Программа факультатива по математике для 5 класса Математика для всех


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Репнинская основная общеобразовательная школа»
303157 Орловская область, Болховский район, с. Репнино, ул. Школьная, д.7, тел. 8(48640)2-57-21
Рассмотрена «Утверждаю»
на заседании МО учителей Директор МБОУ «Репнинскаяестественно-математического цикла основная общеобразовательная
Протокол № 1 от 28.08.2015 г. школа»
_____________ /Н. Н. Сенин/
_______________ / Н. Н. Каплина/ Приказ № 66-Д от 29.08.2015 г.
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
педагогическим советом
МБОУ «Репнинская основная
общеобразовательная школа»
протокол № 1 от 29.08.2015 г.
Программа
факультатива
по математике
для 5 класса
«Математика для всех»
Составитель:
Каплина Наталья Николаевна,
учитель математики
2015 г.
Пояснительная записка
Данный факультатив предназначен для учащихся 5-го класса и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для всех» включает в себя задания как углубляющего, так и развивающего характера. В рамках данного факультатива учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Факультатив «Математика для всех» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного факультатива важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.
При разработке факультатива по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели и задачи факультатива
Цели:
- выявление и развитие математических способностей учащихся;
- повышение активности учащихся;
- систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
- развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
- создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
- воспитание интереса к математике;
- профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Задачи:
- развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
- обогащать математический язык школьников;
- расширять кругозор учащихся;
- повышать мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
- развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
- развивать у учащихся логические способности;
- формировать пространственное воображение и графическую культуру;
- прививать интерес к изучению предмета;
- расширять и углублять знания по предмету;
- выявлять одаренных детей;
- формировать у учащихся такие необходимые для дальнейшей успешной учебы качества, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.
Содержание программы.
Вводное занятие «Математика– царица всех наук» - 1 час.
Исторический материал – 5 часов
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития математики. Цифра у разных народов. Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Решение задач со старыми русскими мерами.
Задачи за страницами учебника – 14 часов
Интересные приёмы устного счёта. Решение занимательных задач в стихах. Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на движение по суше.
Задачи на движение по воде. Принцип Дирихле. Графы в решении задач. Задачи, решаемые с конца. Задачи с изменением вопроса. Задачи с недостающими, лишними данными. Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. Олимпиадные задачи разного уровня.
Из мира геометрии - 5 часов
Первые шаги в геометрии. Конструирование. Геометрические головоломки.
Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки со спичками.
В царстве логики и смекалки – 8 часов.
Магические квадраты. Кроссворды. Решение логических задач. Решение комбинаторных задач. Математические ребусы.
Итоговое занятие - 1 час.

Календарно - тематическое планирование
№ п/п Раздел программы,
тема урока Количество часов Дата
План Факт.
1. Вводное занятие «Математика– царица всех наук». 1 Исторический материал – 5 часов
2. Как люди научились считать. Из науки о числах. 1 3. Из истории развития математики. Цифра у разных народов. 1 4. Метрическая система мер. 1 5. Старые русские меры. Как измеряли в древности. 1 6. Решение задач со старыми русскими мерами. 1 Задачи за страницами учебника – 14 часов
7. Интересные приёмы устного счёта.
1 8. Решение занимательных задач в стихах. 1 9. Задачи на «переливание».
1 10. Задачи на «взвешивание». 1 11. Задачи на движение по суше. 1 12. Задачи на движение по воде. 1 13. Принцип Дирихле. 1 14. Графы в решении задач. 1 15. Задачи, решаемые с конца. 1 16. Задачи с изменением вопроса. 1 17. Задачи с недостающими, лишними данными. 1 18. Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.
1 19. Олимпиадные задачи разного уровня. 1 20. Олимпиадные задачи разного уровня. 1 Из мира геометрии - 5 часов
21. Первые шаги в геометрии 1 22. Конструирование. 1 23. Геометрические головоломки. 1 24. Задачи на разрезание и складывание фигур. 1 25. Геометрические головоломки со спичками. 1 В царстве логики и смекалки – 8 часов.
26. Магические квадраты 1 27. Магические квадраты 1 28. Кроссворды. 1 29. Кроссворды. 1 30. Решение логических задач. 1 31. Решение комбинаторных задач. 1 32. Решение комбинаторных задач. 1 33. Математические ребусы 1 34. Итоговое занятие. 1 Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
различные системы счисления;
приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
различные системы мер;
приёмы решения практических задач на складывание, плоские разрезания;
уметь:
использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
анализировать полученную информацию;
планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
решать комбинаторные задачи;
применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
решать геометрические головоломки;
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
оценивать логическую правильность рассуждений;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Литература
Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», Волгоград: Учитель, 2006.
«Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках», Волгоград: Учитель, 2007.
3. А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи. Как решают нестандартные задачи. Москва, МЦНМО, 2009.
4. В.И. Арнольд. Задачи для детей от 5 до 15 лет. Москва, МЦНМО, 2007.
5. Н.Я. Виленкин и др. Комбинаторика. Москва, МЦНМО, 2007.
6. А.В.Шевкин. Школьная олимпиада по математике. Москва, «Русское слово», 2002.
7. А.В. Фарков. Математические кружки в школе 5-8 классы. Москва, Айрис-пресс, 2006.
Виленкин Н Д. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996.
Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», Учитель, 2005.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989.
М.А. Иченская «Отдыхаем с математикой», Волгоград: Учитель, 2008.
Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,
фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994.