Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования. Монотипия»


МБОУ «Шаминская ООШ»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Мастер-класс
«Нетрадиционные техники рисования. Монотипия»
Подготовлен учителем ИЗО Толкиной О.А.
Проведён на базе школы
для молодых специалистов района
2014 год
Назначение: Мастер класс поможет тем, кто не умеет рисовать, но очень хочет поработать с красками. Монотипия развивает фантазию и воображение.
Цель: Создать рисунок в технике монотипия.
Задачи: обучающая: сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», способам и последовательностью выполнения работы. Научить использовать различные способы рисования монотипии;
развивающая: развить творческую активность и творческие способности, путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками;воспитательная: воспитание эстетического чувства, интереса к творчеству, изобразительному искусству, эмоциональная разрядка.
- Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - одна из простейших графических техник. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием! Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.
Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне, однако распространение получила только с конца19 в. Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу.




Материалы и инструменты.
Начнем с красок. Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну, и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок. Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки... Ну, и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветная бумага, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.
Основные стилистические направления в монотипии.
«Фрактальная монотипия» - на твердую поверхность наносите краску, сверху накладываете бумагу, придавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаетесь увидеть какой-то образ и слегка дорабатываете оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения.
Оттиск масляными красками на холсте или картоне. Накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень.
Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.
Рисование (исправления невозможны). Нарисовать и скомпоновать рисунок на листе до того, как положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая опускаете лист на накатанную краской поверхность, далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую вы хотите получить. Руками на бумагу желательно не опираться, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать.
Монотипия с помощью типографских красок и растворителя. Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.
Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе
.Смешанная техника. Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.
Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!
Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии с доработкой различными другими материалами:
Монотипия на стекле и на бумаге.
Первый способ. На поверхность стекла или бумаги наносится краска пятнами, линиями - как душе угодно или в зависимости от замысла. Берем бумагу, слегка намачиваем губкой, чтоб бумага у нас стала влажной. Сверху стекла накладываем бумагу, надавливаем ее сверху руками. Плавно снимаем лист. Исследуем полученную печать. Старайтесь увидеть образы. Посвятим эту работу предстоящему празднику Новому году.
Второй способ. Для этого нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложи лист пополам, чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна, вторую половину смачиваем губкой. Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Разворачиваем – и любуемся. Теперь включайте фантазию! Вы можете в своих работах выразить настроение, как грустное, так и радостное, используя различные оттенки красок.
Несколько советов
• Размещая цветные пятна на стекле, экспериментируйте, вливайте одно пятно в другое, располагайте их на расстоянии.• Пробуйте брать разные виды бумаги, это позволит поэкспериментировать не только с цветом, но и с фактурой.• При печати оттисков, пробуйте убирать бумагу разными способами, рывком, стягиванием со стекла, приподнимая бумагу с противоположных краев листа и т.д.• В ходе поиска в кляксе сюжета, старайтесь рассмотреть оттиск со всех сторон, лучше фантазировать в компании.• Можно сначала напечатать несколько различных вариантов оттисков, а затем искать сюжет и заниматься прорисовкой деталей.При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой.
При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем.
– Желаю творческого успеха!
Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А с учениками вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать новые образы. Желаю радости создания и успехов!
- Способы работы над монотипией вам понравились?
Свое отношение к занятию выразите, оставив на парте рожицу настроения. Спасибо.