конспект урока для прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности.


Конспект урока
Аттестуемый педагог Лобач Елена Васильевна
Предмет- математика Класс - 5
Тема урока «Умножение десятичных дробей»
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Характеристика класса. В классе 14 человек. Успеваемость по предмету -100%, качество знаний- 57%. . Учащиеся этого класса активны, имеют желание учиться. Сложным является самооценка работы учащихся, что требует точности предложенных критериев оценки. Не всегда ребята умеют хорошо слушать, особенно друг друга. Трудно им дается и работа в группах, но они стараются учиться вести диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих целей.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009./ ,интерактивная доска, сканер, технологическая карта для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.
1. Организационный момент
•Цели этапа:
-организация готовности класса к работе на уроке;
-настрой всех обучающихся на продуктивную учебную деятельность, предмет и тему урока
•Цели и задачи учителя:
- Проверить готовность учащихся к уроку, организовать их внимание, обеспечить эмоционально –психологическую готовность учащихся к уроку.
•Методы организации работы: приветствие, фиксирование отсутствующих.
.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Приветствуют учителя вставанием, проверяют готовность к уроку, садятся. Дежурный сообщает об отсутствующих. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, садит учащихся, отмечает отсутствующих.
-Будь внимателен, дружок, начинаем мы урок!
Предстоит тебе опять что-то новое узнать! 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

. Цель данного этапа: контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания,
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
-Проверить правильность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и скорректировать их; обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализировать объект прочного усвоения как исходное знание: повторить основные понятия, выявить проблемную ситуацию.
Критерии данного этапа: точность и правильность выполнения домашнего задания, дозировка выполнения упражнений.
Действия педагога в случае, если учащемуся не удается достичь поставленных целей: объяснения и показ правильности выполнения данного упражнения.
Метод организации: фронтальная работа по методике направленных и ненаправленных вопросов, индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Метод мотивирования учебной активности учащихся: создание ситуации успеха.
•Методы и критерии оценивая ответов учащихся: индивидуальный подход, правильность и точность выполнения заданий.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Отвечают на вопросы учителя, озвучивают возникшую проблемную ситуацию: в последней задаче для того, чтобы ответить на вопрос задачи, нужно перемножить две десятичные дроби, а мы этого не учили.
Перевели м в см, перемножили и сделали обратный перевод (показывают с помощью сканера полученное решение на интерактивной доске)
Знать, как умножить десятичную дробь на десятичную дробь.
Умножение десятичных дробей (записывают дату и тему урока в тетради) Задает учащимся вопросы по выполнению домашнего задания, выявляет возникшую проблемную ситуацию: (задача №4: Найти площадь прямоугольника со сторонами 3,6 м и 2,1 м)
Кто смог выйти из сложившейся ситуации и какими способами?
Решение правильное. В вашем случае это было хорошим выбором. Но в жизни существует много ситуаций, в которых используются большие величины, выраженные в десятичных дробях, и каждый раз делать их перевод не всегда удобно и целесообразно. В науке и промышленности, в сельском хозяйстве и быту десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Сложение и вычитание десятичных дробей вы изучили.
Какое действие нужно для того, чтобы решение этой задачи сделать короче?
Что для этого нужно знать и уметь?
Давайте определим тему нашего урока (записывает дату и тему урока на доске)
3. Изучение нового учебного материала.
Цель этапа: Поставить вместе с учениками цель урока. Добиться осмысления (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:
-Организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.
Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: сообщение темы и цели в виде проблемного задания, использование обыденных аналогий.
Формы и методы организации работы: работа в группах, самостоятельная работа, взаимоконтроль;
Изложение основных положений нового учебного материала: подводящие упражнения для поставленной цели.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: точность и правильность выполнения заданий, получение результата
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: метод педагогической поддержки, ситуация успеха
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Научиться перемножать десятичные дроби
Сформулировать правило (составить алгоритм), научиться его применять, повторить правило умножения десятичных дробей на целое число, закрепить, проверить свое знание и умение…
Делятся на 3 группы
Прослушивают инструктаж по работе с картой.

