Программа факультатива Занимательная зоология.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление знаний о животном мире, уникальных особенностях cтроения, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, так как много интересной информации остаётся за страницами учебника.
Содержание курса рассчитано на учащихся 7 классов и изучается в течение 35 часов (1 ч. в неделю).
Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению природы в целом и животных в частности.
Задачи:
расширить и углубить знания по курсу зоологии;
формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную мотивацию;
раскрыть и развить творческие способности учащихся;
продолжить формирование экологического мировоззрения у учащихся.
В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы учёных и т.д.).
Успешность освоения курса изучается в процессе наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, её интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.
Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоомузей, краеведческий музей, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также способствовать подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.
Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.
Ожидаемый результат:
учащиеся должны
знать:
классификацию животного мира
жизненные формы животных
организацию животных
значение животных и меры их защиты
уметь:
самостоятельно выполнять творческую работу
работать с различными информационными источниками
анализировать и делать выводы из полученной информации
творчески подходить к решению задачи
Содержание программы:
Среды жизни и их обитатели (3ч.)
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред. Приспособления животных к обитанию в разных средах.
Гиганты и карлики в мире животных(4ч.)
Гиганты океана (акулы и скаты) и суши (слоны, жирафы, носороги, бегемоты, медведи), простейшие.Одетые в броню. Рождающие мел (4ч.)
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надёжность и уязвимость защиты.
Ядовитые животные (5ч.)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желёз. Медузы, пчёлы, осы, пауки, земноводные и змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Животные рекордсмены (2ч.)
Сокол, муравей, гепард, кенгуру, кузнечик. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Животные строители (3ч)
Образ жизни бобров, особенности жилищ, строительный материал используемый животными, его прочность и целесообразность. Пауки, пчёлы, птицы – искусные строители.
Заботливые родители (2ч.)
Забота о потомстве как стратегия выживания у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, большинства птиц и млекопитающих.
Язык животных (4ч.)
Танец пчёл, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Животные – понятливые ученики (2ч.)
Основы этологии. Безусловные и условные рефлексы, инстинкты. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Животные символы (4ч.)
Герои песен, сказок, легенд. Животные, прославившиеся в исторических событиях. Животные на гербах стран и городов.
Бионика – перспективы развития (2ч.)
Календарно тематическое планирование
№ Тема занятия
1. Обитатели водной среды обитания и их приспособления к ней.
2. Обитатели наземно-воздушной среды.
3. Обитатели почвенной и организменной сред обитания.
4. Гиганты океана.
5. Гиганты суши.
6. Простейшие – карлики в мире животных.
7. Паразитические простейшие и их многообразие. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
8. Защитные покровы животных.
9. Надёжность и уязвимость защиты животных.
10-11 Рождающие мел.
12 Ядовитые животные.
13. Разновидности ядов животных. Яды для защиты и нападения.
14. Расположение ядовитых желёз у животных
15-16 Меры предосторожности и первая помощь при попадании яда в организм.
17-18 Животные – рекордсмены.
19. Животные строители. Бобры.
20. Общественные животные и их искусство строительства
21. Разнообразие птичьих гнёзд.
22-23 Забота о потомстве как стратегия выживания животных.
24. Язык животных. Ферромоны.
25. Эхолокация животных.
26-27. Пение птиц и общение млекопитающих
28. Основы этологии. Инстинкты.
29. Условные рефлексы у домашних животных.
30. Животные в устном народном творчестве.
31. Знаменитые животные.
32-33 Животные в геральдике.
34-35 Бионика – перспективы развития.
Список литературы для учителя.
Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994.
Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.
Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984.
Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000.
Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.
Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999.
Список литературы для учащихся.
Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978
Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962.
Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981
Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971
Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967.
Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999.
Дополнительные информационные ресурсы.
http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html
http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp
http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13803
http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html - ресурсы по биологии
http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - база данных по биологии
http://mega.km.ru/animals/ - всё о домашних животных.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Утверждены приказом директора от______________________________
Факультатив по биологии
для 7 класса
«Занимательная зоология»
Руководитель: Чечкенёва Л.В.
Югорск 2013