Тезис к докладу Хомус — символ якутской культуры


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение « Муниципальный орган управления
образования Сунтарский улус (район)
Республиканская научно-практическая конференция
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Устьинская средняя общеобразовательная школа»
Хомус- символ якутской культуры
Авторы: Андреева Сахаайа Станиславовна,
ученица 10 класса МБОУ «Устьинская СОШ»
Алексеева Нарияна Станиславовна,
ученица 10 класса МБОУ «Устьинская СОШ»
Руководитель: Тихонова Матрёна Сергеевна
учитель якутского языка и литературы
МБОУ «Устьинская СОШ»
2015
Введение
Живые традиции народной музыкальной культуры всегда способствуют сближению и взаимопониманию людей благодаря тому, что язык музыки интернационален и по своей природе понятен человеку любой национальности. Чарующие звуки хомуса, темир комуза, гопуза, пармупилль, пымель, кумыза и др., раздающие из разных континентов Земли, имеют, словно магическую силу, объединяющую и настраивающую людей на творческое созидание.
Этот музыкальный инструмент дошёл до наших дней из глубины веков, зарождение которого учёные относят в Южной Азии - к каменному веку, а в Европе, по данным американского музыковеда Ф. Крейна- к 5 тыс.лет.
Хомус с давнейших времен является чудесным инструментом, способным исцелять от болезней, пробуждать в человеке радость и развеять печаль. Этот маленький музыкальный инструмент может зазвучать самыми разными и неповторимыми звуками матушки природы. Хомус своими чарующими звуками может очаровать любого человека, независимо от возраста, пола и национальности. Именно поэтому, хомус знаменит во весь мир и является большой гордостью народа саха.
Актуальность: данная исследовательская работа связана с необходимостью углублять знания и представления обучающихся о жизни и творчестве выдающихся мастеров народного искусства, о хомусе народов мира.
Цель исследования: собрать материал для составления электронного пособия о хомусе.
Объект исследования: изучения и исследования хомусаПредмет исследования: хомусы народов мира, мастера, виртуозы-хомусисты.
Гипотеза исследования: сбор и изучение материалов о хомусе даст нам готовый продукт в виде энциклопедии, который в последующем могут использовать для работы и обучения обучающиеся, студенты, учителя, руководители дополнительного образования.
Задачи:
Способствовать усвоению знаний, необходимых для усвоения художественных ценностей этноискусства.
Расширять знания обучающихся по истории и культуре народа саха.
Воспитывать стремление к познанию истории этноискусства, самостоятельно осмысливать наследие этноискусства.
Возродить интерес к якутской народной культуре.
Практическая часть работы
2.1. Собрание материалов о хомусеВ работе использованы следующие методы исследования:
Знакомство с книгами и статьями о хомусе, вышедшими в периодической печати.
Сбор исторических данных.
Сбор видео, фотоматериалов.
Сбор стихотворений якутских писателей.
Сбор аудио материалов.
№ Материалы 1 Звуки хомуса народов мира
- звуки тувинского хомуса- звуки бамбукового хомуса- звуки тывинского хомуса- звуки китайского хомуса- звуки хакасского хомуса- звуки якутского хомуса6
2 Песни о хомусе- Айархаан «Хомусырыата»
- Дьай5ар «Хомус»
- ХомусУйбаан «Сахамсирэ»
- Амгаяна «Хомустыаьа»
- Дархан «Хомус»
- Дьуруйээнэ «Хомус абылыыр тыаьа»
- А.Татаринова «Хомус тыаьа ырыа буолан» 7
3 Фотографии хомуса народов мира
якутский хомускиргизский хомусбашкирский хомуснорвежский хомусвенгерский хомуситальянский хомусавстрийский хомусгерманский хомусанглийский хомусфранцузский хомустувинский хомустуркменский хомусалтайский хомустатарский хомусаргентийскийхомусполинезийский хомусамериканский хомускитайский хомусмонгольский хомусяпонский хомуспакистанский хомусиндийский хомуснепальский хомустаиландский хомуслаоскийхомусфилиппинский хомусиндонезийский хомус27
4 Стихи о хомусеВ.Чернявский «Варганная речь»
Ольга Подлужная «Мой хомус»
С.Шишигин «Хомуьум ыллаа»
Баал Хабырыыс «Хомус»
А.Е.Кулаковскай «Хомус»
М.Тимофеев «Хомус»
С.Данилов «Хомус»
Л.Попов «Звуки хомуса»
С.Дадаскинов «Хомуьум тылыгар»
Кээчимэ «Хомус айыллар тугэнэ»
И.Федосеев «Хомус»
Л.Нестерова «Хомус»
М.Иванов «Хомус» 13
5 Основатели музея хомусаИ.Е.Алексеев-ХомусУйбаанК.Д.Уткин-НуьулгэнФредерик Крейн3
6 Виртуоз-хомусистыПётр ОготоевСпиридон ШишигинЮлиана Кривошапкина
Л.Н.Турнин4
7 Мастера- кузнецы хомусаИ.Н.ГотовцевН.П.БурцевИ.Ф.Захаров-Кылыадьы УусС.И.Гоголев-Амынньыкы Уус4
8 Музей хомуса- Международный музей хомуса в г.Якутске- Фредерик Крейн-варганист, профессор.