Записывают задачу, составляют алгоритм умножения десятичных дробей.
Группа, первой выполнившая задание, зачитывает его. Остальные добавляют, исправляют, оценивают предложенный алгоритм.
Обсуждают ответы, аргументируют свою точку зрения
Последний, в результате получилось цифр меньше, чем нужно отделить.
Подписать вместо недостающих цифр нули.
Дописывают алгоритм.
Работают с текстом учебника, читают правило, сравнивают с алгоритмом
Рассказывают правило друг другу.
Какую цель вы сегодня поставите перед собой?
Записывает цель на боковую доску
Что нам предстоит сделать для достижения этой цели?
Записывает задачи урока на боковую доску
Работу продолжим в группах.
Дает инструктаж по работе с картой.
Критерии оценки работы каждого в группе.
Запишите решение задачи № 4 домашнего задания, используя полученный ответ, действием с десятичными дробями (умножением)
Выполните задание 1) карты.
Попробуйте, сравнив полученный результат и множители, вспомнив правило умножения десятичной дроби на целое число, понять, как получился правильный ответ и составить алгоритм умножения десятичных дробей.
Зачитайте алгоритм.
Работая по алгоритму, выполните действия, записанные в ваших картах под цифрой 2)
5,17· 2,3
0,45· 11,2
0,13· 0,02
Какой пример вызвал затруднение? Почему?
Что, по вашему мнению, нужно делать в этом случае, где взять недостающие цифры, посоветуйтесь друг с другом в группах.
Допишите это в свой алгоритм.
А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на стр. 214 (последний абзац) и сравним с нашим алгоритмом

Расскажите правило по очереди друг другу в группе. Каждая группа получает карту с заданиями
1) Используя запись задачи №4,
составьте алгоритм умножения десятичных дробей;
2) вычислите:
5,17· 2,3
0,45· 11,2
0,13· 0,02
Приложение №1
4. Физминутка.
Цель и задача этапа: смена деятельности; обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся
Формы и методы: практический, наглядно-иллюстративный.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Выполняют задания физминутки, проговаривая их хором под руководством дежурного, повторяя движения, показываемые на экране:
Один, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочки потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели. Мы хорошо с вами поработали: решили проблему, вставшую перед вами, составили правило и, прежде чем перейти к еще одной важной части нашей работы: научиться правильно его применять, немного передохнем и наберемся сил для решения этой задачи. Включает электронную физминутку. Электронная физминутка5. Закрепление учебного материала
• Учебная цель этапа: научиться применять алгоритм умножения десятичных дробей;
•Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:
-Закрепить в памяти учащихся те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу.
-Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
-Выработать соответствующие навыки и умения.
• Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся: работа в группах, индивидуальная работа с последующей самопроверкой, активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
• Критерии определения степени усвоения учащимися нового учебного материала: правильность и точность записи и выполнения действий.
Пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: проверка учителем результатов, анализ ошибок учителем и учащимися, повторное выполнение задания учащимися, которые не освоили новый учебный материал
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Найти площадь пола (потолка).
Решают задачу в группах.
Дают ответ.
Оценивают деятельность каждого при работе в группе, сдают карты.
Садятся на места, делают зарядку для глаз.
Решают примеры на применение правил умножения десятичных дробей, получая результат, оценивают его.
Говорят полученные отметки, выставляют в дневник. Предлагаю еще одно задание для работы в группе, не записанное в карте: на уроке, когда изучались десятичные дроби, вы измеряли размеры нашего кабинета, я их записала, сегодня напоминаю , что ширина нашего кабинета- 6,8 м и длина- 8,4 м. Какую задачу по сегодняшней теме можно составить, используя эти данные?

