Урок-проект по математике Решение задач с практическим содержанием (6 класс)


Урок-проект «Решение задач с практическим содержанием».
Кирьянова Олеся Павловна,
учитель математики
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Тип урока: урок - проект
Тема: «Решение задач с практическим содержанием»
Оборудование урока:
1. Учебник
2. Таблица для представления домашней групповой работы (Приложение 1)
3. Сайты для работы в группах, папки с рабочими материалами
4. Задания для работы по группам-семьям (Приложение 2, Приложение 3)
5. Ноутбуки
6. Документ-камера
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня жизнь подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению результата!
2. Проверка домашнего задания
Слайд 1. Учитель: Урок мы начнем с проверки домашнего задания. Каждая группа получила задание: Определить в каком из магазинов нашего микрорайона можно купить самый дешевый набор из следующих продуктов.(Приложение 1)
Хлеб
Молоко
Мясо (говядина)1 кг
Картофель 1 кг
Яйца 10 шт.
Подсолнечное масло 1л
Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учащиеся из каждой группы представляют свою работу с помощью документ-камеры)
А зачем вы выбирали самый дешевый набор продуктов?(Чтобы потратить на покупку меньше денег, сэкономить и т.п.)
А какие знания вам при этом помогли?(знания математики)
А как можно назвать задачу, которую вы решали?(экономические, жизненные, практические и т.п.)
Все вы правы, задачи с практическим содержанием в математике называются прикладными.
Ребята попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?(Учащиеся формулируют тему урока самостоятельно ). Слайд 2. (Тема урока «Решение задач с практическим содержанием»)
Учитель: Прочитайте слова немецкого писателя «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать-искусство». Как вы их понимаете? (Слушают ответы учащихся)
Попробуйте сформулировать цель урока(Учащиеся пытаются сформулировать цель урока)
Учитель: Вот и мы на уроке должны овладеть эти искусством. Слайд 3. И научиться рационально использовать приобретенный опыт в повседневной жизни.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (устная работа)
Учитель: А для этого нам необходимо хорошо считать. Я предлагаю вам утверждения. Вы же сигнальте с помощью карточек. (Слайд 4. На доске появляются утверждения, если учащиеся согласны-поднимают зеленую карточку, если нет-красную. Сразу комментируют и объясняют ответы)
1) Произведение 1/5 и 5 равно 1 (+)
2) Квадрат числа 5/8 равен 10/16(-)
3) 2/5 от 50 составляют 20(+)
4) Если 2/5 от числа составляет 50, то исходное число равно 20(-)
5) Верно ли, что 13% от 50000 равно 6500 рублей(+)
6) Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Петра Ивановича равна5 рублей. Верно ли, что после удержания налога на доходы он получит 45000руб? (-)
Учитель: Какие правила были необходимы при решении данных задач? Давайте их сформулируем (Учащиеся формулирую правила нахождения дроби от числа и числа по заданному значению его дроби)
4. Постановка проблемных вопросов
Учитель: Самая актуальная прикладная задача связана с планированием бюджета семьи. Слайд 5.
А вы знаете что означает слово «бюджет»?
А какие виды бюджетов существуют?(Федеральный, муниципальный, семейный и тд.)
А из чего складывается бюджет семьи? (Из доходов и расходов)
А кто отвечает за формирование бюджета? А вы принимаете участие в формировании бюджета семьи? (Ответы на данные вопросы учащиеся ищут в интернете)
Сейчас бюджетом семьи занимаются ваши родители, но в будущем и вам предстоит планировать бюджет своей семьи. Представим, что ваши группы – это семьи Ивановых, Петровых, Сидоровых, Рублевых. Слайд 6. Не забываем о правилах работы в семье. (Приложение 2)
5.Этап применения знаний
Слайд 7. Учитель: Сначала выполните задания из красного конверта.(Приложение 3) Вам необходимо заполнить таблицу «Бюджет семьи». Все составляющие статей «Доходы» и «Расходы» перепутаны. Разделите данные на 2 части. Наклейте в нужную колонку в шаблоне (Приложение 4)И ответьте на вопрос: хватит ли денег семье для реализации данного бюджета
Доходы Расходы Ивановы 78000 64000 Петровы 57000 57000 Сидоровы 62000 77000 Рублевы 105000 112000 Затем переходите к заданиям из зеленого конверта.(Приложение 5) Необходимо не просто решить задачу, но и используя данные задачи, сформулировать совет по экономии семейного бюджета. Подумайте вместе и предложите еще советы по экономии.
