод образного видения.
- Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, чтобы почувствовать и понять его изнутри и др.
Второй этап- самоконструкция, предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Каждый работает самостоятельно. При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывать влияние других.
Примеры заданий на этапе самоконструкции.
- Сформулировать вопросы по теме мастерской.
- Записать ассоциации.
- Нарисовать рисунок по теме индуктора и др.
Работа детей фиксируется в виде рассказа, предложения, рисунка, схемы. Завершением этого этапа является «обнародование» промежуточных результатов. Участники мастерской высказываются, ответы не оцениваются, принимаются безоговорочно. Итогом данной работы может быть создание кластера: группировка похожих ответов на доске, некоторое подобие грозди винограда. На основе совпадающих точек зрения создаются пары, начинается третий этап мастерской.
На третьем этапе организуется парная работа, осуществляется социоконструкция. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъектного опыта партнеров.
Варианты заданий этапа социоконструкции:
- «Взаимоопрос». Дети в парах задают друг другу вопросы по продуктам второго этапа.
- Участники мастерской обмениваются записями, рисунками и дополняют друг друга.
- Исходя из цели мастерской, на этом этапе педагог может подобрать специальные задания для парной работы .
Очень важно учить детей находить в других работах положительное, примечательное, необычное. Для этого нужно знакомиться с другими работами, учиться задавать вопросы, высказывать своё мнение. В конце этапа озвучиваются появившиеся новые идеи.
Четвертый этап - социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Начало этого этапа – формирование групп на основе желания участников мастерской в составе 3- 5 человек. Работа на этом этапе строится на основе выполнений заданий педагога. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Педагог следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы, причем, задача – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
На основе материала предыдущего этапа происходит создание коллективного текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.
Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской: - Софт-анализ. На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.
- Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания.
После чтения текста или общего обсуждения можно предложить организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе (по методике свободного письма).
- Прием «Толстый и тонкий» вопрос. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения; обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов);
Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников и педагога, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов Основная цель этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта. Задача педагога на этом этапе – учить детей видеть хорошее, новое, позитивное, уникальное в работах своих товарищей, а замечания высказывать в форме рекомендаций.
На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает кульминацию творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, либо выдвижению новых проблем, к поиску ответов и, как итог, потребность в самостоятельной творческой работе за пределами мастерской.
На этом этапе целесообразно использование методики «Мои резервы знаний». Ребенку предлагается подумать самостоятельно и вспомнить, какие знания и навыки творческой деятельности были у него были в начале мастерской и какие знания он приобрел в процессе работы. Возможно также для осознания ребенком своего продвижения в развитии творческих умений использовать методику «Сундук регалий». На листе бумаги ребенок должен записать все положительные отзывы, которые он услышал о своей работе в мастерской от товарищей и педагога.
Не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Это этап возвращения назад, предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. На этом этапе не даются оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а проводится анализ движений мысли каждого участника, его чувств, мироощущения.
На данном этапе уместно использование следующих методов и приемов:
- «Рефлексивные вопросы».
- «Закончи предложение».
- «Синквейн».
- «Даймонд».
Педагог создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.
Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Анализируя особенности мастерских как педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный и воспитательный процессы выстроены с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала. Этот подход лучше, чем традиционные воспитательные и образовательные технологии, соответствует формированию компетентности у выпускников начальной школы. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности младшего школьника, реализацию его права на развитие творческих способностей.
Опыт участия в мастерской помогает не только развивать творческие способности, но и формировать у субъектов учебно-воспитательного процесса организационно-деятельностных, коммуникативных, интеллектуальных, информационных компетенций, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.
Библиографический список
1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д.Б. Богоявленская - Ростов н/Д: Изд. Ростовского ун-та. 1983. 173 с 2. Выготский Л.С, Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997.- с 96.. 3. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа/ П.Я. Гальперин; // Вопросы психологии. 1997 №6. 23.
4. Моляко В. А. Психология творчества/ В.А. Моляко- М. : Просвещение, 2002г. 5. Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или.../ А.А, Окунев- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.
6. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.
7. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.


 























13PAGE 15







Заголовок 215