открытый урок по ИЗО Мультипликационные герои — 5класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы













открытый урок по изо в 5 классе





провела:
учитель изо
Кириллова з.и.













декабрь – 2012г.
мультипликационные герои
Вид занятия: тематическое рисование.
Цели и задачи: разговор о мультипликации, о художниках-мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильма; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии; эмоциональная разрядка; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование: для учеников – альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с героями мультфильмов, детские книги; для учителя – иллюстративный материал, книги о мультипликации, доска, мел, бумага, фото-, кинопленка
Зрительный ряд: реклама мультфильмов, детские работы.
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Беседа о мультипликации.
Отгадаем загадки:
Стоит в лесу избушка, Живёт в избе старушка. Не входи в избушку: Съест тебя старушка! (Баба Яга)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красивую ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)
Она красива и мила,
А имя её от слова «зола». (Золушка.)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш (Малыш).
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино.)
Справка. Наверное многие из вас, сами того не подозревая занимались мультипликацией, когда рисовали на полях альбома или тетрадки смешного человечка в различных последовательных моментах движения – по человечку на каждой странице. А потом, быстро перелистывая страницы, можно было увидеть оживающего человечка.
Мультипликация (от лат. «умножение») – это вид искусства, в основе которого лежит оживленный кинематографическим способом рисунок или скульптурное изображение (кукла). Кинолента и фотопленка (и мультфильм тоже) состоит из целого ряда кадриков-фотографий последовательных моментов, фаз движения (к примеру, человека, птицы). Когда мы снимаем реальное движение кинокамерой, то она раскладывает его на составные элементы – неподвижные фазы. При показе пленки со скоростью 24 кадра в секунду неподвижные кадры-фазы оживают и создают впечатление непрерывного живого движения. То же самое происходит в мультипликации. Но чтобы заставить нарисованного персонажа сделать какое-нибудь движение, нужно последовательно зарисовать каждую фазу этого движения на отдельных листах бумаги, а потом в той же последовательности снять их по рисунку-фазе на кадрик пленки. В результате получится такая же кинолента, но только каждый кадрик ее нарисован. Так же снимают мультфильмы с куклами, а теперь еще входит в обиход компьютерная мультипликация («Масяня» и др.). Теперь вы можете себе представить, какой это трудоемкий процесс – изготовление рисованных фильмов. Фильм, состоящий из одной части, идет на экране 10 минут со скоростью 24 кадра в секунду. Значит, для него нужно нарисовать около 15 тыс. рисунков. А ведь в мультфильме на экране обычно двигается не один, а сразу несколько героев, и каждый двигается по-разному. Над каждым мультфильмом трудится целый коллектив художников (художники-мультипликаторы, художники-постановщики и др.). Когда персонаж должен, к примеру произнести определенный звук, художник рисует герою то положение губ, которое этому звуку соответствует в действительности.

Наиболее часто встречающиеся жанры мультфильмов – сказка, сатира, веселая комедия.
Мультипликация бывает не только рисованная, но и объемная. В этом случае вместо рисунка действуют скульптуры-куклы, части «тела» которых соединяются шарнирами и кукле можно придать любое заданное положение. Объемно-мультипликационные фильмы снимаются, как и кинофильмы, в павильоне, где устанавливаются объемные декорации.
Мультипликация – дитя XX века. Она появилась почти одновременно в нескольких странах. Почетное место среди ее создателей принадлежит выдающемуся русскому оператору, художнику и кинорежиссеру В. Старевичу, «отцу» объемной мультипликации.
В 30-е годы огромную популярность приобрели произведения американского художника Уолта Диснея – автора широко известных у нас фильмов «Белоснежка и 7 гномов», «Бемби», «Том и Джерри», «Микки Маус» и др. Известны мультфильмы Японии.

Российская советская мультипликация возникла в начале 20-х годов. Политплакат, ожившая карикатура на внешне- и внутриполитические темы – вот основные жанры первых советских мультфильмов. С течением времени отечественная мультипликация стала обращаться к экранизации классических и современных сказок, рассчитанных главным образом на детского зрителя. Успех в этой области на долгие годы определил основное направление мультипликации как искусства для детей.
В 1936 году у нас открылась киностудия «Союзмультфильм». Работала еще мастерская режиссера А. Птушко, где создавались кукольные фильмы. Мировую известность получил выпущенный этой мастерской еще в 1935 году фильм «Новый Гулливер».
В настоящее время здесь собран коллектив талантливых художников различных профессий (драматурги, режиссеры, художники, музыканты и композиторы). Мировым признанием пользуются советские мультфильмы: «Серая шейка», «Федя Зайцев», «Золотая антилопа», «Аленький цветочек», «Конек-Горбунок», «Необыкновенный матч» и многие другие.
На международных кинофестивалях наши мультфильмы часто получают престижные премии и дипломы.
Те, кто хочет подробнее ознакомиться с искусством мультипликации, могут прочитать книги С. Гинзбурга «Рисованный и кукольный фильм» и И. Иванова-Вано «Рисованный фильм».
III. Задание.
Выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.
1. Расположить лист вертикально.
2. Отчертить карандашом линию слева на право на высоте 10–15 см. Эта линия должна быть у всех детей, так как она позволит после скомпоновать рисунки, подобрать их.
3. Рисуем крупным планом героя выбранного мультфильма, рост приблизительно см.
4. Цветовое решение должно быть в характере героя, в контрастных или близких цветах, теплых или холодных.
Анализ общих ошибок.

Любили Шлёпа с Прыгой
Потопать, поскакать.
Еще цветы любили
На ужин пожевать
IV. Итоги работы.
Собрать рисунки. Склеить рисунки пополам или сделать коллективный фриз, склеив рисунки в одну полосу, взяв за основу линию 10–15 см от края листа. Можно оформить выставку, как на студии.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.




















Мультипликационные героиMonotype CorsivaРисунок 1Рисунок 2Рисунок 10Рисунок 16Рисунок 13Рисунок 19Рисунок 2215