Технологическая карта урока окружающего мира на тему Где живут белые медведи (1 класс)


Технологическая карта учебного занятия
Тема: Где живут белые медведи?
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.
Задачи урока: 1) Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями;
2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей. Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.
Личностные результаты: -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты: - Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные результаты: Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: картинки с изображением белого медведя и пингвина, глобус, записи песен «Колыбельная медведицы», электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», видео о жизни белых медведей и пингвинов, схемы Северного и Южного полюса и картинки животных для мини-проекта.
Ход занятия
Организационный момент Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.Нас оно торопит в класс,Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок. Ученики настраиваются на работу.
Актуализация знаний 1. Графический диктант
(Работа выполняется на отдельных листочках, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят (+) в соответствующую колонку.
Вторник идет после воскресенья. (Нет.)
В году четыре времени года. (Да.)
В неделе семь дней. (Да.)
Осенью на деревьях распускаются листья. (Нет.)
Весна приходит после зимы. (Да.)
В понедельник все люди отдыхают. (Нет.)
Осенью желтеют и опадают листья. (Да.)
Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. (Да.)
Суббота идет после пятницы. (Да.)
Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году. (Нет.)
2. Игра «Не ошибись!»
В разных местах класса висят названия дней недели. Учащимся нужно расставить их в правильной последовательности. Ученики заполняют таблицу
Самоопределение к деятельностиОтгадайте загадку Муравьишки.
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает,
В морозы согревает.
(Учитель вывешивает картинку с изображением белого медведя)
Ребята, Муравьишке Вопросику стало интересно, где живут эти животные.
Предположите, какая будет тема сегодняшнего урока?
Прочитайте тему урока на с. 12 учебника, правильно мы её определили?
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Белый медведь
Где живут белые медведи?
Работа по теме урока1. Практическая работа в парах
На уроке необходим важный предмет. Отгадайте, какой.
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус —
Поможет славный школьный...
Что такое глобус?
Покажите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.
Что вы знаете об этих районах Земли?
Проверьте свои ответы. Прочитайте текст на с. 84.
Как называются холодные районы Земли?
Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
Какой полюс расположен в этом районе Земли?
(Учитель еще раз показывает Северный Ледовитый океан и Северный полюс на глобусе.)
Как называется еще один холодный район Земли?
Какой полюс расположен в этом районе?
(Учитель показывает Антарктиду и Южный полюс на глобусе.) - Глобус
- Уменьшенная модель Земли
- Учащиеся показывают. Если затрудняются, показывает учитель.
- Северный Ледовитый океан и Антарктида
- Льдом и снегом
- Северный полюс
- Антарктида
- Южный полюс
2. Работа по учебнику
Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа отправится на Северный полюс, вторая — на Южный. (под мелодию «Колыбельной медведицы»)
- Ребята, вам нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану
План
Где вы побывали?
Что увидели вокруг?
Какие животные, птицы вам встретились?
Чем похожи эти районы?
Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах?
- Оцените работу группы
Физкультминутка с офтальмотренажёромУчащиеся работают по рисункам в учебнике: первая группа — по рисунку на с. 12, вторая — на с. 13.
Здесь холодно, много снега и льда
Разных
Дети оценивают работу группы (!+-)Продолжение работы по теме урокаРабота с материалами электронного приложения
Беседа, просмотр видеосюжетов о белых медведях и пингвинах
Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах.
(Учитель сообщает краткие сведения о белых медведях и пингвинах (см. дополнительный материал к уроку). С сообщением об этих животных могут выступить и учащиеся, предварительно подготовившиеся дома. Можно организовать работу в группах со школьным словариком «Животные России». Учащиеся находят и читают статьи: первая группа — о белом медведе (с. 54-55), вторая группа — о морже (с. 58—59), третья группа — о тюлене (с. 82-83). Если есть возможность, после рассказов демонстрируются видеофрагменты.)Физкультминутка
Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 11).
Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто из них лишний? Почему?
Назовите животных во второй рамке. Кто из них лишний? Почему?
Выполните задание. №2 (с. 11). (Работа в парах. Проверка)Мини-проекты учащихся (работа в группах)
- Ребята, я вам сейчас раздам схемы Северного и Южного полюсов и изображения различных животных. Вам нужно распределить этих животных по месту их обитания. Ответы детей
- Дети смотрят видеосюжеты
- Пингвин, так как остальные животные являются обитателями Северного ледовитого океана
- Белый медведь, так как остальные животные являются обитателями Антарктиды
Учащиеся приклеивают животных на схемы по месту их обитания.
Подведение итогов урока- Какая задача стояла перед нами на уроке? Выполнили мы эту задачу?
- Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось выполнять? Ответы детей
Рефлексия- Как вы оцените вашу работу на сегодняшнем уроке?
Дерево успеха Дети выбирают соответствующую карточку

Дополнительный материал
Белые медведи
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, в зоне вечных льдов и снегов — на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Его вес около 700 кг, а длина туловища и достигает 3 м.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку ему не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи — отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими, и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы они купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубь суши.
Излюбленная пища белых медведей — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через один-два месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит и заботится о них.
Пингвины
Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пес,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лед к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы-разморозы нипочем:
Антарктида для пингвинов — теплый дом.
В черных фраках, в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
Посмотрите: папы с мамами спешат,
В детский сад своих отводят пингвинят.
Г. ГоппеПингвины — морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, у них есть лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов — около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно былые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветру, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.
А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.