Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут белые медведи? (1 класс)


Туманская Юлия Степановна, иден. 237-083-015
Конспект урока. Тема: ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?
( Окружающий мир, 1 класс, Школа России)
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие, интегрированный
Цели: формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на глобусе, отличительные признаки животных. Формирование чувства любви к своей родине
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в паре, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Научатся: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов.
Получат возможность научиться: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; выдвигать предположения и доказывать их.
Личностные результаты - осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика»
Оборудование: глобус, изображения животных (фото), мр проигрыватель, запись для физминутки и песен, макет цветка, игрушки белые медведи.
1. Организационный момент.
– Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завучи нашей школы и учителя.
– Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.
а) Метеорологические наблюдения
- Но сначала метеорологические наблюдения
а) Кто, идя в школу обратил внимание на небо: пасмурно, ясно или ожидаются перемены (переменная облачность)
б) Кто утром посмотрел на градусник за окном: какая температура воздуха?
в) Кто заметил, есть на улице ветер или нет?
г) Кто заметил, есть осадки: дождь, снег, иней?
б) А сейчас о нас в настоящий момент
1. Какое сегодня число
2. Какой месяц
3. Какое время года?
4. Какой год?
5. Какой день недели?
6. Какой по счёту урок?
7. Какой это урок?
-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Наше путешествие будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» Кто из вас догадался, куда мы будем сегодня путешествовать?
2. Повторение пройденного.
- Для любого путешествия надо правильно одеться, взять с собой необходимые вещи.
- Чтобы получить рюкзак и одежду, мы должны выполнить задания. Открыли тетради. Рассмотрели рюкзак. Рядом с ним записаны названия дней недели. Расставьте числа от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.
Рисунок 1
Проверка. Какая должна быть последовательность (хором). Теперь проверьте в тетради. (самопроверка)
- Теперь надо тепло одеться. Читаем слова и зачёркиваем лишнее. Здесь записана группа слов. Нужно зачеркнуть лишнее слово. (осень, зима, весна, март, лето).
Проверка. Поменялись тетрадями с соседом по парте. Какое слово зачеркнули? Почему? Что обозначают остальные слова?
– Молодцы, ребята. Я довольна вашими ответами и приготовила сегодня загадки о животных.
В чёрных фраках,В белых майках круглый годХодит этотУдивительный народ. (Пингвины)
(Я вывешиваю на доску картинку пингвина)
Среди снега и льда не голодает,За рыбой в холодную воду ныряет.Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. (Белый медведь)
(Я вывешиваю на доску картинку белого медведя)
3. Объявление темы урока. Постановка цели.
– Ребята, а ведь интересно узнать, где же живут эти животные? Кто знает?
(В зоопарке, в дикой природе)
– Итак, сегодня мы должны точно ответить на вопрос: Где живут белые медведи и где живут пингвины?
(На доске открывается тема урока)
- Открыли учебник на стр.12 и прочитаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке. Узнаем……..Научимся……..
- Под красной чертой нам сказано, что нам надо вспомнить из знаний, полученных в детском саду, чтобы получить новые знания. Читаем.
На что похожа наша Земля? (на шар) Глобус – это шар, на который нанесёна земля в уменьшенном виде. Глобус – это модель Земли. Что такое глобус?
- Так как многие из вас не посещали детский сад, некоторые не изучали это в детском саду, я напомню вам то, что вы должны уже знать. ( На глобусе вверху Северный полюс. Там Северный Ледовитый океан. На глобусе внизу Южный полюс. Там суша, полностью покрытая снегом и льдом – Антарктида) Более подробно вы можете прочитать дома на стр. 84.
– Теперь в путь. Поможет нам путешествовать волшебный цветок Цветик-семицветик.
(Я показываю цветок)
4. Работа над новым материалом.
