Педагогические условия использования исследовательской деятельности на уроках музыки в работе с младшими школьниками


УДК 159.955.2 И.Я. Неволинак.п.н., доцент педагогики и психологии,
учитель музыки МБОУ ООШ №8
п. Садовый Славянского района,
Российская Федерация
Педагогические условия использования исследовательской деятельности на уроках музыки в работе с младшими школьниками
Реформирование образования привело к смене образовательной парадигмы, к переходу от алгоритмизированных и программированных форм и методов обучения к новым формам и методам, основанным на исследовании, проектировании и творческом подходе к овладению знаниями. Это вызвало потребность в активном применении в начальной школе поисковых, исследовательских, проблемных, проектных методов обучения. Использование в процессе обучения этих методов возможно лишь при условии высокой активности учащихся, что достигается не столько дидактическими приемами, сколько организацией самого процесса и созданием комфортной и стимулирующей атмосферы на уроке, свободным общением участников.
В последнее десятилетие интерес ученых и педагогов-практиков к организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках существенно возрос, что обусловлено требованиями нового ФГОС (НОО). Организация учителем исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе актуальна и отвечает запросам дня.
Исследовательский подход (от опыта к теории) в обучении младших школьников музыке представляет собой альтернативную логику построения образовательного процесса противоположную традиционной системе обучения (от теории к опыту). Сначала учащиеся приобретают некий новый практический опыт путем самостоятельного исследования явлений музыкальной культуры, а затем, обрабатывая и анализируя исследованный материал, переходят к его теоретическому осмыслению [1].
Педагогические условия, создаваемые посредством исследовательской деятельности младших школьников на уроке музыки реализуется в индивидуальной, в групповой формах. При этом развивается «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком)» [1, с. 143].
Сущность и ценность исследовательской деятельности младших школьников на уроках музыки состоит в том, что она позволяет детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, которая вполне соответствует их силам, дает полезные самостоятельно добытые знания, способствует формированию компетенций и зарождению новых импульсов к последующим делам.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность способствовала качеству образовательного процесса, необходимо создавать соответствующие педагогические условия. Уровень исследовательских задач должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников, исследовательские методы быть доступны для начальной школы с учетом уровня развития компонентов психики (мышление, память, восприятие) и учебной мотивации тех, кто будет их выполнять.
Психологами уже сделано открытие, что у младших школьников имеются большие потенциальные возможности по развитию словесно-логического мышления, которые не развивались в традиционной системе обучения начальной школы. Именно в исследовательской деятельности они ярко могут проявляться, если учителем целенаправленно будут созданы специальные условия.
Обращаясь к требованиям ФГОС НОО, отмечаем, что содержание стандарта нового поколения устанавливает требования к результатам обучения по 3 группам: предметные, метапредметные, личностные. Если о предметных и личностных результатах обучения любой учитель начальных классов имеет четкое представление, то метапредметные результаты пока освоены в практике недостаточно [2]. А ведь именно метапредметные результаты подразумевают навык видеть проблему, формулировать ее и творчески самостоятельно решать. Это не что иное, как владение учащимися исследовательскими умениями:
осмысливать задачу, выявлять проблему, выдвигать гипотезы;
наблюдать, экспериментировать;
устанавливать причинно-следственные связи;
классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученное;
находить несколько вариантов решения, выбирать рациональный;
формулировать выводы;
оценивать свою работу исследовательского характера и других.
Можем сделать выводы, что именно поисковая, исследовательская активность младших школьников на уроках музыки является одним из этих механизмов, развивающих метапредметные умения и познавательные способности, которые могут применяться затем на других уроках. Однако не следует все-таки забывать, что исследовательская практика в начальной школе сама по себе – не самоцель, она лишь продуктивное средство развития личности ребёнка, его психических функций, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала, метапредметных умений и компетенций.
Обращаясь к собственному опыту работы учителем музыки, можно отметить, что использование исследовательской деятельности на уроках способствует интеллектуальной активности младших школьников, повышению учебной мотивации, побуждению желания создавать групповые исследования, что проявляется, когда дети совместно выполняют исследовательский проект. Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания, с наличием некой проблемы, некого противоречия, белого пятна в истории музыки, разночтений в жизнеописаниях жизнедеятельности композиторов, что нуждается в желании младших школьников это изучить и объяснить. Но информация не может быть получена на уровне простого восприятия – она требует особой организации исследовательского процесса на уроке музыки.
В результате применения исследовательских методов на уроках музыки со второго класса, можно отметить, что к окончанию четвертого класса уже четко вырисовываются несколько групп метапредметных умений младших школьников, которые формирует именно исследовательская деятельность, организуемая учителем музыки на уроках в начальной школе. Это умения:
исследовательские: выбирать лучшее и верное решение поставленной на уроке проблемы; социального взаимодействия: сотрудничать в процессе выполнения проектов, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; оценочные: адекватно оценивать правильность хода и выполнения действий при выполнении исследовательских проектов; информационные: самостоятельно осуществлять поиск и отбор нужной информации [2].Таким образом, организация исследовательской деятельности младших школьников музыке в процессе обучения – это то, что отвечает требованиям и коренным изменениям, происходящим в системе образования в настоящее время. Современная школа нуждается во внедрении исследовательских методов обучения, активизирующих познавательные способности и развивающих мышление, компетенции у подрастающего поколения.
Список использованных источников:
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, Прогресс, 2013. – 274 с.
