Конспект методической разработки Изготовление сувенира — брелка « Рыбка ».


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ г. ТИХОРЕЦКА
Методическая разработка
на занятие по изготовление
сувенира - брелка
« Рыбка ».
Разработала : педагог дополнительного образования ГБОУ школа -интернат г. Тихорецка Погосян Ирина Владимировна


2015г.

Содержание
Инфомационная карта

Пояснительная записка

Методика подготовки занятия

План занятия

Сценарий занятия

Литература
1.Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится данное учебное занятие Данное открытое занятие входит в учебно – тематический план 1 года обучения реализуемой образовательной программы «Затейники»
( Бисероплетение).
Дополнительно – образовательная программа направлена на реализацию творческого потенциала учащихся. Процесс обучения по изготовлению изделий из бисера строится по принципу обучения от простого к сложному, что дает возможность детям легче и быстрее усвоить материал и найти свой стиль в изготовлении поделок.2.Психолого – педагогическая характеристика группы детей, с которыми педагог планирует проводить данное учебное занятие Данная группа сформирована в 2014– 2015г. В творческом объединении « Затейники». В группе обучается 6 детей 8- 9 лет. Это дети с разным творческим потенциалом, различными трудовыми умениями и навыками, разные по возрасту и характеру.В течение учебного года учащиеся развивают свои способности, используя приобретенные умения и навыки, и к концу учебного года создают более сложные по технике выполнения изделия.
3.Характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др. На занятии будет использовано следующее оборудование:
1. Для учителя
- выставка детских работ из бисера;
- иллюстративный материал;
- технологическая карта сборки изделия подвески;
- ИКТ.
2. Для детей
–ножницы , проволока №3, бисер.
4.Тема учебного занятия в учебной программе Изготовление сувенира брелка « Рыбка ».
5.Место проектируемого учебного занятия в учебном курсе Изготовление сувенира брелка « Рыбка » - третье занятие по теме «Бисероплетение» дополнительной образовательной программы «Затейники» 1-го года обучения.
6.Сложность занятия вообще и конкретно для данной группы Для педагога: наиболее важным в ходе занятия является создание ситуации успеха для каждого учащегося, умение педагога приходить на помощь обучающимся в момент осмысления поставленных задач, рассмотрения проблемы с различных позиций, выработки своего восприятия и понимания;
Для детей: не все дети усваивают материал быстро: одни сразу проявляют творческую фантазию и мышление, другие остаются лишь исполнителями и, только накопив определенные умения и навыки, наблюдая за работой друзей и педагога, начинают применять свои силы.
- Сложность данного занятия так же связана со спецификой рабочего материала бисера (мелкий).
7.Тип учебного занятия Развивающий , учебно практический.
8.Цель
Задачи:
Для педагога:
закрепление полученных знаний, умений и навыков;
Для детей:
научиться изготавливать из бисера фигурку рыбки;
подготовить подарок для мамы к 8 марта.
Обучающая: познакомить детей с последовательностью выполнения сувенира брелка «Рыбка ».
Развивающая: способствовать развитию интереса к искусству изготовления изделий из бисера, развитию творческих способностей детей, фантазии.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение друг к другу, способность и готовность помогать друг другу, способность радоваться успеху товарища, воспитывать чувство прекрасного, формировать нравственную культуру ребенка.
Коррекционно-развивающая: развить познавательные процессы; память, внимание, воображение, творческое и логическое мышление; способствовать обогащению словаря; побуждение учащихся к речевым высказываниям.
Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
9.Методы обучения
Объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа – диалог, наглядная демонстрация приемов работы.
Наглядный : образцы готовых изделий, выставка детских работ из бисера.
Практический : самостоятельная работа над изготовлением сувенира брелка «Рыбка » по представлению на основе фантазии с использованием приобретенного опыта.
Игровой: игра – приветствие (разминка) в начале занятия предназначена для снятия у детей напряжения, поднятия настроения, возбуждение фантазии.
Развивающий: загадки на знание фауны родного края, развивающие кругозор учащихся, умения сравнивать, выделяя контрастные признаки, различия и некоторые сходства.
10.Форма организации учебного занятия Индивидуальная деятельность по правилам, аналогичная, сходная с показанным образцом.
11.Хронометраж учебного занятия 1 Организационный этап 5 минут
2 Вводный этап 10 минут
3Основной этап 20 минут
4 Заключительный этап 5 минут
12.Содержание учебного занятия:
-Поэтапные цели учебного занятия:
-Организационное начало учебного занятия.
Цели:
-психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;
-обеспечение нормальной обстановки на занятии Возможные действия педагогов и учащихся:
-взаимное приветствие педагога и учащихся;
-проверка отсутствующих;
-проверка внешнего состояния помещения;
-проверка рабочих мест;
-организация внимания
13.Вводная беседа
Повторение материала, изученного ранее
Цели:
-воспроизведение в памяти учащихся усвоенных знаний, умений и навыков;
-обеспечение понимания всеми учащимися материала данного занятия; -Бисер - материал для прикладного творчества;
-повторение этапов технологии изготовления сувенира брелка «Рыбка »;
-определение возможных затруднений учащихся;
(обратить внимание обучающихся на хрупкость и маленькие размеры рабочего материала);
-корректирование материала с учетом реальных знаний, умений и навыков учащихся.
14.Изучение нового материала
Цели:
-усвоение фактов и основных идей;
-усвоение метода исследования изучаемого материала;
-овладение методикой воспроизведения изучаемого материала Объяснение методов сборки сувенира брелка «Рыбка»:
- плетение головы и туловища рыбки;
-плетение плавников;
-плетение хвоста;
- декоративная обработка готового изделия.
(демонстрация приемов работы)
15.Закрепление пройденного материала в практической деятельности
Цель:
прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях -повторение знаний, полученных на занятии;

