Конспект урока по окружающему миру Где живут белые медведи (1 класс)


Тема урока: «Где живут белые медведи?»
Тип урока–урок изучения новых знаний с элементами проблемного изложения материала. Метод обучения- проблемно – поисковый, наглядно-иллюстративный.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Педагогические цели:
Обучающая: сформировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, познакомить с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы.Воспитывающая: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
Планируемые результаты:
Предметные –научатся находить на глобусе и карте Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.
Личностные – проявят навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, научатся избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные –выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные – делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Коммуникативные –участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Ресурсы:учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть А. А. Плешаков; карточки с изображением животных; карточки для работы в группах и в паре; глобус; компьютер, проектор, экран.
№ Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Слайд 1
Добрый день, уважаемые ребята!
За окном наступила весна. Поют птицы, светит солнышко. Солнышко улыбается, даёт нам свет и тепло. Давайте возьмём друг друга за руки, улыбнёмся и передадим частичку своего тепла. Успехов вам и удач!
Приветствие учащихся.
Дети готовы к уроку
1 мин.
2.Актуализация и пробное учебное действие. Начнём наш урок с игры «Где кто живёт?»
- Я вам буду показывать картинки с изображением животного, а вы отвечайте, где оно живёт:
Корова- ( в коровнике) слайд 2
Рыбки – (в аквариуме или в водоёме) слайд 3
Курица- (в курятнике) слайд 4
Собака- (в будке или в доме) слайд 5
Ёжик- (в лесу) слайд 6
Свинья- (в свинарнике) слайд 7 2 мин
3.Выявление места и причины затруднения. Слайд 8
-Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. Скажите, кто вам на каждом уроке окружающего мира помогает узнавать что-то новое, кто задаёт непростые, но интересные вопросы?
- Сегодня муравей Вопросик не смог прийти к нам на урок, но он прислал вам письмо. Давайте его прочитаем.
Он пишет: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я не смогу работать вместе с вами на уроке, так как мой друг пригласил меня в зоопарк посмотреть на белых медведей. Но вы не скучайте. Я приготовил для вас мой новый вопрос. Я очень хочу узнать, почему медведи белые, и где они живут? В добрый путь! Ваш друг- муравей Вопросик.
-Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи?
- Кто догадался, какая тема урока? (учитель вывешивает тему урока на доске)
- Какие задачи вы поставите перед собой? Муравей Вопросик
- Тема нашего урока «Где живут белые медведи?»
-Узнать, где живут
белые медведи, чем они питаются, почему медведи белые. 3 мин
4. Построение проекта выхода из затруднения.
(Работа в группе) Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы с вами отправимся в экспедицию.
-Что такое экспедиция?
- Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?
- А что может помочь нам в экспедиции?
-Что такое глобус?
-Вы знаете, какой представляли нашу планету в древние времена?
Слайд 9
- Одни говорили, что планета имеет форму черепахи, другие утверждали, что она держится на трёх китах, третьи считали, что Земля плоская - в виде тарелки.
(Слайд 10) И вот в 1519 году путешественник Фернандо Магеллан доказал, что наша планета имеет форму шара.
(Работа с глобусом и картой)
- Посмотрите, у меня необыкновенный глобус. На нём по линии расположены солнышки.
Какая погода на этой линии? Кто знает, как называется эта линия? Верно, это самое тёплое место на нашей планете. Но чем дальше мы удаляемся от экватора, тем становится холоднее.
- Кто сможет показать самые холодные районы нашей планеты на глобусе? Как они называются?
- На карте и глобусе принято считать: вверх- северное направление, вниз- южное. Отсюда и название – северный и южный полюсы.
Слайд 11
- Если мы «раскроем» наш глобус- шар, то получим два полушария- восточное и западное. Их изображения можно увидеть на карте полушарий. (учитель показывает на курту)
- Кто может показать Северный и Южный полюсы на карте?
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?
- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. А как вы считаете, могут ли тут жить люди и животные?
- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы, посмотрим, насколько вы были правы.