Стандарт общего образования: ФГОС (НОО), http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959©И.Я. Неволина, 2014
УДК 159.955.2 И.Я. Неволинак.п.н., доцент педагогики и психологии,
учитель музыки МБОУ ООШ №8
п. Садовый Славянского района,
Российская Федерация
Использование метода портфолио с целью развития самоконтроля младших школьников и качественной оценки деятельности
на уроках музыки
Оценивание достижений школьника – это контроль, или проверка результатов обучения, воспитания и развития, который является завершающим компонентом процесса обучения. Организация контроля и самоконтроля деятельности младших школьников, оценивание их достижений органически связано со всеми компонентами процесса обучения и формирования личности — мотивационно-целевым, организационно-деятельностным, информационно-содержательным и эмоционально-волевым. Именно через контроль и самоконтроль, мониторинг и оценку достижений каждого учащегося определяется качество образования в целом.
Согласно новым стандартам начального образования важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Тогда одним из ценностных ориентиров обучения младших школьников музыке становится развитие способности к организации своей учебной деятельности - планированию, самоконтролю, самооценке.
Помимо организации контроля деятельности младших школьников на уроках музыки мы считаем актуальным формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии у детей младшего школьного возраста создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, как учителем, так и самими школьниками.
Одной из современных продуктивных форм контроля деятельности школьников и самоконтроля является портфолио. Речь идет о методе, накопительной системе результатов обучения, ожидаемых и измеряемых конкретных достижений школьника, которые определяют, что уже способен он делать по ежегодном завершении учебной программы по музыке. В существующей ранее ЗУНовской системе оценивания был ряд недостатков, в том числе и внешний контроль, ориентация на установление факта количества знаний, необъективность и узость оценки достижений ученика.
При помощи введения такой формы предъявления результативности в процесс обучения младших школьников музыке, как портфолио, мы имеем возможность проследить динамику развития компетенций, умений, способностей, кругозора и музыкальной культуры в целом.
Под портфолио мы понимаем сбор различных материалов, докладов, презентаций, самостоятельно выполненных исследований, документов и иных свидетельств достижений и прогресса личности школьника (сертификаты участия в олимпиадах, дипломы и грамоты на конкурсах), подтверждение участия в общешкольных мероприятиях, занятия в системе дополнительного образования в области музыкального воспитания. Накопительная система портфолио на уроках музыки предоставляет возможность сбора самостоятельных работ ученика, где могут находиться творческие работы, определяющие динамику развития способности самостоятельно найти нужный источник и объем учебной и исследовательской информации.
Этот метод и форма альтернативного оценивания достижений младшего школьника используется нами в обучении музыке на разных этапах образовательного процесса. Портфолио используется нами для того, чтобы контролировать достижения развития ученика, оно помогает нам провести анализ потраченных трудовых и психических ресурсов школьника, его возможностей и способностей, итоговый полученный результат.
Однако стоит напомнить, что в данном методе нет определенного перечня действий. Учитель выбирает сам (или при помощи родителей), самих детей те параметры, по которым будет прослеживаться развитие музыкальных способностей и учебный путь ребенка с первого класса. Будет ли он обучаться лишь в рамках учебной программы по музыке или развивать свои музыкальные способности под воздействием программ внеурочной деятельности, посещать музыкальный кружок, петь в хоре, обучаться в музыкальной школе или студии и т.д.
И все-таки главным преимуществом работы с методом портфолио является возможность учителя музыки в нужный момент проконтролировать результаты ученика в период обучения, использовать полученные им знания для участия в олимпиаде, в концерте, поощрить интерес обучающегося к музыкальной культуре. Основным и самым важным моментом в использовании портфолио является стимул к достижению определенных целей, мотивация на успех. Именно работа с портфолио помогает учителю музыки в решении этих задач, в получении того результата, который ставят перед собой как родители, так и сами учащиеся. Конечно, возникает диссонанс между качеством и количеством информации. Порой при оценке портфолио учителя стараются все перевести все в количественную оценку (сколько накоплено достижений), при этом упуская качество выполненной работы, индивидуальные возможности и усердие.
Организация контроля методом портфолио и переход на самоконтроль по завершению комплексной учебной программы на 4 года по музыке, по сути, является проектированием траектории развития каждого младшего школьника. Портфолио позволяет обеспечить организацию контроля деятельности учащегося в преемственности разных этапов процесса обучения, что помогает планировать, контролировать образовательную траекторию учащегося, а затем это становится доказательством его личностного роста и качества образовательных услуг школы.
Портфолио (портфель достижений школьника) может стать публичным отчётом ученика за весь период обучения в школе, который предъявляется при ее окончании. Высокий рейтинг и баллы отражают достижения младших школьников - дипломы различных конкурсов (международных, всероссийских, региональных, муниципальных). Личностные результаты фиксируются в портфолио и отражают реализацию учебной программы, духовно-нравственного развития и музыкального воспитания младших школьников. Портфолио ученика способно четко отразить динамику достижений и развития школьников. В результате организации учителем контроля методом портфолио у младших школьников формируется и самоконтроль, навык сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу) и собственному плану. Самоконтроль своих действий — метапредметное умение самостоятельно учиться, требуемое ФГОС НОО. Это спокойная уверенность в себе (без самолюбования), сочетающаяся со спокойной самокритичностью, адекватной и высокой самооценкой (без самоедства).
Таким образом, самоконтроль качества и оценка деятельности младших школьников напрямую зависит от их достижений, которые отражаются в портфолио учащихся, подчёркивая эффективность организации учебной деятельности по программе, во внеурочных занятиях, общешкольных мероприятиях, в системе дополнительного образования детей.
Список использованных источников:
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» 2010
2.Терехова Г.В. Организация продуктивной деятельности школьников на основе ведения портфолио / Г. В. Терехова// Пед. технологии. 2011. №6. 3.ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru (Дата обращения 01.03.2014)