Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира)


Тема недели Основной вид деятельности Тема НОД Интеграция образовательных областей Формы работы Программное содержание
Сентябрь 1.Безопасность на дороге Познавательно-исследовательская «Берегись автомобиля» Познание
Коммуникация
Безопасность
Художественная литература Беседа
Дидактическая игра
Чтения стихотворения
Обыгрывание ситуаций Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города. Закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый); о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора. Продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
2.Детский сад Познавательно-исследовательская Мой детский сад. Познание
Коммуникация
Социализация Беседа
Экскурсия
Сюжетно-ролевая игра Продолжать знакомить с детским садом. Дать понятие названию. Показать общественное значение детского сада.
3.Овощи - фрукты Познавательно-исследовательская «Во саду ли, в огороде…» Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Художественная литература Отгадывание загадок
Беседа
Дидактическая игра
Лепка
Чтение стихов Закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; названия различных овощей и фруктов; знание о характерных свойствах овощей и фруктов, семена растений. Дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению. Учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов- консервирование, солением, приготовлением варенья, компотов и соков.
4.Хлеб Познавательно-исследовательская Как выращивают хлеб? Познание
Коммуникация
Художественная литература
Художественное творчество Беседа
Рассматривание зёрен
Дидактическая игра
Составление схемы
Лепка Закреплять знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Октябрь 5. Осень Познавательно-исследовательская Золотая осень. Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Художественная литература
Музыка Рассматривание картин
Беседа
Дидактическая игра
Слушание муз. Произведений
Чтение стихов
Рисование Закреплять знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; представление о сезонных изменениях в природе, их влиянии на жизнь растений. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Организовать наблюдение за посадкой и обрезкой деревьев и кустарников. Приучать следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом.
6. Транспорт Познавательно-исследовательская На чём люди ездят? Познание
Социализация
Коммуникация
Безопасность
Здоровье
Художественное творчество Дидактическая игра
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
Отгадывание загадок
Рисование Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах.
7. Ягоды и грибы. Познавательно-исследовательская «В лес за грибами и ягодами» Познание
Коммуникация
Безопасность
Здоровье
Художественное творчество Дидактическая игра
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
Отгадывание загадок
Лепка Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами сбора грибов. Подвести к пониманию, что грибы нужно собирать только со взрослыми людьми, знающими, съедобные они или нет.. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат домом для определённых насекомых. Уточнить названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
8.Домашние животные Познавательно-исследовательская Домашние животные. Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Физкультура Беседа
Дидактическая игра
Подвижная игра
Игра-имитация Познакомить с домашними животными. Закреплять названия домашних животных и их детёнышей; знание о назначении домашних животных и их пользе для человека. Объяснить происхождение слова «домашние». Уточнить названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детёнышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
9. Дикие животные Познавательно-исследовательская Как животные к зиме готовятся? Познание
Коммуникация
Художественная литература
Художественное творчество Беседа
Дидактическая игра
Конструирование
Рассматривание картинок
Рисование Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц): где живут; чем питаются; как готовятся к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
Ноябрь 10. Наша Родина - Россия Познавательно-исследовательская Страна моя родная. Познание
Коммуникация
Художественная литература
Музыка
Социализация Беседа
Рассматривание карты
Чтение стихов
Прослушивание гимна
Дидактическая игра Закрепить знания о названии страны, её природе. Познакомить с географической картой. Познакомить с флагом и гербом страны. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
11. Животные жарких стран. Познавательно-исследовательская Путешествие в Африку. Познание
Коммуникация
Художественная литература
Художественное творчество Беседа
Рассматривание иллюстраций, рассказ педагога
Дидактическая игра
Загадки Продолжать знакомить детей с животным миром, учить классифицировать их по способу передвижения. Развивать обобщённые представления о приспосабливаемости животных к условиям мест обитания. Воспитывать у детей правильное поведение по отношению к объектам живой природы.
12. Животные Севера Познавательно-исследовательская Путешествие на Крайний Север. Познание
Коммуникация
Художественная литература
Художественное творчество Беседа
Рассказ педагога
Загадки о животных
Дидактические игры
Лепка
Познакомить с особенностями природы Крайнего Севера Земли. Формировать у детей представления о животных, обитающих на Крайнем Севере. Развивать познавательный интерес, формировать экологическое мировоззрение. Воспитывать бережное отношение к природе.
