Урок окружающего мира Где живут белые медведи?


Тема Где живут белые медведи?
Цель темы Развитие познавательных интересов, учебной мотивации через организацию практической деятельности учащихся. Формирование представления о разнообразии природы Земли.
Основные термины, понятия темы. Северный полюс, Южный полюс, Антарктида, Арктика, Северный Ледовитый океан, белый медведь, пингвин, экспедиция.Планируемые
Результаты
Первоклассники познакомятся с Арктикой и Антарктидой, научатся находить их на карте и глобусе, приводить примеры животных этих районов. Предметные умения УУД
Знать и уметь находить на карте и глобусе Антарктиду и Северный Ледовитый океан.
Знать, понимать, уметь различать и употреблять термины и понятия по теме Личностные: формирование эстетических потребностей; формирование внутренней положительной позиции на уровне положительного отношения к школе; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат; внимательное отношение к окружающему миру.Регулятивные: умение организовать свое рабочее место; формирование умения регулировать свою деятельность: ставить цель, определять последовательность своих действий, контролировать, сравнивая с эталоном, и корректировать, проводить оценку самооценку учебной деятельности.
Познавательные: умение ориентироваться в учебниках, осуществлять поиск информации; умение осуществлять сравнение и анализ; понимать информацию, представленную в виде текстов, рисунков, схем; пользоваться инструкциями: делать выводы, выразительно читать текст.
Деятельность учителя направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся: память, мышление, воображение, речь.
Коммуникативные: умение сотрудничать при выполнении работы в группе, соблюдать правила этикета, умение диалогового общения, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, т.е. обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Обучение грамоте. Литературное чтение.
Технология.
Создание здоровьесберегающей среды. Фронтальная,
групповая,
работа в парах,
индивидуальная. Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир», ч.2
Рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир», ч.2
Конверты с загадками.
Цветные карандаши.
Оборудование: компьютер, глобус, раздаточный материал
Карточка – помощница.
Презентация, фрагмент м/ф «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло»
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души…
До чего ж мы хороши!
- А теперь мысленно пошлите свои «лучики добра» друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
- Вспомним, какое сегодня число?
- День недели?
- Время года?
- Какой сейчас урок? Дети рассаживаются в соответствии с предварительным разделением на группы.
Урок окружающего мира
Актуализация знаний и постановка проблемы
- Начнём наш урок с графического диктанта (работа выполняется на листочках в клетку, подписанные учителем; учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующие знаки – знаки даны на доске)
Да + Нет -
Вторник идёт после воскресенья - нет
В году четыре времени года - да
В неделе семь дней - да
Осенью на деревьях распускаются листья - нет
Весна приходит после зимы - да
В понедельник все люди отдыхают - нет
Осенью желтеют и опадают листья - да
Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи - да
Суббота идёт после пятницы - да
Весной самые длинные ночи и самые короткие ночи в году – нет
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. А кто из вас знает, что такое экспедиция? Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку. Отгадая её, вы узнаете, кого из своих друзей к нам на урок пригласил Муравьишка Вопросик.
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает
и от морозов согревает.
-Посмотрите фрагмент из м/ф и скажите, как зовут медвежонка?
-Как зовут этого медвежонка?
- А кто такой умка?
-Умка приглашает нас к себе в гости.
-А где же он живёт? -++-+-+++
Экспедиция – это путешествие, поездка на большое расстояние с определенной целью.
Белый медведь. 1слайд
Дети смотрят фрагмент из м/ф «Умка».
Умка.
Белый медвежонок
Дети высказывают свои предположения.
Определение темы
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Какая будет цель на уроке?
-Что мы должны узнать?
Где живёт Умка? Где живут белые медведи?
Узнать где живут белые медведи. 
2 слайд
Совместное открытие знаний. Работа в группах
- Сейчас откроем учебник на с.12, найдем нашего помощника Муравьишку вопросика и прочитаем какие же задачи будут на уроке.
- Для достижения этих задач мы отправимся в экспедицию. За время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на вопрос по теме урока.
-На столах у вас стоят глобусы.
- А кто может сказать, что такое глобус?
- Вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?
Что на глобусе изображено белым цветом?
- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. Так обозначены два полюса –Северный и Южный, Арктика (Северный Ледовитый океан) и Антарктида.
-А раз повсюду снег и лёд, значит, тут никто не живёт?- Могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные?- Сейчас мы с вами отправимся в эти районы в экспедицию и ответим на все интересующие нас вопросы.
- Как вы думаете, ребята, какая погода будет на полюсах?
- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа отправится на Северный полюс, вторая – на Южный полюс.
- Как вы думаете, что понадобится в путешествии?
- У вас на партах у каждой группы находятся конверты. Откройте их. Выберите картинки с изображением вещей, которые потребуются вам в пути.
-А почему вы выбрали именно эти вещи?
-Тогда в путь.
Открывают учебник, читают задачи урока


