Урок по русскому языку для 11 класса «Особенности лексики и синтаксиса в рассказе В. Г. Распутина «Изба»


Урок по русскому языку для 11 класса
«Особенности лексики и синтаксиса в рассказе
В. Г. Распутина «Изба»
Цели урока:
Изучение лексического своеобразия рассказа (особенности диалектной лексики)
Наблюдение особенностей синтаксических конструкций в тексте рассказа и их роль в раскрытии идейного содержания, использование автором диалога и особенности его построения.
Воспитание орфографической и пунктуационной грамотности на материале художественного текста
Тип урока: исследование
Оборудование: портрет писателя, отпечатанные материалы с текстом рассказа «Изба»
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя
На предыдущем уроке мы говорили об идейно – художественном своеобразии рассказа В. Распутина «Изба». А теперь давайте попытаемся проанализировать это произведение с точки зрения языка и синтаксиса, то есть попытаемся сделать элементы лингвистического анализа текста.
Слово писателя… Это всегда очень важно. Давайте посмотрим, каково здесь слово В. Распутина.
II. Обратимся к названию рассказа.
- С точки зрения употребления, какое это слово? (диалектное)
- Какие слова называются диалектными?
Наряду с общеупотребительной лексикой встречается много диалектной лексики. Давайте их запишем и подберем к ним общеупотребительные.
Гоношил, взлобисто, надсада, молодайка, чирки, катанки, зароды, стайки, снулая, поката, лихоманка. Очень много диалектных слов встречается в произведении Распутина. С чем это связано? (Автор пишет о Сибири, о тех местах, где он сам родился и рос. Автор - сибиряк, земляк своих героев.) - Уместно ли употребление такой лексики? (Это деревенская проза. Распутин использует ту лексику, которой пользуется народ.) Диалектные слова очень ярко характеризуют речь героев Распутина. Это простые деревенские люди, речь их проста и порой может быть понятна лишь сибиряку.
Ш. Наряду с диалектной лексикой автор использует и просторечную. Что такое просторечная лексика? Найдите элементы просторечной речи в тексте.
- Где она встречается? (в диалогах)
«Че лечила-то», «хвороба», «сок из нутра качают», «этакая кишка», «моги», «ниче», «туды», «окромя»
- Как эти слова характеризуют главных героев?
IV. Что еще интересного встречается в тексте, какие выражения? (фразеологические обороты)
«Кому леченье, а нам мученье»
« Как корове седло»
« Везде хорошо, где нас нету»
А как вы понимаете такие слова Агафьи: «Я вся из людской запусти»
V. Всегда интересно читать произведение, когда представляешь себе героев. Что нам помогает представить Агафью и Савелия? (диалоги)
Именно с их судьбами связаны диалоги в рассказе. Вернемся к первому диалогу. - Для чего он служит? (для речевой характеристики героев)
-Что вы можете о них сказать?
VI. Давайте посмотрим на порядок слав в предложении.
«В тот день уложили они оклад»
- Что вы можете сказать о порядке слов в этом предложении? (обратный порядок)
- Как в литературе называется такой прием? (инверсия)
- Как правильно это сказать?
- Что произошло? (фраза рассыпалась)
VII. А теперь обратим внимание на синтаксическую сторону рассказа.
- Каким предложениям отдает предпочтение автор? (сложным) Найдите примеры в тексте. Запишите первое предложение: «Изба была небольшой, старой, почерневшей и потрескавшейся по сосновым бревнам невеликого охвата, осевшей на левый затененный угол, но оставалось что-то в ее поставе и стати такое, что не позволяло назвать ее избенкой»- Назовите средства связи в этом предложении.
- Сколько частей вы выделили? Охарактеризуйте их. Выделите грамматические основы.
- Какое сказуемое в первой части?
-Чем выражена именная часть?
-В каком падеже?
-Чем выражено подлежащее во второй части?
Составим схему:
5657850134620056578507747003552825106045032670757747003267075134620024479251346200244792558420019716751346200197167567945015049501346200150495077470010477501346200104775077470074295013462007429507747002857501346200 [ , , и , ], но [ указательное слово], (что )
Выделите слова изба – избенка. Чем они отличаются? Какое значение вносит суффикс –ёнк-?
Мы сказали, что в тексте много сложных предложений. А встречаются ли здесь простые предложения? Найдите их в тексте.
«Но дни Криволуцкой были сочтены»
« И принялась Агафья ворочать бревнышки в одиночку»
«Изба загорелась»
- Что они вносят в рассказ? (акцентируют на чем-то внимание)
VIII. Запишите самостоятельно последнее предложение и составьте схему.
И в остатках этой жизни, в конечном ее убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры.
XIX. Вывод.
- Что вы можете сказать о синтаксисе? (богат и разнообразен синтаксический строй фраз и предложений)
- В чем мы убеждаемся? (Синтаксис, как и идейно-художественное содержание рассказа, но прост. Не прост рассказ и с точки зрения лексики, весом пласт диалектных слов, просторечий.) Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание.
Приложение (диалектизмы)
Гоношил – собирать, припасать, копить.
Взлобисто – высоко, на взгорье.
Надсада – надрыв, чрезмерное напряжение.
Молодайка – молодая женщина.
Чирки – башмаки, шаркуны.
Катанки – самодельные валенки.
Зароды – скирды сена продолговатой формы.
Снулая – сонная.
Стайка – сарай.
Поката – специальное приспособление для подъема бревен (от катить)
Лихоманка – лихорадка.