Учащиеся работают в группах(семьях), где просчитывают бюджет семьи и формулируют советы по его экономии.
Затем учащиеся представляют решения задач (с помощью документ-камеры) и формулируют советы по экономии.
6. Подведение итогов урока и рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
А какие правила из математики помогали нам сегодня решать задачи?
Как изменилась твоя точка зрения?
Как вы оцениваете работу своей группы?
Кто достоин похвалы? За что?
7.Информация о домашнем задании
Слайд 8. Вместе с родителями спланировать бюджет семьи на месяц.
Приложение 1
№ Наименование Магазин 1 Магазин 2 Магазин 3
1 Хлеб
2 Молоко
3 Мясо (говядина)1 кг
4 Картофель 1 кг
5 Яйца 10 шт. 6 Подсолнечное масло 1л
ИТОГО (руб) Приложение 2
Правила работы в семье.
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
Соблюдать правила поведения и не мешать шумом соседям.
Приложение 3
Задание для семьи Ивановых
Зарплата мамы – 25000руб
Зарплата папы - 50000руб
Стипендия сына – 3000руб
Квартплата – 4600руб
Оплата проезда – 3500руб
Продукты – 25000руб
Одежда и обувь – 28900руб
Лекарства – 2000руб
Задание для семьи Сидоровых
Зарплата мамы-34000 руб
Зарплата папы -42000руб
Сдача квартиры-20000руб
Квартплата – 9800руб
Оплата проезда – 6200руб
Продукты – 27000руб
Выплата процентов по кредиту – 32000руб
Покупка телевизора – 26000руб
Задание для семьи Рублевых
Зарплата мамы- 45000 руб
Зарплата папы -50000руб
Премия папы 10000руб
Аренда квартиры-25000руб
Расходы на бензин – 6200руб
Продукты – 30000руб
Покупка нового дивана – 56000руб
Задание для семьи Петровых
Зарплата мамы-35000 руб
Пенсия бабушки -12000руб
Пособие на ребёнка-10000руб
Квартплата – 4200руб
Оплата проезда – 4000руб
Продукты – 24000руб
Занятия в тренажёрном зале–9800руб
Лечение – 15000руб
Приложение 4
Семья Сидоровых
ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Итого
Итого
Вывод ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Хватит ли денег семье для реализации бюджета?
Пожелания семье
Советы
Семья Ивановых
ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Итого
Итого
Вывод ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Хватит ли денег семье для реализации бюджета?
Пожелания семье
Советы
Семья Петровых
ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Итого
Итого
Вывод ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Хватит ли денег семье для реализации бюджета?
Пожелания семье
Советы
Семья Рублевых
ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Итого
Итого
Вывод ОХОДЫ РАСХОДЫ
Хватит ли денег семье для реализации бюджета?
Пожелания семье
Советы
Приложение 5
1) Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 10%. Энциклопедия о животных стоит 700 рублей, а справочник по математике 3/7 от стоимости энциклопедии. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за покупку двух книг, если в день покупки магазин предоставляет дополнительную скидку 5%? 3) Во время распродажи телефон стоит 5500 руб, что составляет 5/7 от его первоначальной стоимости. Какова первоначальная стоимость телефона? Сколько сдачи с 10000 получит Аня, если купит этот телефон до распродажи?
2) Тетрадь стоит 25 рублей, стоимость ручки составляет 2/5 от стоимости тетради, а стоимость карандаша составляет 50% от стоимости ручки. Если покупатель покупает более 20 наименований товара, то магазин делает на этот товар скидку 5%. Сколько рублей заплатит покупатель, если он собирается купить 40 тетрадей, 10 ручек и 10 карандашей? 4) Обучение в Тюменском университете по специальности «экономист» стоит 90 тыс. руб в год, что составляет 3/5 стоимости обучения в Москве на эту же специальность. Сколько необходимо заплатить за год обучения в Московском ВУЗе с учетом проживания в съемной квартире за 20 тыс. рублей в месяц?