Урок в 9 классе Милый сердцу город мой…


Тема урока: «Милый сердцу город мой...»

Цели:
Образовательные:
1. Опираясь на имеющиеся знания и полученную из разных источников информацию, познакомить гостей с нашим родным городом.
2. Определить место г. Костромы на карте РФ, вспомнить имеющиеся памятники архитектуры и предприятия, занимающиеся выпуском пищевой продукции.
3. Повторить тему «Виды транспорта»
4. Познакомить учащихся с методом проектной деятельности на уроках географии.
Развивающие:
1. Развивать умение работать с картой атласа, отбирать конкретную информацию из предложенных дополнительных материалов.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Развивать умения работать в группе.
4. Развивать память, речь, мышление, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому; формировать гражданскую позицию учащихся.
Задачи:
формирование навыков работы с географическими и историческими источниками;
формирование умения выделять главное, формулировать выводы;
развитие навыков групповой работы.

Оборудование урока:
атлас Костромской области, атлас 8-9 кл.,
справочный материал (фотографии памятников Костромы, продукции пищевых предприятий Костромы и их продукции)

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок географии у вас проведу я, зовут меня Марина Николаевна.
Я хочу предложить вам сегодня на уроке быть не просто учениками, а сотрудниками рекламного агентства.
2. Тема и цели урока.
Тема нашего урока созвучна с названием агентства «Милый сердцу город мой...» В нашем агентстве 3 отдела: информационный, практико-ориентированный и творческий (таблички с названием отделов стоят на столах каждой группы).

- Недавно вы познакомились с видами транспорта России. Основные магистрали проходят по Центральной части РФ.
- Перечислите, пожалуйста, виды транспорта в России.
+ Воздушный, водный (речной, морской), сухопутный (автомобильный, трубопроводный).
- Они связывают между собой города с интересным историческим прошлым. Одним из таких городов является и наш город.
Скажите, в каком году был основан наш город?
+ 1152 году.
Кто основал наш город?
+ Юрий Долгорукий.
Сделайте несложный подсчёт и скажите, сколько лет исполняется нашему городу в этом году?
- 860 лет.
Совершенно верно.
Как правило, в праздничные дни съезжается много гостей и многие из них наш город посещают впервые. В наше агентство поступил заказ:
«с помощью рекламы организовать комфортный отдых и приятное время провождение гостей города».
Каждый человек, приезжающий в незнакомый город старается за короткий промежуток времени узнать как можно больше информации о нём.
Так как у нас в агентстве 3 отдела, то и цели у нас будет тоже три.
Какую информацию вы могли бы предложить гостям города?
Информационный отдел
+ Место Костромы в России
- Практико – ориентированный
+ исторические памятники
- Творческий?
+ предприятия и их продукция.
Сегодня, работая с разными информационными источниками, мы попробуем создать буклет, который поможет гостям узнать географические данные о городе, определиться с выбором мест, которые они хотели бы посетить, пообедать и познакомиться с продукцией костромских предприятий.
Ну а вы вспомните, как правильно определять географические координаты города, находить расстояние по карте, вспомните исторические памятники своего родного города и предприятия, чья продукция славится не только в Костроме.
У каждого из трёх отделов на столе лежат:
- атлас Костромской области
- атлас РФ
- лист с заданием
- лист буклета
- лист с пропущенными словами
Во время работы вы должны не только вставлять слова в предложения, но ещё и заполнить лист буклета. Для этого на ваших столах есть всё необходимое (фломастеры, ножницы, фотографии)

Приступаем к работе. ( время на выполнение заданий 10 мин.)

1 отдел занимается поиском географической информации
Выполняет информационный проект.
Цель проекта - сбор информации о каком – либо объекте или явлении для представления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению.
На столе у вас одна из страничек будущего буклета. Выполняя задания на карточках, вы должны заполнить эту страничку точными сведениями: положение нашего города на карте Российской Федерации (географические координаты, соседи Костромы и транспортное сообщение до крупных городов РФ)
Пособия
Один из листов буклета, карта Костромской области, карта РФ, линейка, текст с пропусками для ответа.

