Конспект занятия «Изготовление брелка-сувенира «Крыса»»


Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного
образования детей «Дом детства и юношества города Галича Костромской области»








Конспект занятия
«Изготовление брелка-сувенира «Крыса»
По программе объединения «Волшебный мир бисера»
(по разделу «Новогодняя мастерская»)

















Автор: Волкова Нина
Викторовна
педагог
дополнительного образования
Дома детства и юношества
г. Галича
руководитель объединения
мастерская «Умелые руки»









2010год.


Тема занятия:
«Изготовление брелка-сувенира «Крыса»».
Раздел программы: «Новогодняя мастерская».
Занятие проводится с детьми 2-го года обучения, начальный школьный возраст 8-9 лет.
Тип занятия: самостоятельное применение знаний, умений, навыков.
Изделие: брелок-сувенир «Крыса».
Цель занятия: повышение знаний детей через декоративно – прикладное творчество – бисероплетение –самостоятельного подбора цветового исполнения изделия
Задачи:
обучающие - формирование умений и навыков плетения на проволоке с использованием различных техник плетения; правильного чтения схемы плетения;
развивающие – развитие творческого мышления, самостоятельного подбора цветового мсполнения изделия, а также развития любознательности;
воспитательные – воспитание аккуратности и внимательности при выполнении изделия из бисера, воспитание в детях любви к природе, животным.
Форма обучения на занятии: фронтальная.
Каждый учащийся работает на своем рабочем месте и изготавливает одно и то же изделие.
Методы обучения:
словесные: рассказ о восточном гороскопе, беседа, объяснение темы и разбор схемы;
наглядные: демонстрация плакатов с изображением животных в порядке чередования сменяемости годов цикла, готовых образцов, карточки со схемой на каждую.
Материалы и инструменты
(учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия):
1.ножницы;
2.медная проволока;
3.готовый образец;
4.схема;
5.салфетка для бисера;
6.бисер.
Задания для самостоятельной работы учащихся на занятии:
1.рассмотреть готовый образец;
2.прочитать правильно схему изделия;
3.подобрать бисер для изделия по цвету;
4.плетение изделия в технике параллельного плетения и под руководством педагога использования игольчатого и петельного плетения.



Ход занятия.
1.Вводная часть:
-Здравствуйте, ребята. Наше занятие я хочу начать с загадки:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? / Новый год/
-А кто скажет, почему я загадала именно эту загадку? Вот сегодня мы и поговорим о предстоящем празднике.
-Какой год идет к завершению сейчас?
-Какой год наступит вслед за настоящим? Восточная астрология отмечает годы 12-летними циклами. Название каждого года соответствует определенному животному, которых 12.Существует несколько легенд и сказок, с некоторыми из них я вас сейчас познакомлю. Например: индийский сказ.
В 5 веке до нашей эры в небольшом княжестве, находящемся у подножия Гималаев, на границе современных государств Индии и Непала, родился Будда. С детства он приводил в изумление своими способностями учителей. Жизнь ему сулила радости и наслаждения. Но когда Будде исполнилось 29 лет, он встретился по воле богов со старцем сгорбленным под тяжестью лет, больным проказой, с мертвецом и монахом-отшельником, и Будда задумался о причинах зла и страдания.
В течение 45 лет он проповедовал о пути, ведущем к постижению истины. И вот однажды Будда призвал всех зверей посетить его в первый день Нового года и обещал наградить пришедших правом безраздельного владения каким-либо одним годом. Из всех зверей лишь 12 пришли к Будде. Самым расторопным оказался зверекА кто это был я думаю вы скажете сами, когда дадите правильный ответ на загадку:
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она./Крыса/.
-А теперь я расскажу еще совсем маленькую сказку, которую придумал монгольский народ. Она объясняет почему 12-летний цикл начинается именно с года Мыши.
Итаксказка «Как верблюд лишился своего года», хотя поначалу первый год цикла достался именно ему. А произошло следующее: верблюд и мышь поспорили, кому владеть первым годом и решили - тому, кто увидит первым луч солнца. Верблюд лег головой на восток, а мышь, сев ему на макушку, стала смотреть на запад, в ту сторону, где находились высокие горы. Солнце еще не успело показаться из-за горизонта, но отблеск лучей уже был виден на западных склонах. Мышь увидела его первой и закричала об этом. Ей и достался первый год цикла.
Вот мы и выяснили, что первый год- год Мыши (еще его именуют годом Крысы), но ведь существуют, как я вам сказала в двенадцатилетнем цикле и еще 11 лет и каждый год имеет свое имя.
Сейчас мы ознакомимся с небольшой книжкой- стихотворением. Каждая страничка нашей книги будет соответствовать какому-то году, а это иллюстрации нашей книги /на стене висят плакаты с изображением животных/.
Год цепляется за год,
Время движется вперед-
Без конца уходит вдаль,
Как огромная спираль.

