Как вести себя в критических ситуациях

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»



















Методическая разработка занятия
Как вести себя в критических ситуациях








Мастер производственного обучения,
















Салехард, 2014
Как вести себя в критических ситуациях

Представьте, что встречное транспортное средство внезапно выехало на вашу полосу и идет на столкновение, как принято говорить, «лоб в лоб». Общеизвестно, что это может привести к самым опасным и даже трагическим последствиям. Если позволяет время и расстояние посигнальте водителю этого автомобиля переключением света фар или звуковым сигналом. Одновременно снимите ногу с педали газа и несколько раз легко нажмите педаль тормоза, чтобы предупредить об опасности водителей движущихся за вами транспортных средств (сработают задние стоп-сигналы). При необходимости начинайте экстренно тормозить.

Если встречный автомобиль не реагирует на сигналы и продолжает движение по вашей полосе возьмите правее и применяйте экстренное торможение. Не забывайте о рекомендациях, приведенных выше: не допускайте блокировки колес, иначе вас вынесет прямо на встречный автомобиль. Категорически запрещается объезжать встречный автомобиль слева вы можете столкнуться «лоб в лоб» с другой встречной машиной, которая едет по своей полосе. Выполняя торможение, быстро подыскивайте подходящее место для съезда с дороги (возможно, рядом окажется поворот, удобное место на обочине и т. п.) и съезжайте с проезжей части.

Еще одна распространенная критическая ситуация: неожиданно в непосредственной близости перед вашим автомобилем появляется препятствие (резко затормозил автомобиль, едущий впереди; на дорогу выбежал человек или животное; из кузова едущего впереди грузовика что-то упало и т. д.). В данном случае возможны перечисленные ниже варианты действий.

1. Экстренное торможение и остановка транспортного средства до возникшего препятствия. Необходимо быстро оценить скорость движения вашего автомобиля, сцепление колес с поверхностью проезжей части, а также расстояние, оставшееся до препятствия. Не забудьте проверить, не следует ли за вами на маленькой дистанции другое транспортное средство: в данном случае высока вероятность, что вашу машину ударят сзади. Правда, ответственность за данное дорожно-транспортное происшествие будет полностью возложена на водителя едущего сзади автомобиля.

2. Объезд препятствия слева без изменения текущей скорости движения. Убедитесь, что встречная полоса движения свободна и вы сможете выполнить маневр, не создавая при этом аварийной ситуации. Если слева от вас имеется полоса для движения в попутном н проверьте, не следует ли за вами по ней транспортное средство. Посмотрите в зеркало заднего вида и быстро оглянитесь, так как находящийся слева автомобиль может попасть в «мертвую зону» и не будет виден в зеркале.

3. Объезд препятствия справа без изменения текущей скорости движения. Перед выполнением маневра убедитесь, что справа от вас не движется другое транспортное средство (опять же нужно посмотреть в зеркало заднего вида и оглянуться). Если полосы движения справа нет, то оцените состояние обочины: можно ли по ней ехать с данной скоростью.

4. Объезд препятствия справа или слева с одновременным снижением скорости. Чтобы выбрать направление объезда, проверьте, есть ли транспорт на встречной полосе, пригодна ли для движения обочина и свободна ли она, нет ли транспортных средств, движущихся справа или слева в попутном направлении.

Если вы двигаетесь со скоростью более 40 километров в час и имеется возможность объехать внезапно появившееся препятствие лучше для предотвращения столкновения пользоваться именно этим способом. Перед началом маневра можете уменьшить скорость движения с помощью резкого торможения.

Еще одна распространенная критическая ситуация: возникновение неожиданного препятствия сбоку. Если вы двигаетесь с высокой скоростью и рядом с вами появляется другое транспортное средство как правило, используя только торможение, избежать аварии не удается. Можно попробовать пересечь точку вероятного столкновения первым, резко увеличив скорость и обязательно подав предупредительный звуковой сигнал (или поморгав фарами). Когда вы видите, что предотвратить столкновения не удастся, попытайтесь сделать его не боковым, а касательным: это позволит снизить тяжесть последствий.

Водителям знакомо такое явление, как «подрезание» автомобиля другим транспортным средством. Сущность его заключается в том, что машина, которая завершает обгон или перестроение, резко и внезапно выезжает прямо перед вами на вашу полосу движения. В данном случае необходимо сразу снизить скорость для увеличения дистанции между вашим автомобилем и появившимся спереди транспортным средством. Если вы видите, что не успеваете затормозить попытайтесь объехать его справа. Настоятельно рекомендуется делать данный маневр в пределах своей полосы. При отсутствии такой возможности необходимо предварительно убедиться, что справа отсутствуют транспортные средства, движущиеся в попутном направлении.