Информационный отдел
Лист с заданиями
1. По карте Российской Федерации найти и подписать город Кострому, географические координаты Костромы (широту, долготу) (подписать на листе буклета)
2. По карте Костромской области определить и подписать соседей нашей области. (название области областной центр)
3. По карте «География России» «Транспорт» (стр.32-33) определите каким видом транспорта можно добраться до г. Костромы из областных центров соседних областей.



· Итог работы (то что отвечают дети)
Туристическое агентство «Город мой» приглашает вас посетить одну из живописных областей Центральной России- ..Столица нашей области расположена в центральной части территории России на . с. ш. . в. д . Мы ждем гостей из соседних, , ,,..областей. Добраться к нам - легко, можно использовать разный вид транспорта................................................................................................... Вас будут ожидать увлекательные экскурсии, незабываемые встречи с костромичами, волжская природа.



2 отдел занимается составлением маршрута «Памятники архитектуры»
Выполняет ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и т.п.
Пособия
Один из листов буклета, фотографии исторических мест Костромы с кратким описанием, карта города с названием памятников, текст с пропусками для ответа.
Лист с заданием.
Наши гости прибыли на теплоходе, свое знакомство с городом они начнут с набережной реки Волги. Ваша задача соотнести изображение исторического памятника с информационной справкой, создать максимально удобный маршрут, используя не менее 5 и не более 7 памятников архитектуры. Свой вариант маршрута оформите на листе буклета.

Итог работы (то, что отвечают дети)

Город наш расположен на берегу великой русской реки..Ваш тур мы предлагаем начать от набережной, которая в последние годы значительно реконструирована. Вас ожидает экскурсия во время которой вы познакомитесь с достопримечательностями нашего города. Наша экскурсия начинается от символа городаА на высоком холме крепостной стены нас встречает памятник архитектуры Далее продолжить маршрут по предложенной схеме.
















3 отдел выбирает из справочных материалов предприятия и продукцию, которую можно предложить гостям города.
Выполняет ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблеме, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Пособия
Один из листов буклета, фото продукции пищевых предприятий, меню для гостей города, текст для ответа.
Лист с заданием.
Посетив много интересных мест Костромы получив полезную информацию, приглашаем наших гостей к обеду. На основе рекламных проспектов произведите отбор необходимых продуктов питания для приготовления вкусного обеда.
Вашему отделу необходимо составить меню с использованием продукции предприятий города Костромы.

Итог работы (то, что отвечают дети)
Меню для гостей города оформление листа с гербом к 860 - летию Костромы. Интересный вариант представления меню.

Заслушивание выступления групп. (Каждая группа выступает поочерёдно и вывешивает свой лист от буклета на доску).
Обобщение выводов.
Раздаю на память маленькие буклеты.

Итог урока.
- Вы очень плодотворно поработали сегодня на уроке, вашу работу я хотела бы оценить
Критерии оценивания
1. Актуальность поставленной проблемы
От 1 до 5 баллов
2. Компетентность участника при защите работы
От 1 до 5 баллов
3. Теоретическая и практическая ценность
От 1 до 5 баллов
4. Качество продукта проекта (презентация, видеоролик, буклет)
От 1 до 5 баллов
5. Методы исследования
От 1 до 5 баллов















Общая схема подготовки и проведения проекта
Подготовка: 1-й этап

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Подготовка: 2-й этап


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Проведение и подведение итогов: 3-й этап




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

































































Определение темы проекта

Постановка учебной проблемы для обсуждения

Распределение обязанностей участников проекта

Определение сюжета предстоящего проекта

Совместная подготовка всех учеников

Индивидуальная и групповая подготовка всех участников

Окончательная обработка сюжета

Введение новых участников проекта (если возникла необходимость)


Проведение защиты и обсуждение проектов


Подведение итогов