9 О якутском хомусе- Заметки Н. Щукина, Р. Маак, В. Серошевского, И. Худякова, Э.К. Пекарского, А Миндердорфа о появлении этого музыкального инструмента- варган.
- Национальный якутский инструмент - хомус.
10 Видео - Вова Дормидонтов
11 Разное - День хомуса- Книга рекордов гиннесаВыводы
Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней.
Когда играет мастер-импровизатор на хомусе, его звуки сливаются в настоящую музыку, очаровывающую любого человека, в каком бы уголке планеты он ни жил.
Продуктом исследовательской работы является оформление электронного пособия. Электронное пособие предназначено для широкого круга людей, интересующихся историей возникновения и распространения хомуса, изготовлением якутского хомуса и культурой народа саха.
Подведя итоги нашей работы, мы пришли к заключению, что почти все народы имеют свои национальные музыкальные инструменты. Из них на особом месте стоит варган. Во-первых, он очень древний инструмент: и, во-вторых, забытый или полузабытый, потому и возрождающийся.
На основании результатов данного исследования мы пришли к следующим выводам:
Творческая деятельность является средством развития интеллектуальных, креативных, коммуникативных способностей.
В процессе исследования повышается интерес к якутской народной культуре, истории и культуре других народов.
Выпуск электронного пособия способствует сохранению древнего музыкального инструмента, как исторического памятника культуры.
Рекомендации и предложения
Данную работу мы рекомендуем использовать на внеклассных мероприятиях, занятиях, кружках, на уроках культуры РС (Я). Собранные материалы использовать как наглядный материал для изучения хомуса.
Использованная литература
Алексей Кулаковскай Дьэнкир куһунум кэпсэннэрэ: кэпсээннэр, хоһооннор.- Дьокуускай: Бичик, 2007. – 128 с.
Варган (хомус) и его музыка. – Якутск. 1991-368с.
Дадаскинов Степан Егорович. Кыталык ырыалаах сылларым: хоһооннор. Дьокуускай: Бичик, 2008-128с.
Гоголев И. Өксөкулэх сэргэ: Хоһооннор.- Якутск: Кинигэ изд-вота, 1979-432с.
Кынаттаах атым. Сунтаар 1№-дээх оскуолата.- Дьокуускай, 2001-60с.
Кулаковскай А.Е. Ырыа-хоһоон. Якутскай: кинигэ изд-вота, 1978-296с.
Кулоковскай уонна хомус.- Якутск: Бичик, 2004-72с.
Леонид Попов- “Зову май”: Стихи переводом с якутского.- М.: Современник, 1986-311с.
Люция Нестерова- Ийэ дойдум: Хоһооннор, поэмалар. Якутскай: кинигэ изд-вота, 1990-64с.
Мир саха: народное искусство= Саха эйгэтэ: норуот айымнньыта- Якутск: Бичик, 2014-240с.
Сунтаар көмус кылыһахтара. Мирный, 2000-202с.
Семен Данилов.- Талыллыбыт айымньылар.: Ус томнаах, 2т: Хоһооннор, поэма. Якутск: кинигэ изд-вота, 1979-432с.
Томская Г.Е.- Айыына, “Илинтэн илгииэр сиккиэр”, Дьокуускай: Бичик, 2009-126с.
И.Алексеев- искусство игры на якутском хомусе. Якутск. 1988-18с.
Кэчиимэ.- Иэйэр кутум илгэтэ.- Дьокуускай: Бичик, 2013.-48с.