-практическое занятие по сборке сувенира брелка «Рыбка»
16.Контроль и «оценка» знаний-выработка критериев «оценки» знаний со стороны педагога;
-выработка позитивной мотивации к получению знаний;
-воспитание объективной самооценки -итоговая проверка после изучения новой темы по сборке сувенира брелка «Рыбка »:
-теоретическая часть
-практическая работа
17..Обобщение и систематизация знаний
Цель:
-выработка системы знаний, умений, способностей - итоговые повторения всех этапов технологии изготовления сувенира «Рыбка », включая новый материал;
-реализация полученных знаний, умений и навыков на практике.
- коллективное обсуждение творческих работ учащихся( учащимся предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление).
Пояснительная записка
Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям все, что представляет неповторимое лицо нашего народа. В этой связи очень важно уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно –прикладного творчества. Программа «Затейники» ГБОУ школы-интерната г. Тихорецка
нацелена на формирование у воспитанников интереса к декоративно-прикладному творчеству, уважения к народным традициям.
Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, расширение кругозора.
Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, кожей, солёным тестом, мешковиной, макраме которые дают возможность узнать историю возникновения ремесел на Руси.
Кроме того, ручной труд развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Чередование занятий четырех видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.
  Данное занятие входит в дополнительную образовательную программу «Затейники», блок «Бисероплетение», группа первого года обучения. Возраст обучающихся: 8-9лет.
Занятие разработано на основе досуговых предпочтений данной возрастной категории, включающих в себя добровольное участие обучающихся.
Продолжительность занятия 40 минут. На занятии создана доверительная обстановка, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, и не боялся ошибок.
Занятие включает в себя мотивацию, подведение итогов, рефлексию, предполагает обратную связь. В течение образовательного процесса у ребёнка формируется уровень ответственности за результат своей деятельности.
Данное занятие способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков. Повторение и расширение знаний по технологии изготовления сувенира из бисера идет через устный опрос и практическую работу. Для повышения активности детей, эмоционального настроя использованы элементы игры (загадки).
Ожидаемый результат:
- закрепление полученных знаний, умений и навыков;
- изготовление сувенира брелка «Рыбка».
Кроме практической стороны данное занятие учит создавать красивые вещи, и что самое главное – радостные вещи, потому что творческий труд всегда созидателен и эстетичен.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования.
Методика подготовки занятия
Выбор темы и программного содержания занятия с учетом образовательной программы.
Подбор и изучение методической литературы.
Изучение интернет - ресурсов.
Подбор методов обучения и воспитания.
Подбор игр, наглядного материала, физкультминуток.
Подготовка инструкционной карты.
Подготовить кабинет, расставить стулья, столы.
(Занятие проходит в комнате, где расположены стулья по кругу. У педагога и детей есть возможность видеть друг друга и общаться на одном уровне.)4.Продумать музыкальное сопровождение занятия (начало занятия, для эмоционального настроя, для физкультминутки).
План занятия
1. Организационный этап: приветствие,
игра –разминка, сообщение темы и задачи 5 минут

2. Вводная беседа: подготовка к празднику
8 марта, выставка детских поделок из бисера,
рассказ о народном поверье… 10 минут

