Конспект урока окружающего мира 1 класс Где живут белые медведи?


Урок окружающего мира в 1 классе на тему
«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»
Семёнова Валентина Юрьевна,
учитель начальных классов,
СОШ №3 г.Сланцы
Цель урока:  Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром. Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы. Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли. УУД:  Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать; Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой; Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Оборудование: учебник и рабочий лист, иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, заяц) и мест их обитания (лес, льды, водоём);глобус; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера; иллюстрации животных Южного и Северного полюса, 5 конвертов с изображением животных и птиц Арктики и Антарктиды, презентация, рыбки разных цветов.
Ход урока

Анализ
Учитель
Ученики

Оргмомент
Психологический настрой
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Вновь урок у нас сейчас! Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.


ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ а) Постановка учебной проблемы
Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений. Игра «Кто, где живёт»
На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, заяц, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь,) и мест их обитания (лес, льды, водоём). - Расселите животных по месту их обитания.


Часть детей расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.
Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)

Побуждение к проблеме
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.

Проблема
- Какой будет тема нашего урока?

(Учитель фиксирует тему на доске
«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»)
Где живут белые медведи и пингвины?


б) Поиск решения
Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На столах у вас стоят глобусы.





- Скажите, какого цвета макушка у глобуса?
Белая


- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы увидим?
Белую шапку
Тоже белую макушку Белое



- Так обозначены два полюса – Северный и Южный. 
(Поместить картинку на доску)




- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?
Цвет снега
Зиму
Снежинки


- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.
(Идёт мультимедийный демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера)






- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.



-Как вы думаете, какая погода будет на полюсах?
Холодно


- Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Выполните задание 1 в рабочих листах. -Что из этих предметов нам понадобится для путешествия на Северный и Южный полюс? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.
Дети обводят шапку,
пуховик, варежки, лыжи, снегоход





-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?
Нет, потому что там тоже холодно

Физминутка
Встаньте все около своих парт. Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд, Раз, два, три, четыре, Полетел наш самолёт.


Групповая форма работы с источником



























- Итак, наше путешествие продолжается. Как приспосабливаются животные к таким суровым погодным условиям, мы узнаем, исследуя эти районы. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ)
- Работать будем с текстом учебника. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.
Основные правила работы в группе.
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.

Вопросы для первой группы: Прочитайте текст на стр.12 1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? 2.Какой полюс расположен в этом районе?


Задание для второй группы: Внимательно рассмотрите рисунок на стр.12. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану: 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Какие звери и птицы вам встретились? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Несмотря на то, что вы видите на фотографиях, белые медведи совсем не белого цвета. Их шерсть бесцветная, так как шерстинки полые и прозрачные. Они отражают свет и кажутся белыми..
Вопросы для третьей группы: Прочитайте текст на стр.13 1.Как называется один из холодных районов Земли? 2.Какой полюс расположен в этом районе?


Задание для четвёртой группы: Внимательно рассмотрите рисунок на стр.13 На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану: 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Какие звери и птицы вам встретились?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У пингвинов нет гнёз, поэтому своё яйцо они высиживают по очереди на лапах, накрывая его складкой жира.
.




Учащиеся получают задания для работы в группах:







Отчёт групп
1 группа рассказывает о Северном полюсе. В верхней части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА
2 группа дополняет рассказ о Северном полюсе, рассказывают о животных Арктики. На доске появляются иллюстрации с изображением животных.













3 группа рассказывает о Южном полюсе. В нижней части доски размещают названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС
АНТАРКТИДА


4 группа дополняет рассказ о Южном полюсе, рассказывают о животных Антарктиды. На доске появляются картинки с изображением животных.



Физминутка
На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём;
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Там садимся на пенёк,
И опять у нас урок. (Дети садятся за парты.)



Работа в группах
Представьте, что апельсины – это маленькие модели Земли. Найдите на них Северный и Южный полюс.
Каждой группе даётся апельсин и флажки. Каждая группа показывает на «моделях» Северный полюс и Южный полюс.

ВОСПРОИЗВЕ-ДЕНИЕ ЗНАНИЙ
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет». Задание №2 в рабочих листах. Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если вы не согласны, то рисуете треугольник. - Арктика – это Северный полюс. - В Арктике тёплая погода. - Антарктида – это Южный полюс. - Белые медведи живут в Арктике. - Пингвины тоже живут в Арктике.

(Сравнивают ответы с эталоном)

Практическая работа в группах
Детям раздаются конверты с изображениями животных и птиц и пано Арктики и Антарктиды. Задание. Выбрать нужных животных того или иного района Земли и приклеить их на пано.
Две группы работают с пано Антарктиды, две группы работают с пано Арктики.
Далее работы вывешиваются на доску.


А теперь рассмотрите изображение белого медведя.
- Назовите приспособление, которое помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве.





Белая шерсть











Рассмотрите смешной рисунок. Какое приспособление помогает белому медведю легко передвигаться по льду?

Специальные щёточки на подошвах лап

Возврат к вопросу проблемной ситуации
- Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)
Нет


Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс.







Итог урока
Наше путешествие завершилось. - О каких холодных районах Земли мы узнали?
Северный полюс и Южный полюс


- Чем похожи эти районы?
Там всегда холодно


- Где живут белые медведи?
На Северном полюсе в Арктике

Рефлексия
У учащихся у каждого на парте изображения 4 разноцветных рыбок, обозначающих следующее:
Оранжевая – было интересно
Зелёная – очень понравилось
Красная – не понравилось
Синяя – было трудно
нужно выбрать рыбку и приклеить на лист бумаги. У каждой группы свой лист.
Дети выбирают нужную для себя рыбку и приклеивают на лист, затем листы от каждой группы вывешиваются на доску.








































РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание №1. Представьте, что вы отправились в путешествие к Северному или Южному полюсу. Обведи синим карандашом то, что понадобится в путешествии.



Задание №2. Согласен - , не согласен – .





A descriptionA description... Заголовок 315