Уменьшенная модель земли
Белым цветом изображён снег.

3 слайд 

Дети делают предположение (Да. Нет.)
Холодная, потому что там лежит снег.
Тёплая одежда
Каждая группа выбирает картинки с изображением шапки, пуховика, рукавиц, лыж, снегохода.- На Северном и Южном полюсах много снега и холодно.
(Далее ученики работают по рисункам в учебнике: первая группа – рисунок стр.12, вторая – рисунок стр.13. Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану).План:
Где вы побывали?
Что увидели вокруг?
Какие животные, птицы вам встретились?
Физкультминутка
-Встаньте все около своих парт.
Руки в стороны – в полётОтправляем самолёт.Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд,Раз, два, три, четыре,Полетел наш самолёт.
-Итак, ребята, мы прибыли на Северный полюс. Он находится в том районе Земли, где расположен Северный Ледовитый океан.
-Как ещё называют это место?- Вот здесь-то и живёт наш медвежонок Умка.
-О том, как приспособился белый медведь к зиме, расскажет нам Крылова Эвелина
- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с. 12.
-А мы прощаемся с Умкой и продолжаем наше путешествие.
-С каким полюсом мы ещё познакомились сегодня на уроке?
-Сейчас как раз подлетаем к нему.
Физкультминутка
Руки ставим мы в разлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
- Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида.
-Как вы думаете, раз полюс южный, какая там температура?
-Холоднее места нет во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего.
-В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть.
- Рассмотрите с. 13 в учебнике. Какие животные живут в Антарктиде? -Арктика. 4 слайд 







-Там холодно. На карте и глобусе он изображён белым цветом. Там снег.
-Здесь обитают птицы, которые не летают. Кто знает о ком пойдёт речь?
-Мушарова Мирослава подготовила нам сообщение о пингвинах.
- Какие птицы живут в Антарктиде?
- Каких рыб можно встретить у берегов Антарктиды?
Выполнение заданий в рабочей тетради
Стр.11 №1
- Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто лишний? Почему? 
- Назовите животных во второй рамке. Кто лишний? Почему? 
- Выполните задание.
Стр.11 №2 Учащиеся рассматривают иллюстрацию учебника и называют животных, которые живут в Антарктиде ( пингвины, морские леопарды, ледяная рыба, альбатрос)- Это пингвины. 
(пингвин – он не является обитателем Северного Ледовитого океана)
(белый медведь, не является обитателем Антарктиды)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Рефлексия
- Молодцы!
- Мы сегодня хорошо потрудились, и не заметили как пролетело время.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?
- Достигли мы этой цели? Узнали?
- Так где же живет белый медведь?
- Какой океан находится на Северном полюсе?
-У вас на партах лежать изображение белых медведей и пингвинов. Поселите ваших героев в место их обитания. Дети выходят к доске и располагают белых медведей на Северный полюс, а пингвинов на южный
- Оцените свои достижения на уроке Смайлики