Вид спирали той таков:
Это множество витков,
Где один другому вслед
Шествуют 12 лет.

Каждый год имеет свой
Личный символ, знак живой.
И никто из этих знаков
Меж собой неодинаков.

Чтобы ближе их узнать,
Нужно книжку прочитать
Эта книжка с ними нас
Познакомит сей же час.
/показываю на иллюстрации поочередно/

1.Мышь /крыса/:
Книжку Мышь нам открывает
Из 12 зверей
Самый мелкий успевает
К нам прийти других быстрей
Мышь запаслива. И в норку
Тащит зерна, тащит корку.
/Кто родился в этот год,
Жить не может без хлопот/.
2.Бык:
Лишь расстанемся мы с Мышкой,
Видим: чередою лет
К нам с сопеньем и одышкой
Бык идет за Мышкой вслед.
Он трудяга, этот Бык,
Бык лениться не привык.
/Кто родился в год Быка,
Труд любил во все века./
3.Тигр:
За Быком приходит Тигр,
Чтоб хозяйничать весь год.
Заводила шумных игр-
Он кошачий, но не кот.
Он вынослив, энергичен
И главенствовать привычен.
/Тот, кто в этот год рожден,
Властной силой награжден./
4.Кролик /кот/:
С Тигром срок пришел проститься,
Кролик около дверей,
В двери лапками стучится-
Открывай ему скорей.
Он удачливый счастливчик
Общий баловень, любимчик.
/Кто родился в этот год,
Тот везде друзей найдет/.

5.Дракон:
Кролик место уступает,
Потому что знает он:
В Новый год к нам прилетает
Яркий, сказочный Дракон.
Осмотрительный, степенный,
Лишь с друзьями откровенный.
/Кто родился в этот год,
Смотрит далеко вперед/.
6.Змея:
Год Дракона завершится,
Следом - в блестках чешуя-
Тихо, вкрадчиво струится
К нам красавица Змея.
Кто ее ругает нрав,
Без сомнения, не прав,
/Тот, кто в этот год рожден,
Симпатичен и умен/.
7.Лошадь:
На дворе, снежком, укрытом,
Только змейка уползет,
Лошадь в землю бьет копытом,
Лошадь пашет и везет.
Популярней Лошадей
Нет животных и людей
/Кто родился в этот год,
За собой друзей ведет/.
8.Овца:
Лошадь средь зимы ускачет
Вдаль от нашего крыльца
Новый год, а это значит,
Что приходит к нам Овца.
Элегантна и прелестна
И капризами известна.
/Тот, кто в этот год рожден,
Тонким вкусом награжден/.
9.Обезьяна:
Год пройдет, и Обезьяна
Прыгает среди двора.
И играет постоянно,
Обезьянья жизнь- игра.
Симпатичны нам изъяны
Хитрой, ловкой Обезьяны.
/Кто родился в этот год,
Тот ко всем найдет подход/.
10.Петух:
Вот уже и Обезьяна
Убегает во весь дух
Это вовсе и не странно-
Принимает год Петух.
Очень горд и разнаряжен,
Он напорист и отважен.
/Для рожденных в год такой
Незнаком любой покой/.
11.Собака:
Уступил Петух без драки
Место, чтоб возглавить год,
Стражу верному, Собаке,
Наступил ее черед.
Справедливей нету знака,
Чем отважная Собака.
/Кто рожден под этим знаком,
Силой духа награжден/.
12.Свинья:
После всех зверей ступая,
Принимает год Свинья.
Она- доверчивость слепая
И не видит, где обман.
И всегда со всеми дружна,
И всегда кому-то нужна.
/Кто рожден под этим знаком,
Видим доброе во всем/.

