Внеклассное мероприятие, посвящённое обычаям и традициям русского народа: Гуляй масленица!


Сценарий праздника «Масленица»
Издавна на Руси веселыми гуляньями встречали весну - праздновали Масленицу. Коваленко Елена Ивановна, учитель истории общеобразовательной школы №53 г. Макеевки, приглашает нас на этот веселый праздник.             Ведущий: Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -«встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечерки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «прощеный день».      За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.Мальчик:Прощай, зима сопливая!Приходи, лето красное!Соху, борону -И пахать пойду!      Ведущий: Понедельник - «встреча». Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.      Девочка:Дорогая наша гостья Масленица,Авдотьюшка Изотьевна,Дуня белая, Дуня румяная.Коса длинная, триаршинная,Платок беленький,новомодненький,Брови черные, наведенные,Шуба синяя, латки красные,Лапти частые, головастые,Портянки белые, набеленные.      Ведущий: Вторник - «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова «Взятие снежного городка»). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.      Дети исполняют частушки.      Девочка:Шила платье из капусты,Огурцом отделала.Рассердилась, платье съела,Что же я наделала?      Мальчик:Я на Масленку катался,Трое саней изломал,Ворона коня замучил,И милашку закатал.      Девочка:У меня четыре шали,Пятая пуховая,Не одна я боевая...      Мальчик и девочка (хором): Все мы здесь бедовые!      Другие дети исполняют дразнилки.      Девочка:Ах ты, Сашка-таракашка,На сарай полезай.Там кошку дерут,Тебе хвостик дадут!      Мальчик:А у Машки на носуЕли кошки колбасу!      Девочка:Ты чего на весь свет раскричался,Будто в ухо тебе мух попался?      Мальчик: Кто-кто попался?      Девочка: Мух!      Мальчик: Кто это - мух?      Девочка:Ребята, он не знает муха!Вот у воробьихи муж - воробей,У соловьихи муж - соловей,У курицы муж - петух,А у мухи муж будет - мух!      Мальчики:Ваши вороны кверху пупом летят!      Девочки:А ваши дураки задравши голову глядят!      Ведущий: Среда - «лакомка». С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.      Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами):Блин добро не один.Блин брюха не портит.Блин не клин, брюха не расколет.      Мальчик:У кумы была сестрицаПечь блины-то мастерица.Напекла их кучек шесть,Семерым их не поесть.А сели четверо за стол,Дали душеньке простор,Друг на друга погляделиИ... блины-то все поели!      Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...      Дети (хором):Подайте широкой Масленице!      Мальчик:Тетушка, не скупися,Масляным кусочком поделися!      Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...      Дети (хором):Паршивые блины по аршину длины.      Ведущий: В воскресенье - «прощеный день» - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.      Дети расступаются, показывают имитацию костра, кладут к нему чучело. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани и елочной гирлянды.      Девочка:Прощай, Масленица-вертушка,Настает великий пост.На деревне все приели,Подают селедки хвост!      Мальчик:Сидит кошка на окошке,Вышивает себе хвост.Широка Масленица проходит.Настает великий пост.      Дети кланяются по-русски. Далее - конкурсная программа.      1)   «Сделай чучело»  (вариант «Нарисуй чучело»)      Ведущий: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.      Для создания чучела нужно 2 пучка соломы или 2 веника. 2 веника делятся на 4 равные части: 2 части - одна вверх, другая вниз - для тельца, 2 другие - руки. Для наряда 3 квадрата ткани: 1 - для платка, 2-е отверстиями в центре для кофты и юбки.2)  «Ряженые»      Ведущий: Чучело Масленицы катали на санях ряженые, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.Масленица годовая,Гостья наша дорогая,Она пешком к нам не ходит,Все на конях приезжает.У ней кони вороные,Слуги молодые.      В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.      3)  «Встреча»      От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.      Карточка N°1      Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!      Карточка №2Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!      4)  «Частушки»      Конкурс на самое задорное исполнение.      Карточка №1Купи, тятя, мне коняВороные ножки.Буду девочек кататьПо большой дорожке.      Карточка N°2Девки, масленка идет!Кто нас покатает?У Петрушки на двореСивка пропадает.      5)  «Дразнилки»      Конкурс на самое выразительное чтение.Карточка №1Николай! Николай!Сиди дома, не гуляй,В балалаечку играй.Карточка №2Андрей-воробей,Не гоняй голубей,Гоняй галочекИз-под палочек.      После конкурсной программы все приглашаются на чаепитие.      Ведущий:Угощают Машенька и Медведь.Слушайте да запоминайте!Как на масленой неделеИз печи блины летели!Масленица - угощай,Всем блиночков подавай.
      Сценарий праздника можно дополнить подвижными играми. Они вносят оживление и веселье, позволяют вовлечь в участие в празднике максимально большое число детей.      Мы предлагаем вам две русские народные игры – «Петушки» и «Почта».
Петушки      На площадке чертят круг.      В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)Почта      Игра начинается с переклички водящего с игроками:- Динь, динь, динь!-  Кто там?-  Почта!-  Откуда?-  Из города...-  А что в городе делают?      Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.      Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.