Открытый урок по окружающему миру в 1 классе «Где живут белые медведи?»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
М униципальное бюджетное образовательное учреждение Велижская СОШ № 2 Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Где живут белые медведи?» Подготовила и провела Смирнова О.И. , учитель начальных классов Велиж 2013 Тема: Где живут белые медведи? УМК «Школа России» Класс: 1 Тип урока: Урок ознакомления с новым учебным материалом Оборудование:  мультимедийное сопровождение к уроку;  раздаточный материал: рисунки с животными; листы с изображением Северного Ледовитого океана и Антарктиды; карточки со словами; рисунки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи;  глобусы;  сигнальные карточки (зелёные/красные);  картинки с изображением п ингвина (веселого/грустного) для рефлексии. Место урока в образовательном процессе : Урок по теме «Где живут белые медведи?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2012. Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Где и когда?» Цель урока:  формировать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти ду ; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями;  развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения и связный рассказ на основе опорных слов;  воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; учить работать в группе, уважать мнение товарищей. Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс. Предметные результаты: - находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти ду, характеризовать их, осуществлять самокон троль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Метапредметные УУД. Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, - установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными свед ениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объекта ми и процессами. Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контрол ировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учеб ного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог ; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. I . Организационный момент . Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке окружающего мира вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать в группах и уважать мнение друг друга. На нашем уроке присутствуют Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель прикрепляет в доске рисунки Муравьишки и Черепах и). Они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы. Я желаю вам удачи и у спехов! Давайте вспомним правила успеха на уроке. (Дети хором) Чтоб на уроке успеха добиться, Должны усердно мы трудиться! Учителя слушать внимательно, Задания выполнять старательно! Учитель: Муравьишка Вопросик интересуется, как Вы усвоили ранее изученный материал и приготовил для вас несколько вопросов: - Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень). - Какое сейчас у нас время года? (Зима). - Какие признаки зимы можете назвать? (Снег, лёд, холодно и др. ). - Какой основной цвет имеет зима? (Белый цвет). - Сейчас мы с Мудрой Черепахой проверим, как вы знаете названия зимних месяцев. Внимание на экран. Интерактивная игра. - Какое время года изображено на карт инке? (Зима) - Ниже вы видите названия месяцев, давайте их прочитаем. Посмотрите внимательно и оставьте только зимние . ( Ученик у доски ). - Ребята, а в нашей местности происходит смена времён года? (Да, происходит). Какое время года наступит после зимы? А потом? - А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому? (При переходе от одного времени года к другому погода меняется). - А сейчас посмотрите видеофрагмент и скажите, о каком животном идет ре чь и где мы видим его? ( Белый медведь в зоопарке ). – Ребята, Муравьишке Вопросику интересно узнать, а где же на самом деле живут эти животные? II . Сообщение темы урока. – Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи? ( На экране откр ывается тема урока ) III. Изучение нового материала . - А для этого мы отправимся в путешествие. Определить место нашего путешествия поможет один предмет, о нем идет речь в загадке : На ноге стоит одной, Крутит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус) - А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли) - Давайте вспомним, каким цветом обозначена на глобусе суша? (Зеленым, желтым, коричневым). А вода? (Голубым) - Ребята, может быть, кто - то из вас знает, где живут белые медведи? ( Высл ушиваются ответы детей ) - Вы сказали, что белые медведи живут на с евер ном полюсе. Кто может показать северный полюс на глобусе? А вы что - нибудь знаете о с еверном полюсе? ( Ответы детей ) – Ну а раз там холодно, прежде чем отправиться на с еверный полюс , надо вооружиться всем необходимым. Что нам понадобится на севере? ( Куртка, шапка, варежки, сапоги, снегоход ) Интерактивная игра – Северный полюс находится в центральной части Северного Ледовитого океан а . ( Учитель показывает на глобусе ). Найдите у себя на глоб усе Северный Ледовитый океан. - Вы мне сказали, что о кеаны на глобусе обозначают голубым цветом. Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет? (Потому что он покрыт снегом и льдом). Океан покрылся льдом, Волны не бушуют в нём. Он от края и до края Как пустыня ледяная. Царство холода и тьмы , Царство матушки – зимы. - Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие? ( Н а Северный Ледовитый океан). - Верно, ребята. Вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой о тправляемся на Севе рный Ледовитый океан . Внимание на экран. - Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда. Перед вами раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры п о безмолвным снежным просторам. (Звук ветра) - В Северном Ледовитом океане встречают ся и куски отколовшегося льда. - Одной из красивых и величественных картин Северного Ледовитого океана является ледяная гора. Кто знает, как называется это уникальное творение природы? (Айсберг) - Правильно, это - айсберг, который представляет собой огромный отколовшийся кусок льда, плавающий в воде. Большая ч асть айсберга погружена в воду. - Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по поверх ности Земли и совсем не греют. - Дети, а полгода - э то сколько? (Правильно 6 месяцев). - В эти места отправляются в экспедиции исследователи – учёные, которые занимаются изучением природных условий этого района. Живут они на специальных станциях, где ус танавливают флаги своей страны. - Ребята, как вы думаете, а живут здесь какие - нибудь животные? - Кажется невероятным, и, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые части Земли обитаемы. Животные, которых можно здесь встретить, хорошо приспособились к жизни в холодных районах. Послушайте загадку и ск ажите, о каком звере идёт речь. В белой шубе меховой По льдинам ходит зверь большой. Страшно может он реветь. Кто это? (Медведь) Учитель по управляющей кно пке переходит на слайд с изображением белого медведя. Хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь . Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха. Самый большой и сильный из медведей – это белый полярный медведь, который обитает только здесь . Весит он до 700 (семисот) килограммов, а в длину достигает 3 - х метров. Послушайте, как грозно он рычит. Всю жизнь он проводит на снегу, во льдах и в воде. Как вы думаете, а как он приспособился к жизни в холодных условиях? (У белых медведей толстый слой подкожного жира и белая густая шерсть, а шкура их непромокаемая, вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими) . Медведь – это хищник, он питается другими животными, которых может ловить не только на льдинах, но и в воде. Белые м едведи отличные ныряльщики и пловцы. Видео . Поздней осенью медведица забирается в вырытую в снежных заносах глубокую берлогу. В середине зимы, внутри снежной берлоги , у неё рождаются медвежата , один или два, редко три , маленькие, слепые, беспомощные. На улице лютый мороз, а в снежной пещере тепло и уютно. Через 2 месяца медвежата подрастают и начинают вылезать из берлоги, а еще через месяц - полтора семья покидает убежище и отправляется в свое бесконечное путешествие. С мамой медвежата не р асстаются до 2 - х лет. - Кроме белых медведей на Северном Ледовитом океане живут и другие животные. Давайте с ними познакомимся . Выступления учеников с сообщениями Морж Спутать моржа с каким - либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это не совсем бивни, а пр осто большие верхние клыки. Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и пере двигается по льдине или снегу. Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он пл авает и передвигается по льду. У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной. Посл ушайте, какой звук издаёт морж. Тюлень Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Ко нечности тюленя представляют собой ласты. Причем передние ласты у них действуют как вёсла, а задние — как руль. Шерсть тюленя состоит из коротких, жестких и редких волос и не может пр едохранять тело от охлаждения. Ч то же помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде? Э ту роль выполняет толстый слой подкожного жира. Тюлени – хищники, питаются они мол люсками, ракообразными, рыбами. Послушайте, какие звуки издаёт тюлень. Учитель: - Итак, мы познакомились с самыми распространёнными хищниками Северного Ледови того океана. Вспомните, о чём мы говорили и скажите, как белый медведь, тюлень, морж прис пособились к холодным условиям? (Толстый слой подкожного жира, густая шерсть) Помор н ик Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить поморника. Пища поморников очень разнообразна, начиная от птичьих яиц и заканчивая мелкими грызунами. Но основной рацион составляют рыбы. Также нередко поморники промышляют грабежом: отбирают добычу у других птиц. Поморник – это хищник, и в этих холодных районах о н наход ит для себя много корма. Поморники издают звуки, похожие на карканье вороны, послушайте. Треска Треска – это большая морская рыба, она является хищником. Ведет стайный образ жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды. Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому чувствует она себя здесь хорошо. Учитель: - Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах Северного Ледовитого океана. Мы познакомились лишь с самыми расп ространёнными его обитателями . А сейчас немного отдохнём. IV . Физминутка (под песню «Где - то на белом свете»). V . Изучение нового материала (продолжение) Учитель: Ребята, продолжим наше путешествие. На северном полюсе мы побывали, а теперь отправляемся на противоположный южный полюс. Д авайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса. (Антарктида). - П очему Антарктида тоже окрашена в белый цвет? Разве на юге может быть холодно? (Да, Антарктид а тоже покрыта снегом и льдом). - Так что же общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой? (Везде есть лёд, снег). - А отличие их в том, что н а Северном полюсе океан покрыт льд ом, а на Южном пол юсе суша покрыта слоем льда. Рассказ учителя об Антарктиде . - Итак, нас приветствует Антарктида. Бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из снега. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непр ерывно, круглые сутки дуют холодные ветры. Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше. Антарктида – снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов. - Как вы думаете, а здесь р аботают учёные – исследов атели? - Правильно, ребята, на Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями. И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите, сколько на рисунке флагов – символов разных стран. - А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные? - Конечно. Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира. Послушайте загадку и скажите, о ком идёт речь. Птица он, но не летает, Белый фартук надевает. Ходит, бродит среди льдин Замечательный… (Пингвин) - Ребята, а вы что - нибудь знаете о пингвине , расскажите. - Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы - ласты, которые помогают им плавать. Ро стом они небольшие: всего лишь около метра. Голова и спин а у них чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые. Оперение у пингвинов очень густое, хотя нет пуховых перьев, но под кожей у них есть толстый слой жира, который спасае т от сильных морозов и ветро в. В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Вот какая необ ычная птица живёт в Антарктиде. Сообщения учеников об обитателях Антарктиды. Морской леопард Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название. Морские леопарды питаются тем, что можно встретить в воде. Часто их можно встретить на льдинах мирно посапывающих. Альбатросы Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Из всех прочих птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться. Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых острова х, круто поднимающихся из моря. Питаются альбатросы кальмарами, рыбой, охотясь на поверхности моря или ныряя за добычей с возду ха. Размах крыльев достигает рекордно й величины - более трёх метров. Ледяная рыба А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост - в крови ледяной рыбы содерж атся специальные вещества, предотвращающие её замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способн а вырасти лишь до шестидесяти сантиметров в длину. - Итак, какие холодные районы Земли вы теперь знаете? (Н а нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида ) . - А кто ответит на вопрос Муравьишки Вопросика, где жи вут белые медведи? VI . Первичное закрепление изученного материала. Работа в группах. Учитель: Дальше, ребята, вы будете работать в группах. Прежде чем начать выполнять задания, напомню вам правила поведения в группе: в ыслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу . - Сейчас каждая группа получит набор карточек животных и листы с изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Учитель раздаёт группам карточки , листы . - Рассмотрите карточки с животными и разложите их на листы в зависимости от того, кто , где живёт. Первая группа будет работать с Северным ледовитым океаном , а вторая с Антарктидой. На это задание вам даётся 2 минуты. Если группа готова – возьмитесь вс е за руки и поднимите их вверх. - Для проверки откройте страницы учебника 12 – 13, посмот рите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание? Для выполнения следующего задания учитель каждой группе раздаёт одинаковый набор карточек. - Послушайте следующее задание. Каждая группа получила одинаковый набор карточек, вам нужно выбрать только те карточки, которые будут соответствовать вашему животному: 1 группа – белый медведь , 2 группа – пингвин. Отобрав нужные карточки, постарайтесь составить предложения о своём животном с каждым словом. В итоге у в ас должны получиться небольшие расска зы о белом медведе и пингвине. Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх. На эту работу вам даётся 3 минуты. - Итак, проверя ем. Первый рассказ о пингвине. - Теперь давайте послушаем, какие предложения вы составили о белом медведе. Учитель при необходимости корректирует составленные детьми предложения о белом медведе. - Замечательные рассказы у вас получились, молодцы! VII . Обобщ ение и закрепление изученного. Учитель: А сейчас я проверю ваши знания, предлагаю игру «Может ли такое быть?». - Каждый из вас берёт 2 сигнальные карточки : красную и зелёную . Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете карточку зелёного цвет а, если не согласны - красного цвет а . Будьте внимательны! (Дети, прослушав каждое стих отворение, показывают сигнальные карточки). 1). На Южном полюсе медведь Любит громко песни петь. 2). Медведь в воде не замерзает, Ведь шкура у него не промокает. 3). Пингвин зимою не скучает, Ведь отлично он летает. 4). Пингвины плавают, ныряют, Им лапы - ласты помогают. 5). Рыба небольшая, и даже ледяная. В воде неприметная, кровь её бесцветная. 6). Морж огромен и силён И клыками награждён. 7). В Антарктиде там и тут Кругом яблони цветут. 8) На льду поморник загорает, Потому что не летает. 9). Альбатрос – морская птица Любит рыбой поживиться. 10). В Антарктиде целый день Ходит по лесу тюлень. 11). У трески есть лапы - ласты Берегитесь её пасти. - Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока . Мудрая Черепаха очень довольна вами, и она хочет у вас спросить: могут ли встретиться белый медведь и пингвин? (Белые медведи не могут встретиться с пингвинами, так как они живут в разных холодных районах нашей планеты ). - А есть ли такое место, где он и могут встретиться? (В зоопарк е или в цирке ). VIII . Итог урока. - Итак, подведём итог нашего урока . - О каких холодных районах нашей планеты мы сегодня вели речь ? - Каких животных можно встретить в этих районах? - Как они приспособились к условиям жизни? - Ребята, вы отлично работали на уроке, надеюсь, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок! IX . Рефлексия. - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что - то новое, если вам понравилось работать в группах и выполнять задания, вы выбираете веселого пингвинчика и приклеиваете его на лист ватмана, а если нет, значит, грустного пингвина. (На доске прикреплён лист ватмана с изображённым зимним пейзажем). Белый медведь Пингвин Ныряет Плавает Снег Вода Льдина Хищник Густая шерсть Подкожный жир Непромокаемая шкура Лапы - ласты Морские птицы Черный Белый Густое оперение Подкожный жир Ныряет Плавает Всю жизнь белый медведь проводит на снегу, во льдах и в воде . У белых медведей толстый слой подкожного жира и белая густая шерсть , а шкура их непромокаемая , вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими. Медведь – это хищник , он питается другими животными, которых может ловить не только на льдинах , но и в воде . Белые медведи отлично ныряют и плавают . Пингвины – морские птицы . Они хорошо ныряют и плавают . Вместо крыльев у них лапы - ласты , которые помогают им плавать . Голова и спина у них чёрные , а на брюшке перья ослепительно белые . У пингвинов очень густое оперение и толстый слой подкожного жира , который спас Стихи про пингвина Стих про пингвина Чем известен полюс Южный? Тем, что полюс Южный — вьюжный. Землю там покрыли льдины, А на них живут пингвины. Не летают птицы эти, Но летать они хотят И подолгу на рассвете В небо низкое глядят. Стих про пингвина Среди льдин и снега рос, Не страшит его мороз. Как парят над океаном Чайки, крачки и бакланы! А пингвин, хотя и птица, Для полёта не годится, Но зато пловец отличный, - Вот какой он необычный! Дружбу водит он с китами И с морскими со слонами. Рыбку юркую стрелой Догоняет под водой. И, по льду протопав звонко, Угощает пингвинёнка. Как во фраке господин, Императорский пингвин. На двух ногах, как человек На задних лапках топчет снег. Пингвина видеть захотите – Его ищите в Антарктиде. Среди снегов живёт пингвин. Он в Антарктиде не один. Ныряя в море между льдин, За рыбкой плавает пингвин. В море ловкий, словно кошка Он питается рыбёшкой. Стих про пингвина Весело живут пингвины, Не страшны им холода. В радость им большие льдины И холодная вода. Шубки — черненькой расцветки, У манишки — белый цвет. Я скажу вам по - секрету, Что милее птицы нет. Ну, и что, что не летают, Любят рыбу, не поют? Лучше в сех зато ныряют, Дружною семьей живут. Появляются пингвины, Как все птицы, из яйца. Мама с папой ночью длинной Греют своего птенца. Если мама на рыбалке, Значит с папою птенец. В Антарктиде им не жарко - Должен быть согрет малец. Пролетает быстро время. Ма ленький пингвин растет. Начинает он со всеми Вместе выходить на лед. И ныряя в океане, Ловит сам себе обед. Маме с папой благодарен, Что увидел белым свет Стих про пингвина Белеет снег, белеет лед, Здесь южный полюс — Антарктида. Среди снегов идет - бредет Пингвин задумчивого вида. Вопросы важные ему Все время не дают покоя: «Я не летаю — почему? Ведь я же птица! Что такое?!» Присел он грустно на снегу, Пингвина мысли одолели: «Нырять и плавать я могу… Да что ж я, рыба, в самом деле?! И кто ответит мне, друзья, На эти сложные вопросы? Живу на самом юге я - «Так где бананы и кокосы?!»