Работа в группах
- Прежде чем нам отправится в экспедицию, нам нужно срочно вооружится всем необходимым. Сейчас вы будете работать в группах. Повторим правила. (карточки с предметами)
- Перед вами на столах лежат белые конверты с карточками, я прошу, чтобы вы в своей группе обсудили и решили какие предметы, вам понадобятся в экспедиции.
- Что же вы выбрали? Давайте проверим. (Отвечает один ученик из каждой группы) Экспедиция – это путешествие
со специально определённой целью – научной или военной.
Ответы детей
- Карта и глобус
-Земной шар в уменьшенном виде
Ответы детей
-Экватор
-Полюсы
-Цвет снега
- И там, и там холодная
Ответы детей 5 мин
5.Физ.минутка Слайд 12
Чтобы мы не замёрзли, в холодных льдах я предлагаю немного подвигаться, погреться.
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)Делаем вперёд наклоны —Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.) Руки к солнышку потянем,Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)А теперь пора учиться,Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.) 1 мин
6. Реализация построенного проекта
-Немного согрелись, набрались сил. Отправляемся в экспедицию.
Слайд 13
- В путешествие отправляемся на вертолёте. Сейчас пролетаем над побережьем Северного Ледовитого океана. Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. Район Северного Ледовитого океана с расположенными островами называют Арктикой. Слайд 14
- Кого мы видим?
- Так вот где живут белые медведи! На Северном полюсе, на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана.
Слайд 15
Посмотрите, ребята. Это самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его тела достигает трёх метров. Белые медведи, кроме Арктики, нигде не живут.
- Посмотрите, внимательно, что его окружает?
-Ребята, посмотрите на медведя и скажите, почему он белый?Слайд 16
- Как передвигаются белые медведи?
Белые медведи- отличные пловцы. Они могут часами находиться в ледяной воде и им не страшна никакая простуда, т.к. вода не проникает им под шубу, они остаются сухими. Передвигаясь по снегу, не мёрзнут, т.к. на лапах у них тоже есть мех. В отличие от бурого медведя, белые медведи не впадают в спячку. Белый медведь занесён в красную книгу.
- А чем питается белый медведь?
- Так, где живут белые медведи?
Самостоятельная работа
Откройте учебники на стр. 12-13. - Какие ещё животные нас встречают?
- Что помогает этим животным выжить в таких суровых условиях?
- Ребята на Северном полюсе мы побывали, отправимся на Южный.Слайд 17Южный полюс- это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда называется Антарктида.- В Антарктиде тепло или холодно?
-Какие животные нас встречают? -Белого медведя
-Снег и лёд
- Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания- По снегу, вплавь
-Тюленями, рыбой, морскими водорослями, птичьими яйцами)
- Моржи, треска, тюлень, поморник
- В Арктике на Северном полюсе
- Моржи, треска, тюлень, поморник
-Подкожный жировой слой, густой мех или пух.
-Холодно 10 мин
7.Включение в систему знаний и повторения.Работа в паре Наше путешествие завершается и скоро мы полетим домой.
- Сейчас проверим ваши знания с помощью игры «Да или Нет» Работать будем в парах. Вспомним правила.- Я буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если не согласны, то рисуете треугольник (на доске)
1. В Арктике тёплая погода? (нет)
2. Антарктида- это Южный полюс? (Да)
3. Арктика- это Северный полюс? (Да)
4. Белые медведи живут в Арктике? (Да)
-Давайте проверим, что у вас получилось. Сравните ваши ответы с эталоном.
- Ребята теперь можем мы ответить нашему другу Вопросика на его вопрос: Где живут белые медведи?
- Вернёмся к поставленным целям нашего урока? Что мы должны были узнать? Да
-Где живут белые медведи, почему они белые, чем питаются. 6 мин
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Ребята, наше путешествие подошло к концу, и мы улетаем домой. А чтобы наши новые знакомые – белые медведи не скучали, давайте им подарим праздник – украсим Северный полюс. Я бы очень хотела узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. Нарисуйте смайликом лицо. Если вам было интересно помогать Вопросику, то рисуем улыбку; если вам не понравилось путешествие, рисуете грустное лицо. А свои смайлики наклейте на карту – Северный полюс. 2 мин