– Из какой сказки этот цветок? Кто написал эту сказку? Как звали девочку, которая использовала в сказке цветок? (Валентин Катаев. Девочка Женя)
- Какие слова говорила Женя, бросая лепесток?
- Чтобы путешествовать, необходимо знать, где запад, восток, север и юг. Что я сейчас назвала? Стороны горизонта. Где они у нас в классе? Всё, мы готовы.
Встали Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли,Будь по-моему вели. (2 раза)
– Вели оказаться там, где живут белые медведи.
(Ученики садятся за парты)
– “Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна– одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. “Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее”.
– Где же оказалась Женя? (на Северном полюсе) Покажите на глобусе, где оказалась Женя.
– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. Где мы?(на Севере, на Северном полюсе) Покажите
- Что находится на Северном полюсе? (Северный Ледовитый океан) Почему он так назван, как вы думаете?
– Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт, там всё покрыто снегом и льдом)
Рассказ учителя об Арктике
Хорошо, что мы заранее подумали обо всём необходимом! Теперь мы можем спокойно наблюдать и восхищаться, изучать и беречь.
Наблюдаем и восхищаемся удивительным природным явлением, которое бывает на полюсе – северное сияние. Наблюдаем, какие животные есть на Северном полюсе.
Открываем учебники на странице. 12
Каких животных во льдах Северного Ледовитого океана вы видите? О каком хотите рассказать? Слушайте внимательно.
Белые медведи. Такие славные и мягкие в песнях и мультфильмах. Помните колыбельную медведицы из мультфильма «Умка»? Давайте её исполним и укачаем свои игрушки – белых медведей.
ПЕСНЯ УМКА
- Но в жизни белые медведи не такие безобидные. Это большие животные, хищники.
Доклады детей об обитателях Северного ледовитого океана (белый медведь, морж, тюлень, овцебык, северный олень, лайка, треска, птичьи базары, большой поморник)
- Продолжаем наше путешествие. Наш путь лежит к южному полюсу, в Антарктиду.
ФИЗМИНУТКА Лети, лети, лепесток
Вели оказаться там, где Антарктида
Рассказ учителя об Антарктиде
Доклады учащихся об обитателях Антарктиды (ледяная рыба, морской леопард, альбатрос, пингвины)
Давайте превратимся в забавных пингвинов и повеселимся.
ПЕСНЯ «ПИНГВИНЫ»
Пора домой
ФИЗМИНУТКА Лети, лети, лепесток
Хотим оказаться в нашем кабинете, за нашими партами.
– Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня узнали.
- Мы познакомились со многими животными, обитающими в холодных районах Земли. Что у них у всех общего? Как они приспособились к жизни в таких холодных условиях? Вспомните доклады ваших друзей и ответьте.
5. Итог урока.
– На доске – схематический рисунок глобуса (или карта полушарий?)
– В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
– Покажите на глобусе.
– Какие полюса здесь расположены? ( Северный и Южный)
Откройте тетради.
Рисунок 2
Подпишите свой глобус – укажите буквами, где какой полюс. работаем карандашом, чтобы можно было исправить.
– Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
– Животные одинаковые живут в этих районах? (разные)
- Как животные приспособились к жизни в холодных условиях? (толстый слой жира, густой мех)
Посмотрите в тетради. Найдите второе задание. Соедините линиями животных с их местом жительства.
Представьте, что вы строгий учитель и проверяете тетрадь ученика. ПРОВЕРКА РАБОТЫ
Молодцы!
– Я приготовила для вас очень интересный вопрос.
– Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).
- Где мы можем увидеть этих животных вместе? ( в зоопарке)
Рефлексия
- Подошел к концу наш урок. Кому урок понравился – похлопайте себе. Кто узнал много нового – встаньте. Кто дома почитает ещё о животных холодных районов Земли – поднимите руку.
- У нас остались ещё два лепестка. Так что впереди нас ждёт ещё одно увлекательное путешествие.
- Урок окончен. Спасибо за урок.