13. Семья Познавательно-исследовательская «Моя семья» Социализация
Коммуникация
Познание
Беседа
Рассматривание фотографий
Составление семейного древа Уточнить знания детей о родственных связях. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения, развивать связную речь. (А.А. Вахрушев, 97)
Декабрь 14. Зима. Зимующие птицы. Познавательно-исследовательская Проказы матушки- зимы. Познание
Коммуникация
Безопасность
Здоровье
Художественная литература Дидактическая игра
Беседа
Чтение стихов
Рассматривание иллюстраций Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям во время заморозков. Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
15. Мебель Познавательно-исследовательская «Покупаем мебель» Познание
Социализация
Коммуникация
Дидактическая игра
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
Конструирование Закрепить знания о мебели, обобщающие понятия. Уточнить дифференцировку мебели (для спальни, гостиной, кухни). Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению.
16. Посуда. Познавательно-исследовательская В гостях у бабушки Федоры. Познание
Социализация
Коммуникация
Дидактическая игра
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
Конструирование Закрепить знания о посуде, обобщающие понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная). Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению.
17. Новый год. Познавательная Новый год у ворот. Познание
Социализация
Коммуникация
Дидактическая игра
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
Аппликация Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем ёлку. Формировать представление о празднике, его значении для людей.
Январь 18-19. Каникулы. 20.Части тела Познавательно-исследовательская Человек Познание
Коммуникация
Здоровье
Физкультура
Социализация Беседа
Подвижная игра
Рассматривание иллюстраций
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра Продолжать знакомить детей со строением своего тела и организма, функцией его частей. Показать, как человек слышит звук; помочь определить, зачем человеку нужны глаза; показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения.
21.Продукты. Познавательная Россия – щедрая душа Познание
Коммуникация
Здоровье
Социализация Беседа
Рассматривание иллюстраций
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра Познакомить с блюдами русской национальной кухни. Рассказать о традициях и обычаях наших предковУчить работать в коллективе сверстников. Тренировать в умении делать обобщения по существенным признакам. Развивать концентрацию внимания, наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, графические навыки. Воспитывать чувство коллективизма, взаимоподдержки, взаимовыручки.
22.Профессии Познавательная Все работы хороши! Познание
Коммуникация
Художественная литература
Социализация Беседа
Рассматривание иллюстраций
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра Расширять представления детей о профессиях. Познакомить с профессией работников транспорта. Воспитывать уважение к труду взрослых. Способствовать расширению словарного запаса. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
Февраль 23.Спорт Познавательная Здоровый образ жизни. Познание
Коммуникация
Художественная литература
Здоровье
Социализация Беседа
Дидактическая игра
Подвижная игра
Просмотр фильма
Рассматривание иллюстраций
Познакомить детей со спортивной жизнью родного города, дать представление о спорте и его видах; расширять кругозор детей; поддерживать интерес к различным видам спорта. Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни.
Развивать умение заботиться о своем здоровье.
Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.
24.Рыбы. Познавательно-исследовательская Обитатели воды – рыбы. Познание
Коммуникация
Художественная литература
Художественное творчество Проведение опыта
Беседа
Дидактическая игра
Лепка
Отгадывание загадок Уточнить и расширить представления детей о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
25. Одежда, обувь Познавательная Как мы одеваемся? Познание
Социализация
Коммуникация
Дидактическая игра
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
Конструирование Дать детям обобщающие понятие «одежда», «головные уборы», «обувь». Учить различать различные виды одежды и головных уборов; называть их части. Ввести в словарь детей слова: надевать, одевать обувать, шнуровать, застёгивать, . Учить объяснять, почему различается сезонная одежда; заботиться о своём здоровье, правильно одеваться по сезону. Воспитывать у детей аккуратность, желание обращать внимание на свой внешний вид. Учить различать различные виды обуви: уличная, домашняя, зимняя, летняя.
26. Защитники Отечества Познавательная «Наши защитники» Познание
Социализация
Коммуникация
Физкультура
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Чтение стихов
Подвижная игра
Дидактическая игра Расширять представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.
Март 27.8 Марта. Весна. Познавательная О мамах родных и очень важных Социализация
Коммуникация
Художественная литература Рассматривание фотографий
Беседа
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей.
