Влияние типа семейного воспитания на самооценку младшего школьника.


Влияние типа семейного воспитания на самооценку младшего школьника
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме влияния семейного воспитания на самооценку младшего школьника. Автор рассматривает теоретические аспекты данной проблемы, а так же формулирует свои предположения, касающиеся профилактики негативного влияния семейного воспитания на самооценку младшего школьника.
Ключевые слова: тип семейного воспитания, самооценка, младший школьный возраст.
Социальные и экономические факторы, служившие на протяжении веков «скрепами» семьи, в современном обществе заметно ослабли. Семья перестала быть устойчивой, семейные отношения стали менее прочными. Тем не менее роль семьи в воспитании подрастающего поколения не снижается и остается приоритетной. В семье ребенок приобретает первичный социальный опыт, семья – первый агент его социализации. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка невероятно велико. Под семейным воспитанием будем понимать сложившуюся систему воспитывающих воздействий на ребенка со стороны родителей и других членов семьи. Тип семейного воспитания– это совокупность не только определённых взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть переплетение известногостиля жизни семьи и взаимодействий между ее членами, а также присущие семье приемы и средства педагогического воздействия. Благополучные отношения при реализации типа семейного воспитания– это гарантия и источник благополучия человека.
В каждой семье стихийно возникает особая система воспитания, складывающаяся постепенно и часто не осознаваемая всеми ее членами. В систему семейного воспитания включается понимание целей воспитания взрослыми членами семьи, представления о задачах воспитания, целенаправленность применяемых приемов воспитания, учет ценностей и антиценностей, которые можно и которые нельзя допустить в отношении ребенка. При определении типа семейного воспитания до сих пор довольно популярна идея, восходящая к исследованиям К. Левина, выделившего три типа взаимодействия: авторитарный (автократический), демократический (сопричастный) и либеральный (попустительский).
Так, исследовательницей Дианой Баумринд выделяются три паттерна поведения или типа родительского воспитания(авторитарный, авторитетный и либеральный),соединявших в себе параметры зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект[5]. Эти идеи усовершенствовали Э. Маккоби и Дж. Мартин.Они создали пространство, определив два измерения- уровень контроля и общий уровень принятия - отвержения. В этом пространстве был выявлен еще один тип семейного воспитания – пренебрегающий (индиффирентный).Отечественный опросник «Стили родительского поведения» разработан С.С. Степановым на этой теоретической основе [9].
Э.Г. Эйдемиллер, выделив параметры воспитательного процесса: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье, неустойчивость стиля воспитания, соотнес их с типами семейных взаимоотношений(потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, гипопротекция,повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение) в методике «Анализ семейных взаимоотношений»[10].
Определяя типы семейного воспитания, невозможно пройти мимо исследованияродительского отношения А.Я. Варга, которое основывается надинамической двухфакторной модели родительского отношения Э. Шефера и Р. Белла. С этой точки зрения основными параметрами являются эмоциональный (любовь – ненависть или принятие – отвержение) и поведенческий(автономия – контроль)[8].В опроснике родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) использованы пять шкал: принятие-отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация. Е.В. Голубева, О.Н. Истратова попытались соотнести стили родительского отношения, представленные в опросникеА.Я. Варга, В.В. Столина и четыре наиболее общие тактики воспитания в семье, выделенные А.В. Петровским: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество[4].
Э.В. Витушкина отмечает, что существует зависимость между типом семейного воспитания и формированием самооценки. Степень влияния, которое оказывают контроль и поддержка со стороны родителей на самооценку ребенка, определяет их как выражение заинтересованности и выявляет положительное влияние на самооценку ребенка[2]. Самооценку обычно понимают как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование, являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [3]. Очень большое влияние на формировании самооценки ребенка оказывают родители, оценка которых им интериоризируется и становится частью его самооценки. Традиционно выделяют самооценку адекватную и неадекватную, при этом можно говорить о неадекватной заниженной и неадекватной завышенной самооценках.
Можно обоснованно предполагать большую роль типа семейного воспитания в формировании самооценки младшего школьника. В младшем школьном возрасте складываются условия для формирования самооценки. В этом возрасте возникают стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, прежде всего ее успешностью.Опираясь на мнения и оценивающие высказывания учителя, родителей и товарищей ребенок учится оценивать себя – в отношении всего того, что связанно со школой. Хотя самооценка покабольше говорит о желаниях ребенка, чем о реальномсостоянии дел.
Отношение к себе как к ученику у младшего школьника детерминируется типом семейного воспитания. Для ребенка наиболее значимыми становятся те его качества, на которые больше внимания обращают родители. Если в вопросах родителей о школьной жизни ребенок слышит интерес только к бытовым аспектам или не чувствует интереса вообще, ценность самоотношения как к ученику снижается[6].Основы адекватной самооценки закладываются в семьях с широким кругом интересов, в которых внимание проявляют не только в отношении родных, но и заботятся о друзьях, знакомых, животных. Помогает активизировать инициативу и самостоятельность ребенкатворческое отношение к совместной деятельности. В формировании адекватной самооценки у младшего школьника применение в семейном воспитании совместной деятельности является краеугольным камнем.Через эмоциональное отношение к себе в процессе совместной деятельности значимых для него взрослых ребенок осознает самого себя, свои возможности, а это является основой его самооценки. Поэтому отношение значимых взрослых может либо способствовать формированию адекватной самооценки, либо приводить к неадекватным реакциям ребенка на неудачу. При этом большое значение имеет организация деятельности ребенка, характер оценок близких, стиль жизни семьи и место, которое он в ней занимает.
Е.А. Савина отмечает, что родители, проявляющие любовь и заботу, должны опираться на высоко ценимую ребенком возможность «быть школьником», помогать ребенку осваивать совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности.Она утверждает, что «бросать» ребенка в этой трудной ситуации нежелательно. Родительские предположения, что младший школьник уже может в полной мере самостоятельно справитсяс учебной ситуацией, часто ошибочны. Также не желательна и другая крайность -перехватывание, удушение инициативы ребенка. По ее мнению, родительская поддержка может выражаться в форме повышенного интереса к нюансам школьных правил, в придании особого ритуала сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню.В младшем школьном возрасте необходимость каждый день самостоятельно и ответственно организовывать собственную учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родителями и высокую сензитивность к отношению с их стороны [7]. Постепенно младший школьник утверждается в понимании того, что многое может сделать сам. Если процесс совместной деятельности родителей и ребенка сопровождается адекватной оценкой его взрослыми, у ребенка закрепляется адекватная высокая самооценка.
Е.В. Голубева, О.Н. Истратова свидетельствуют, что три четверти первоклассников высоко оценивают себя как учеников, столько же сталкиваются с суждениями и поведением матери, которые определяются ими как высокая оценка себя как ученика. Считают, что отцы высоко оценивают их как учеников более половины младших школьников, что меньше в сравнении с матерями. Также, по их данным, отцы несколько чаще по сравнению с матерями предъявляют информацию, которая трансформируется школьником в низкую оценку себя как ученика[4].Таким образом, у младших школьников отмечается существенное преобладание завышенной самооценки и ожидаемой оценки родителей. Такие результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности у них адекватной самооценки и критичности родительских оценок.
Исследователи отмечают, что разные типы семейного воспитания по разному влияют на самооценку младших школьников. Так, честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности, тревожность матерей часто определяет тревожность младших школьников, несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д. [6].Строгое, несправедливое отношение к детям в семье является одной из главных причин развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка[8]. А.Адлер отмечает, что «изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании» [1]. Также есть данные о половых различиях типов родительского воспитания демонстрирующие, что матери в большей степени проявляют авторитетный тип, а отцы - авторитарный или попустительский. Авторитарный тип чаще встречается у родителей мальчика, авторитетный –у родителей девочки [7].
Младшие школьники, растущие в атмосфере любви и понимания имеют меньше проблем, связанных с общением со сверстниками, обучением в школе, вызванных неадекватной самооценкой, и, наоборот нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и конфликтов, связанных с неадекватностью(чересчур завышенной или заниженной) самооценкой.Хотя приоритетной задачей семейного воспитаниястановится создание у младшего школьника уверенности в том, что его любят и о нём заботятся, независимо от школьных успехов, сложность родительской позициисостоит в том, что семейное воспитание должно включать не только любовь к ребенку, но так же и способность адекватно относиться к его действительным достижениям.

