Урок окружающего мира в 1 классе на тему Где живут белые медведи?


Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Где живут белые медведи.
Цель: сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы; воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Встало солнышко давно,                                       Заглянуло к нам в окно.Нас оно торопит в класс,Вновь урок у нас сейчас!
-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
II. Мотивация.
Постановка учебной проблемы. Создание проблемной ситуации.
На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыба, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания  (лес, льды, коровник, водоём).
Игра «Кто, где живёт».
- Расселите животных по месту их обитания.
(Часть детей  расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.)  
(Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе.)
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось?
Проблема.
-Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.)
- Какой будет тема нашего урока? (Где живут белые медведи и пингвины? )
 (Учитель фиксирует тему на доске «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»)
III. Изучение нового.
-Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию.
Экспедиция-поездка, поход группы лиц с каким-либо специальным заданием.
(На доске изображение Арктики)
-Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно! (На северном полюсе)
-Что – то мы не по погоде одеты, нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.  Что нам понадобится на севере? Обведите нужные нам предметы.
(Дети обводят шапку, пуховик, варежки, лыжи, снегоход в листочках на столах.)
-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе? (Нет, потому что там тоже холодно.)
-Определить точное место где мы оказались нам поможет глобус. Ребята, я думаю, вы знаете что это?
-Кто сможет показать на глобусе холодные места нашей планеты? Как они называются?
-На глобусе два полюса – Северный и Южный. Северный и Южный полюса расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.
(Рассказ учителя сопровождается изображениями на слайдах).
На северном полюсе находится Северный Ледовитый океан.
Северный Ледовитый океан вместе с островами называют Арктикой. Арктика – суровый край. Зима – долгая. Солнца не видно, с середины октября до конца февраля царит полярная ночь. Лишь изредка полыхает в небе северное сияние.
Давайте узнаем, какие животные населяют этот холодный район Земли?
Белый медведь – это самый большой и сильный из всех медведей. Весит он 700 килограммов, а в длину достигает 3-х метров. Густой мех хорошо сохраняет тепло его тела. Белые медведи отличные пловцы. Вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими. Питается белый медведь рыбой, морскими водорослями, тюленями. Зимуют они в берлоге изо льда. В ноябре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются 2-3 малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны.
Моржи живут в Арктике. Эти великаны не боятся белых медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из дна раковины и съедать их содержимое.
Тюлень –это обитатель Арктики. Он питается рыбой. Тюлень хорошо плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему нужен воздух и тогда он выныривает на поверхность, чтобы сделать вдох. А здесь его и поджидают белые медведи.
Есть ли птицы в Арктике?
Поморник- хищная птица, ест рыбу, птичьи яйца и птенцов.
На южном полюсе находится Антарктида.
Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Лето здесь холоднее нашей зимы. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. Зимой температура опускается до -80 градусов.
Давайте посмотрим, какие животные встречают нас в Антарктиде.
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогают пингвинам переносить холод.
Крылья-ласты помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает 1 яйцо. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировой складке на брюшке. Теперь он будет держать его 2 месяца на лапках-ластах, почти не двигаясь. Всё это время пингвин почти ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир. Когда детеныш появляется на свет, его воспитанием занимается мама.
Морской леопард. У морского леопарда пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название. Он очень свирепый и проворный, любит полакомиться рачками, но может охотиться и на пингвинов. Имеет очень острые зубы.
Альбатросы самые крупные из морских птиц, размах его крыльев достигает четырёх метров. В поисках пищи альбатросы улетают в открытое море. Целыми днями без устали эти красивые птицы хватают с поверхности воды рыб и медуз. Альбатросы могут жить очень долго.
IV. Закрепление изученного.
Работа в группах.
- Работать будем с учебником. Вы будете внимательно читать текст. После этого ответите на вопросы. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.   
 Задание для первой группы:  
 Прочитайте текст на стр.84 и ответьте на вопросы:1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?2. Какой полюс расположен в этом районе?
Задание для второй группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.12. На нем изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:1.Где вы побывали?2.Что увидели вокруг?3.Какие звери и птицы вам встретились?Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе, и разместите их на доске.
Задание для третьей группы:               
Прочитайте текст на стр.84 и ответьте на вопросы:1.Как называется один из холодных районов Земли?2. Какой полюс расположен в этом районе?
Задание для четвёртой группы:
Внимательно рассмотрите рисунок на стр.13. На нем изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:1.Где вы побывали?2.Что увидели вокруг?3.Какие звери и птицы вам встретились?Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе, и разместите их на доске.
Физминутка
Топай, мишка, хлопай, Мишка,Приседай со мной, братишка.Руки вверх, вперёд и вниз,Покружились и садись.
Отчёт групп.
1 группа рассказывает о Северном полюсе. В одной части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА.
2 группа  дополняет рассказ о Северном полюсе,  рассказывают о животных Арктики. На доске появляются иллюстрации с изображением животных.
3 группа рассказывает о Южном полюсе. В другой части доски размещают  названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС АНТАРКТИДА.
4 группа дополняет рассказ о Южном полюсе, рассказывают о животных Антарктиды. На доске появляются картинки с изображением животных.
V. Воспроизведение изученного.
- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если вы не согласны, то рисуете треугольник.
- Арктика – это Северный полюс.- В Арктике тёплая погода.- Антарктида – это Южный полюс.- Белые медведи живут в Арктике.- Пингвины тоже живут в Арктике.
-Тюлени живут в Антарктиде.
(Сравнивают ответы с эталоном на доске.)
Возврат к вопросу проблемной ситуации.
-О каких холодных районах мы узнали?
-Чем похожи районы, в которых мы побывали?
-Одинаковые или разные животные населяют эти районы?
- Можем ли мы поместить вместе белого медведя и пингвина на одну льдину? (Обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока).
Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс.
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Наше путешествие завершилось.- О каких холодных районах Земли мы узнали?
- Чем похожи эти районы?
- Где живут белые медведи?
-Продолжите мои предложения
Я узнал(а)
Я запомнил(а)
Я удивился(лась)
-Оцените себя (на доске три солнышка):
если у вас не осталось вопросов и вы можете поделиться новым знанием с друзьями, разместите лучик на улыбающееся солнце;
если вы не поняли нового знания на грустное солнце;
если не совсем уверены в своих знаниях поместите себя на нейтральное солнце.