Конспект урока «Где живут белые медведи?», 1 класс


ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ
Цель урока: Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.УУД: Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнениеКоммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.Планируемые достижения учащихся:усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов
Ход урока
1.Организационный моментПсихологический настрой.Слова учителя:Встало солнышко давноЗаглянуло к нам в окно.Нас оно торопит в класс,Вновь урок у нас сейчас!Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.1. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙа) Постановка учебной проблемыПриём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.Игра «Кто, где живёт»Слова учителяНа доске картинки с изображением животных и мест их обитания. (Лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова. Лес, льды, коровник, водоём)- Расселите животных по месту их обитания.Слова учеников Дети сомневаются, куда расселить пингвина и белого медведя, предлагают разные варианты их расселенияПобуждениеСлова учителя-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?Слова учеников-Не знаем, где живут пингвины и белые медведи.Проблема- Так какая сегодня тема урока?Слова учениковГде живут белые медведи?Учитель фиксирует тему на доске "Где живут белые медведи?"Совместное формулирование пунктов планаСлова учителя- Что мы ещё можем узнать о белых медведях?Слова учеников -Чем питаются?- Где живут?-Кто соседи?-Как приспосабливаются? (вопросы записываются на доску)б) Поиск решенияСлова учителяЧтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На столах у вас стоят глобусы. Обратите внимание, что его макушка белая, если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то мы увидим «белую шапку». Так обозначены два полюса – Северный и Южный полюс. (Поместить на доску)- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?Слова учеников-Цвет снегаСлова учителя- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. А раз здесь повсюду снег и лёд, значит, тут никто не живёт?-Так ли это? Могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные?Слова учеников-Да, нетСлова учителя- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.-Как вы думаете, ребята, какая погода будет на полюсах?Слова учениковИ там, и там холодноСлова учителяПрежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Откройте рабочую тетрадь с.31 и выполните задание 1.-Что из этих предметов нам понадобится для путешествия к Северному или Южному полюсу? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.Слова учениковДети обводят шапку, пуховик, варежки, лыжи, снегоходСлова учителя-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?Слова учеников-Нет, потому что там тоже холодно.ФизминуткаВстаньте все около своих парт.Руки в стороны – в полётОтправляем самолёт.Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд,Раз, два, три, четыре,Полетел наш самолёт.Групповая форма работы с источникомСлова учителяИтак, наше путешествие продолжается. Чтобы ответить на вопросы, которые мы поместили на доске, я предлагаю вам исследовать Северный и Южный полюс. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ) Работать будем с текстом на с.8-9. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.Учащиеся получают задания для работы в группах:Вопросы для первой группы:1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?2.Какой полюс расположен в этом районе?Вопросы для второй группы:1.Как называется один из холодных районов Земли?2.Какой полюс расположен в этом районе?Задание для третьей группы:Внимательно рассмотрите рисунок на стр.8. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:1.Где вы побывали?2.Что увидели вокруг?3.Какие звери и птицы вам встретились?Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе и разместите их на доске.Задание для четвёртой группы:Внимательно рассмотрите рисунок на стр.9. На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:1.Где вы побывали?2.Что увидели вокруг?3.Какие звери и птицы вам встретились?Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе и разместите их на доске.Задание для пятой группы:Представьте, что яблоко и апельсин – это маленькие модели Земли. Найдите на них Северный и Южный полюс.2.ЭТАП ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙОтчёт группФизминутка. Звучит музыка из кинофильма «Кавказская пленница»Самостоятельная работа с самопроверкойСлова учителяПроверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если вы не согласны, то рисуете треугольник.- Арктика – это Северный полюс.- В Арктике тёплая погода.- Антарктида – это Южный полюс.- Белые медведи живут в Арктике.- Пингвины тоже живут в Арктике.(Сравнивают ответы с эталоном)Слова учителя-На какие вопросы мы уже можем ответить? (обращается к плану)Слова учеников-Чем питаются?- Где живут?-Кто соседи?Практическая работа в парахЗвучит песня «Колыбельная медведицы» (сл.Ю. Яковлева, муз. Е.КрыловаСлова учителяЧтобы узнать, как приспосабливаются белые медведи к суровым условиям, мы выполним аппликацию белого медведя из шерстиВозврат к вопросу проблемной ситуации-Почему медведи белые?Слова учениковОни живут среди снегов, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитанияСлова учителя- Почему медведи не мёрзнут?Слова учеников-У них тёплая шубаСлова учителя-Охотятся ли белые медведи на пингвинов?Слова учеников-Нет, они живут на разных полюсах.Слова учителя-Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)Слова учеников-НетУчитель разрезает картинку на две половинки и размещает белого медведя и пингвина отдельно.Итог урокаСлова учителяНаше путешествие завершилось.-О каких холодных районах Земли мы узнали?Слова учеников-Северный полюс и Южный полюсСлова учителя - Чем похожи эти районы?Слова учеников-Там всегда холодноСлова учителя - Где живут белые медведи?Слова учениковНа Северном полюсе в АрктикеДомашнее заданиеНарисовать картинки на тему (по желанию):«Мы на Северном полюсе»«Мы на Южном полюсе» или подготовить сообщение про пингвинов