3. Практическая часть урока 20 минут

4. Подведение итогов занятия, просмотр
работ, обсуждение, рефлексия 5 минут
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
Приветствие, игра « На ощупь», « Разгоняем паровоз».
Вводная беседа:
-Ребята, для нашего занятия, как всегда, нам нужны послушные руки. У вас они послушные? Сейчас проверим ( игра – упражнение для рук)
Да, ручки у вас молодцы, слушаются вас. А еще для занятия нужны умные головы. У вас они умные? Сейчас проверим. Слушайте загадки (загадки)
Блещет в речке чистойСпинкой серебристой.РыбкаХвостом виляет, зубаста, а не лает.Щука
С хвостом, а не зверь,с перьями, а не птица.Рыба
Молодцы, вот вы какие у меня умные! Это, конечно же, рыбка. Я не случайно загадала вам загадки про рыб, ведь сегодня у нас с вами последнее, очень ответственное, завершающее занятие по изготовлению сувенира «Рыбка ».
- Ребята, вспомните, какая праздничная дата ждет нас в ближайшее время? Правильно, 8 марта. Как вы знаете, на праздники принято дарить родным и близким подарки. А самый лучший подарок тот, что сделан своими руками.
Скажите, а о чем мечтают ваши мамы? ( ответы детей)
Вспомните, ребята, кто и в какой сказке великого русского поэта А.С.Пушкина исполнял желания героев этой сказки? Правильно, золотая рыбка. А в русской народной сказке? (щука)… Вот мы сегодня с вами и будем мастерить волшебных рыбок в подарок мамам. И эти рыбки обязательно исполнят все их желания.
-Вспомните, из какого материала мы будем изготавливать наших рыбок?
Правильно, из бисера. Ребята, вспомните, пожалуйста из чего он производится? (ответ детей) Бисер - эффектный материал и заслуживает высоких похвал. Декоративные сувениры из бисера отличаются тем, чего нет у других материалов ,своей яркостью, мягким золотистым блеском. И в сувенире «Рыбка» главным украшением тоже будет удивительный цвет, блеск ,яркость материала - бисера.
Повторение пройденного материала:
Ребята, давайте вспомним основные этапы изготовления этого изделия
- композиционный замысел и его обоснование в эскизе: работа над
созданием эскиза – очень важный этап в изготовлении поделки из
бисера. Он включает в себя работу с книжным и иллюстративным
материалом, применение фантазии, творческий поиск;
-подготовка материала к работе: отбор для работы бисера, проволоки нужного размера.
Изучение нового материала:
Правильно, молодцы, все хорошо запомнили. А сегодня у нас , самый ответственный этап. Мы будем заниматься плетением и сборкой нашей «Рыбки».
Для изготовления сувенира « Рыбка» мы будем использовать параллельный способ плетения и способ низания для изготовления плавников и хвоста . Сегодня для работы нам нужны: ножницы, бисер, проволока,технологическая карта.
Итак, плетение рыбки начинаем с головы ,все детали плетём по схеме. Когда голова рыбки готова, продолжаем плести туловище рыбки. Чтобы рыбка была объёмной, необходимо сплести 2 одинаковых туловища ,а потом округлить их и сшить между собой. Следующий этап - изготовление и крепление плавников. Плавники состоят из восьми деталей: пяти верхних – они побольше, и трёх нижних – маленьких. Их мы получаем способом низания бисера на проволоку. Сначала прикрепляем верхние плавники, начиная от головы рыбки, затем – нижние в произвольной форме.
Теперь остается ещё один ответственный этап – изготовление хвоста. Он состоит из 9-11 проволочек разной длины с нанизанным на них бисером , собранных в пучок .Готовый хвост крепим к туловищу рыбки с помощью кусочка проволоки.
К верхнему плавничку готового изделия нужно прикрепить петельку для крепления.
Повторение изученной темы:
А теперь давайте повторим правила изготовления нашей рыбки ( ответы детей).
Молодцы, все хорошо запомнили. Ребята, прежде чем приступить к практической работе, давайте еще раз вспомним правила работы с ножницами и клеем.
Техника безопасности при работе с ножницами
1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2.    При работе внимательно следите за направлением резания.
3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4.    Не держите ножницы лезвием вверх.
5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6.    Не режьте ножницами на ходу.
7.    Не подходите к товарищу во время работы.
8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Практическая часть:
А сейчас приступим к работе. При изготовлении сувенира «Рыбки» постарайтесь быть внимательными и аккуратными, не забывайте о правилах техники безопасности, помните основные этапы сборки. В этом вам поможет технологическая карта. Я надеюсь, что вы проявите всю свою творческую фантазию. А для того, чтобы ваша рыбка стала волшебной, надо вложить в свою работу добрые мысли, тепло, чувство и душу. (Звучит легкая музыка). Индивидуальная работа.
Для снятия накопившегося напряжения на опорно-двигательный аппарат во время практической работы проводим небольшую физкультминутку:
Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.Руки нагнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.Как они сядут - тоже покажем:Крылья сложили назад.
Зарядка для глаз:
- пробежаться глазами за движением руки педагога;
- закрыв глаза немножко “подремать”.
Итоговый этап занятия:
В заключение идет коллективное обсуждение творческих работ детей.
Педагог: Славные у нас получились рыбки, словно живые. Но сначала, ребята, давайте с вами выберем самую аккуратную работу.
Рефлексия. Ребята, как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? Появилось ли у вас желание самостоятельно заниматься изготовлением поделок из бисера? (ответы детей )Педагог: Ребята, вы хорошо поработали сегодня, приготовили для своих мам подарки. Но только не забывайте, что ваши мамы мечтают о том, чтобы вы хорошо учились и выросли добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Это и будет для них самым дорогим подарком. Ну а остальные желания обязательно исполнит золотая рыбка.

Литература:
Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей/ Учебно – методическое пособие…- Ростов н/Д: Изд – во «Учитель», 2007.
Федотов Г.Я. Плетение изделий из бисера. /Академия мастерства.- Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002.
Харитонова Л.А. Как лучше провести физкультминутку?/.
Интернет-ресурсы:
http://www.hnh.ru/handycraft/2010-11-05-2
http://www.podelkidoma.ru/node/2363