Открытый урок по литературе «Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Открытый урок по литературе «Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Нравственная стойкость героя.

Цель:
1. раскрыть душевный мир героя рассказа.
2. показать необыкновенность (т.е. непохожесть ) учительницы.
3. обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

На экране слова-эпиграф:«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Л.Н.Толстой .(-Как вы понимаете это высказывание?)

На доске записаны слова :Сочувствие, доброта, духовные ценности-,духовная память,
сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.(Попробуйте объяснить эти слова).(-Доброта- отзывчивость, стремление делать добро другим.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания).

(Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей.)

Ход урока.

Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомство с рассказом Распутина «Уроки французского». ( Сообщает тему и цель урока: «Воспитание чувств; нравственная стойкость героя.») Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе «Уроки французского», вспомним важные моменты его содержания.

Учащиеся пересказывают.Дома вы должны были подобрать пословицы,поговорки на тему "Доброта",давайте послушаем их.(Зачитывают пословицы).

А также надо было составить цитатный план рассказа. Давайте проверим, всё ли верно получилось.
Ученики прочитывают свои варианты цитатного плана.(Редактируем цитатный план).
Примерный план.

Цитатный план:
1. Описание мальчика( «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска»)
2. Драка(«Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня»)
3 Снова избили. (« Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб.»)
4.Занятия французским языком.( « Я шел туда как на пытку.»)
5. Игра в «замеряшки».(«Что ж, давайте играть по – настоящему, Лидия Михайловна, если хотите.»)
6. Лидия Михайловна уехала.(« Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они")
Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью рисунков. Что вы можете сказать о расположении рисунков? Рисунки детей поставлены в хаотичном порядке, надо восстановить цепь событий.

Итак, содержание мы вспомнили, а теперь обсудим основные моменты рассказа. В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии.

Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
(фрагмент фильма)

Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.

Какой вы видите учительницу французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?

Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его).

Почему затея с посылкой ей не удалась? ( учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)
(фрагмент фильма)
Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? ( Предложила играть на деньги в «пристенок»).

Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? ( посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте).

Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

В.Г. Распутин как-то сказал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература –, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? ( Доброту, сострадание)
(фрагмент фильма)
Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение. ( С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику).
Почему рассказ назван «Уроки французского»? ( Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)
Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.). Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря.
Вывод. Игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, – поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. Видя, что школьник ( в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.
Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
И в заключении давайте сочиним синквейн . Тема"Лидия Михайловна".(Проводится общая работа.Подведение итогов после составления синквейна).
Домашнее задание: Выписать в тетрадь наиболее яркие детали, раскрывающие душевный мир главного героя (его мысли, чувства, переживания, проявление характера), озаглавить эту работу « Душевный мир главного героя».Синквейн "Володя".
15