Начинай сначала книжку-
Повстречаешь снова Мышку,
Да и всех других зверей
Снова встретишь у дверей.
Ты и в жизни им: «Привет!»-
Скажешь раз в 12 лет.
-Считается, что эти животные обладают способностью наделять своими или присущими им чертами людей, рожденных в их году. Популярность этого календаря на Востоке очень велика. Зная год рождения, можно без труда определить характер человека. Вот здесь рядом с плакатами я повесила и таблицу к Восточному календарю и характеристики людей рожденных под зоологическим названием года, можно почитать в переменку. На сегодняшнем занятии будем плести сувенир-брелок «/Крыса/».
2.Основная часть.
-Сегодня на занятии мы будем плести из бисера брелок- сувенир «Крыса» в подарок к Новогоднему празднику.
-Что нам потребуется для работы?
+Бисер, салфетка, медная проволока, схема, образец изделия, ножницы.
-Для чего нам нужна салфетка? Как правильно она должна лежать?
+Салфетка нужна, чтобы бисер не рассыпался. Лежать она должна от края стола на длину вытянутой руки от локтя.
-Какие правила техники безопасности мы должны помнить при работе с бисером?
+Проволоку обрезаем кусачками (ножницами), обрывать или перекусывать зубами нельзя с целью предотвращения травматизма. Ножницы (если используем их) должны быть воткнуты в бабину или же лежать рядом с ней в сомкнутом виде, передавать из рук в руки кольцами вперед, концы сомкнуты.



Последовательность изготовления брелка-сувенира «Крыса».
-Сувенир из бисера плетется на одной проволоке размером приблизительно 70-80 см. Изделие плетется в комбинированной технике (петельное, игольчатое, параллельное). Хвост - начальный этап работы выполняется в технике игольчатого
плетения, также в этой же технике изготавливается часть лапки. Ушко и стопа лапки изготавливается в технике петельного плетения (на каждой парте представлены принципиальная схема и готовый образец, также на доске увеличенная схема, по которой идет разбор схемы коллективно).
-Что обозначает стрелка на схеме?
+Направление работы- плетения изделия.
-Плетение начинаем с хвоста в технике игольчатого низания. Затем приступаем к плетению туловища мыши в технике параллельного плетения. После выполнения 5 ряда туловища изготавливаем лапку в комбинированной технике. Нанизать на один конец 4 бисерины основного цвета и 3 бисерины другого цвета, пройти этим же концом проволоки через 4 бисерины основного цвета этого набора. Проволоку подтянуть. У вас должна получиться лапка из 4 бисеринок основного цвета и петельки из 3 бисеринок другого цвета. Симметрично выполняем также вторую лапку. Затем плетем 7 рядов в технике параллельного низания и выполняем вторую пару лапок, также как и первую пару. Далее плетем по схеме в технике параллельного низания 4 ряда и изготавливаем ушки в технике петельного плетения симметрично, далее плетем по схеме, из кончиков проволоки формируем усик(помощь педагога), закрепляем проволоку. Обрезаем лишнюю проволоку.
/Самостоятельное выполнение работы./
3.Подведение итогов.
-Итак, на сегодняшнем занятии выполнили подарочное изделие- сувенир-брелок «Крыса». Вспомним сколько и какие виды техник плетения при выполнении поделки мы использовали?
+ 3 вида техник: петельное, параллельное, игольчатое.
-Занятие подошло к концу. Приводим рабочие места в порядок, ссыпаем бисер по цветам в отдельные пакетики и убираем в коробку, салфетки положим в корзиночку. До свидания.
Занятие рассчитано на 2 урока (1,5 часа).






4. Используемая литература
Схема плетения брелка «Крыса» авторская работа
«Энциклопедия для девочек» раздел «Твои звездные календари»
Журнал «Читаем, учимся, играем» № 7 2001 год






















Фђ Заголовок 1Фђ Заголовок 2Фђ Заголовок 3Фђ Заголовок 4Фђ Заголовок 5Фђ Заголовок 6Фђ Заголовок 7Фђ Заголовок 8Фђ Заголовок 915