28.Наш город. Познавательная «Мы живём в городе» Познание
Социализация
Коммуникация Беседа
Слушание рассказа об истории
Рассматривание фотографий
Дидактическая игра
Конструирование Закреплять и расширять знания детей о городе. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное отношение к своему городу. (А.А. Вахрушев, 90)
29.Комнатные растения Познавательно-исследовательская Кто живёт на подоконнике? Познание
Коммуникация
Здоровье
Труд Рассматривание
Беседа
Дидактическая игра
Труд в уголке природы
Продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Учить описывать комнатные растения: выделять характерные признаки; сравнивать между собой; ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений. Расширять представления о пользе комнатных растений для здоровья человека.
30.Перелётные птицы. Познавательно-исследовательская Крылатые помощники. Познание
Коммуникация
Художественная литература
Художественное творчество Дидактическая игра
Беседа
Чтение стихов
Рассматривание иллюстраций
Лепка Расширять и систематизировать знания детей о перелётных птицах, уметь находить их и узнавать. Формировать представление о среде обитания, питании. Воспитывать осознанно правильное отношение к пернатым. Подвести к пониманию того, что птицам весной можно помочь, подкармливая их в кормушках.
Апрель 31. Москва – столица нашей Родины. Познавательно-исследовательская Москва – столица нашей Родины. Познание
Коммуникация
Музыка
Социализация
Беседа
Дидактическая игра
Просмотр фильма
Конструирование
Сюжетно-ролевая игра Дать представление о том, что Москва- самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России- Москвой. Познакомить с историческим прошлым Москвы.
32.Космос Познавательная Покорение космоса. Познание
Коммуникация
Музыка
Социализация
Беседа
Дидактическая игра
Просмотр фильма
Конструирование
Сюжетно-ролевая игра Дать представление о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде-Солнце; о планетах солнечной системы; о спутнике Земли Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
33.Библиотека Познавательная Путешествие в прошлое книги Познание
Коммуникация
Социализация
Художественная литература Беседа
Слушание рассказа об истории
Рассматривание фотографий
Дидактическая игра
Конструирование Познакомить с историей возникновения книги и её созданием. Воспитывать бережное отношение к книгам. Развивать интерес к малым фольклорным формам. Активизировать словарь детей.
34. Орудия труда. Инструменты. Познавательно-исследовательская Инструменты. Бытовая техника Познание
Социализация
Коммуникация
Художественная литература
Труд Беседа
Дидактическая игра
Рассматривание иллюстраций
Конструирование
Труд в уголке природы Совершенствовать умение обобщать, сравнивать, классифицировать, концентрировать внимание. развивать слуховую, образную память, воображение, наглядно-образное и элементы логического мышления. Формировать положительное отношение к труду, воспитывать целеустремлённость.
Май 35. День Победы. Познавательная Они сражались за Родину. Социализация
Познание
Коммуникация
Музыка
Художественная литература Беседа
Слушание муз. Произведений
Рассматривание иллюстраций и фотографий
Чтение стихов Уточнять и расширять представление о Великой Отечественной войне. Познакомить детей с подвигами детей героев во время Великой Отечественной войны. Развивать память, наглядно-образное мышление, связную речь. Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну.
36.Насекомые Познавательно-исследовательская Шестиногие малыши. Познание
Коммуникация
Безопасность
Художественная литература
Художественное творчество Чтение стихотворения
Беседа
Дидактическая игра
Рассматривание картинок
Наблюдение Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их признаках. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
37.Цветы Познавательно-исследовательская Садовые и полевые цветы. Познание
Коммуникация
Художественная литература
Художественное творчество
Труд Чтение стихотворения
Беседа
Дидактическая игра
Рассматривание картинок
Работа на клумбе
конструирование Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов. Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания. Познакомить с профессией флориста. Учить бережно относиться к природе. Продолжать учить детей внимательно дослушивать задание до конца, отвечать на вопрос, давая полный ответ. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Развивать внимание, память, логическое мышление.
38. Лето. Познавательно-исследовательская Нас лето в гости ждёт. Познание
Коммуникация
Безопасность
Художественная литература
Художественное творчество Чтение стихотворения
Беседа
Дидактическая игра
Рассматривание картинок
Наблюдение
рисование Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь детей по теме: «Лето». Формировать у детей представление о безопасности во время отдыха. Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать любовь к природе.
Образовательная область «Познание»
(Ознакомление с окружающим миром)