Правильно, но похожую задачу вы решали дома, и сегодня в начале урока мы ее записали. Поэтому, я усложняю вам задание.
В связи с тем, что летом в школе делается ремонт, нужно заранее узнать, сколько краски, побелки нужно закупить, чтобы сделать ремонт.
Давайте поможем нашему завхозу и найдем, сколько килограммов краски для пола нужно для нашего кабинета, если на 1кв. м пола расходуется 0,3 кг краски?
Молодцы! Спасибо за помощь.
Я передам ваши расчеты Александру Васильевичу.
А теперь оцените деятельность каждого члена группы по предложенным критериям и сдайте карты мне. Я просмотрю ваши оценки и в конце урока, используя вашу помощь, выставлю отметки за хорошую работу в группе. Хочется, чтобы отметки получили все учащиеся.
Сейчас садимся за свои места, поставим правильно ноги, выпрямим спину и сделаем зарядку для глаз (интерактивная зарядка)
Просматривает карты с оценкой работы учащихся.
Я предлагаю каждому из вас табличку с заданиями на умножение. Заполните полоску числами, записывая в каждой клетке результат умножения двух предыдущих чисел.
За правильно выполненную работу вы можете получить «5» или «4». Когда дойдете до последней клеточки, то, завернув кончик, сверьте свой результат и оцените свою работу. «3» и «2» ставить не будем, у кого не получилось сразу, поработают еще над этой темой и, надеюсь, на следующий урок получат хорошие отметки.

Кто сегодня заработал хорошую отметку? Поставьте ее себе в дневник.
За работу в группе, судя по вашему оцениванию, ещё хорошие отметки получают: … интерактивная зарядка для глаз
Приложение № 2
5. Подведение итогов. Рефлексия
Цели и задачи этапа:
-Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Методы и способы достижения поставленных задач : работа с сигнальными картами
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Прикрепляют выбранные значки на стенд. У каждого из вас на столе лежат три значка- стикера. Те, кто считает, что он справился с поставленной перед собой целью, прикрепите на стенд (*стационарный стенд «Рефлексия на уроке» на стене) зеленый стикер; те, кто , считает, что понял тему, но не до конца, прикрепите желтый; те, кто не достиг цели, выберите красный. Приложение №3
6. Задание на дом.
• Цель домашней работы для учащихся:
-Отработка навыка применения алгоритма для выполнения умножения десятичных дробей для дальнейшего использования
Цель учителя:
-Обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
• Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность и полнота выполнения заданий.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность выполнения задания для последующей работы.
Дает дифференцированное домашнее задание:
Всем: Выучить правило +
- Тем, кто выбрал красный значок - №1432;
- Тем, кто выбрал желтый значок или получил 4 и 5 на уроке -№1432, 1434
-Тем, кто выбрал зеленый значок и всем желающим №1432, 1434 +
*Усложнить сегодняшнюю задачу про краску для пола и решить. Приложение №1. Карта для работы в группах
1) Используя запись задачи №4 домашнего задания, составьте алгоритм умножения десятичных дробей;
2) Вычислите:
5, 17· 2,3;
0, 45· 11,2;
0,13· 0,02;
3) Оцените работу каждого члена группы по следующим критериям:
№ Ф.И. учащегося Баллы
1. … 2. … 3. 3 балла- принимал активное участие в работе группы, сделал сам правильно все 3 примера,
2 балла- принимал участие в работе группы, сделал сам правильно не менее 2 примеров,
1 балл- был пассивен, сделал сам правильно не менее 1 примера,
0 баллов- не принимал участия в работе группы, не сделал ни одного примера.
Приложение №2. Карточка для индивидуальной работы
10 0,2 Заполнить полоску, записывая в каждую клетку результат произведения двух предыдущих чисел, не заполняя две последние закрашенные клетки. Завернув последнюю клеточку влево, вы увидите конечный результат, если он совпал с вашим последним числом, поставьте себе «5». Если не совпал, заверните еще раз. При совпадении следующего результата с вашим предпоследним числом, вы получаете «4» и т.д.
*обратная сторона карточки:
2 0,4 0,8 0,32 0,256
Приложение №3.
Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне на уроке было достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Ответить на задаваемые вопросы на уроке я был не готов.
Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке
Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил несколько заданий. Мне на уроке было достаточно комфортно.

Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Ответить на задаваемые вопросы на уроке я был не готов.