Библиография
Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов / А. Адлер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 256 с.
Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. – 2013. - №1. – С. 45-50.
Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 1 (79). – С. 73-76.
Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений / Е.В. Голубева, О.Н. Истратова // Российский психологический журнал. – 2009. – т.6. - №1. – С. 25-34.
Жантемирова М.Б. Стили семейного воспитания детей и их влияние на них / М.Б. Жантемирова. - [Электронный ресурс] [Режим доступа]: http://www.rusnauka.com/22_PNR_2012/Psihologia/8_115338.doc.htm. Доступ на 01.07.2016.
Парцхаладзе Л.Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего возраста / Л.Н. Парцхаладзе // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск №1. – [Электронный ресурс] [Режим доступа]:http://e-koncept.ru/2015/75041.htm. Доступ на 01.07.2016.
Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. – С. 3-9.
Степанов С.С. Стратегии семейного воспитания/ С.С. Степанов // Школьный психолог. - 2000/05/08. - [Электронный ресурс] [Режим доступа]: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200000507. Доступ на 01.07.2016.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Фолиум, 1996. – 48 с.

Сурмач А. О.
Магистрант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Институт психолого-педагогического образования
Программа: «Психология и педагогика семьи»
Научный руководитель – Груздеева О.В, к.псих.н., доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
Surmach A. O.
Master’s degree candidate of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev.
Institute of Psychological and Pedagogical Education
Program: the psychology and pedagogy of the family
Supervisor – Gruzdeva O.V. PhD in Psychology, Head of the Department of Social Psychology Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev