«Личностно-ориентированный подход в формировании у школьников эстетического восприятия через изобразительное искусство» Из опыта работы учителя ИЗО Зенцовой Светланы Александровны.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тацинская общеобразовательная средняя
школа №2.
«Личностно-ориентированный подход в формировании у школьников эстетического восприятия через изобразительное искусство»
Из опыта работы
Учителя ИЗО
Зенцовой Светланы
Александровны.
ст. Тацинская
2012 г.
Содержание:Введение. Роль эстетического воспитания в формировании полноценной личности.
Основная часть:
§1. Дидактические принципы обучения ИЗО.
§2. Индивидуальный подход в обучении как одного из условий личностно- ориентированного образования.
§3. Развитие эстетических способностей и потребностей восприятие прекрасного.
Ш. Заключение.
IV. Используемая литература.
V. Приложения.I. Введение.Роль эстетического воспитания в формировании полноценнойличности.Новая школьная программа обучения изобразительному искусству средней школе ставит две основные задачи:
1) Развитие эстетических способностей и потребностей восприятия прекрасного в природе и жизни; воспитания интереса и любви к искусству; формирование художественного вкуса учащихся на примере выдающихся произведений русского, советского и зарубежного изобразительного и декоративно- прикладного искусства;
2) Приобретение знаний и практических навыков изобразительной грамоты и на этой основе развитие творческих способностей.
В результате прохождения этой программы учащиеся кроме общей эстетической культуры, должны получить знания, умения и навыки реалистической изобразительной грамоты уметь передавать на изобразительной плоскости объёмные, пространственные и материальные качества предметов; знать теоретические основы линейной и воздушной перспективы, законы светотени; иметь представление о профессиональных методах работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях построения композиции и колоритаРазвитие творческих способностей на основе практических навыков изобразительной грамоты - одна из важнейших задач изобразительному искусству. Полноценное эстетическое воспитание невозможно только на основе пассивного ознакомления с произведениями искусства. Оно немыслимо без рисования с натуры - основного способа познания явлений действительности. Именно практические занятия рисунком и живописью раскрывают широкие возможности для познания прекрасного в жизни, развитие эмоционально- эстетического отношения к действительности, к произведениям искусства. Изобразительная деятельность раскрывает человеку мир реально существующей гармонии, развивает чувство восприятия красоты форм и красок окружающего мира, развивает творческие способности и фантазию. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
На уроках ИЗО следует учить детей выражать свои замыслы графически или средствами живописи. В результате непосредственной практики в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развиваются зрительная память, наблюдательность, глазомер, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета, которые необходимы людям разных специальностей.
Or постановки художественного образования в общеобразовательной средней школе, от уровня обучения элементарной изобразительной грамоте и, прежде всего, рисунку, во многом зависит уровень художественной культуры подрастающего поколения, а значит, и дальнейшее развитие изобразительного искусства, архитектуры, промышленной эстетике и др.
Уроки изобразительного искусства в школе должны иметь конкретное содержание, давать учащимся конкретные знания и умения на протяжении всех лег обучения. Ребёнок пришел на урок, чтобы учиться, и его надо учить, развивать эстетический вкус и художественную культуру.
Никого не удивляет, что ученики музыкальной школы начинают обучение с изучения нотной грамоты, техники игры на инструменте, занимаются сольфеджио. Что же касается изобразительного искусства, то в искусствоведческой и методической литературе встречаются утверждения о том, что учить детей рисованию необязательно, наоборот, предлагают учиться у детей, в детских рисунках усматривают « раскованность», «свободу письма», «новизну», «творческий поиск», «своеобразие», «оригинальное решение» и т.д. (приложение 1).
Каждый ребёнок в ранний период жизни и до подросткового возраста охотно рисует, сочиняет даже многофигурные композиции со сложными
сюжетами. Он рисует всё, что видит и знает.
В начале жизни важно развитие зрения и движения, и рисование на первых парах помогает координировать работу этих систем. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию (приложение № 2). Поэтому рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать, а известный психолог Л.С. Выготский прямо называет детское рисование «графической речью».
Детей надо последовательно учить изобразительной грамоте как учат их чтению и письму ( не забывая об их возрастных особенностях). Без такой направленности обучения ученик школы теряет высокий интерес к рисованию. Грамоту изобразительного искусства нельзя разрывать на отдельные самостоятельные части:
детское творчество, которое будто бы не должно иметь точек соприкосновения с профессиональной школой;
самодеятельное (дилетантское), которое тоже противопоставляет серьёзному, профессиональному мастерству;
профессиональное искусство со своими большими и сложными задачами.
Всё это лишь разные стадии последовательного накопления художественных знаний и практических навыков общего и непрерывного процесса художественного развития и эстетического воспитания. Обучение в школе должно строиться по принципу постепенного усложнения задач изобразительной грамоты в соответствии с возрастными особенностями учащихся причём для каждого урока следует определить конкретное содержание, цели и задачи обучения. Критериям грамотности детского рисунка должна быть степень его приближения к реалистически правдивому изображению. Этот критерий отвечает запросам самых юных художников, у которых имеется стремление к познанию натуры и более полному и точному её изображению.
II. Основная часть.§1. Дидактические принципы обучения ИЗО.Исходя из выше названных целей и задач общеобразовательного школьного обучения изобразительному искусству и учитывая роль практического овладения основами изобразительной грамоты в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся, к школьному учителю предъявляется очень серьёзное требование: он должен быть профессионально подготовленным, владеть теоретическими и методическими особенностями рисунка, живописи и композиции. В соответствии с содержанием и задачами школьного предмета «Изобразительное искусство» педагогом должны применяться такие дидактические принципы обучения, как научность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, доступность, прочность усвоения учебного материала и наглядность.
В обучении изобразительному искусству принцип научности предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства (приложение №3) Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству связан, прежде всего, с логикой изучаемого материала, его содержанием. Учебный материал будет прочно усвоен и осознан, если каждое новое задание и упражнение логически обусловлено предыдущим (приложение № 4). Наглядность - одна из самых специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить беседы об искусстве, а также знания на уроках рисования с натуры, тематическое или декоративное рисование без наглядного материала: таблиц моделей, рисунков и живописных этюдов (приложение № 5). Только профессионально подготовленный художник - педагог способен осуществлять требования этих дидактических принципов: строить систему конкретных, последовательных заданий и упражнений, определять их теоретическое и практическое содержание, создавать наглядные образы реалистического рисунка и живописи, собственноручно показывать приёмы процесса изображения. Последнее особенно важно, так как, когда учитель сам умело рисует на школьной доске, заинтересованность учащихся неизмеримо повышается, их как бы зачаровывает таинство искусства.
Таким образом, умение грамотно изображать окружающие предметы, объекты или явления, правдиво выявлять их особенности и свойства - главный фактор художественных возможностей самого учителя. Без этого он не станет хорошим воспитателем детей, не сможет развивать их творческие способности, художественный вкус.
§ 2. Индивидуальный подход в обучении как одного из условий личностно- ориентированного образование.Практическая художественно-творческая деятельность учащихся является важнейшим процессом творческого переживания и воплощением идей, так как именно в процессе создание образа происходит развитие личности ребёнка, развивается творческое воображение, благодаря которому происходит духовное обогащение учащихся. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся затрудняет решение этой проблемы.
Вопрос индивидуального подхода к учащимся на занятиях изобразительным искусством является одной из актуальных проблем в связи со спецификой предмета. Предметы изобразительной и декоративно- прикладной деятельности - это прежде всего уроки искусства, так как на них усваивается не только определённый круг знаний но и формируется эстетические воззрения учащихся, их художественные вкусы, развиваются и углубляются их способности к эмоциональному восприятию окружающего мира Именно на такой основе возможны обретение и развитие творческих способностей, усвоение и совершенствование навыков ремесла. Кроме того, известно, что эти предметы имеют ярко выраженную творческую направленность. Дисциплины изобразительной направленности - это те предметы, где основу оценки составляет практически - творческий результат.
Учащемуся нужна радость переживания, познания, творчества, без которых нет искусства, поэтому, оценивая его практически - творческую работу, нельзя забывать о личности исполнителя, условиях создания или работы (и других разносторонних факторах, например: социальных условий жизни учащихся). Следует помнить, что в каждой работе отражается индивидуальность исполнителя. Надо учитывать не только результат, но и стараний, отношение к делу. Повышение эффективности обучения, качества знаний должно опираться на положительные эмоции обучаемых. Положительная оценка является важным психологическим фактором, стимулирующим желание повышать своё мастерство.
Для того, чтобы искусственно не завысить оценку, я провожу с учащимися индивидуальную работу и не занижая требований, добиться положительного результата.
Для обучающегося искусству способность к самооценке связана с развитием наблюдательности, самокритичности, самовоспитанием, при условии, что учащийся ясно представляет себе учебные задачи, этапы предстоящего задания и знает критерии оценки. Конкретных рецептов для этого не существует. Я применяю коллективный анализ работ учащихся, анализ учащимися собственных работ (приложение № 6). Способность учащихся к самоконтролю, самооценке - важнейший момент в осуществлении индивидуального подхода в обучении, одно из условий личностно - ориентированного образования.
Результатом художественно - эстетического образования являются „ индивидуальная культура" художественных видов деятельности и общения человека с людьми, со средой, с произведениями искусства, интуитивно и осознанно переживаемое чувство красоты.
Возможности человека используемые им в повседневной жизни, - это часть огромного потенциала. Исследования специалистов показывают, что большинство людей используют 25% своих возможностей, и те кто добился успеха, - 30 - 50 %. В современной парадигме образования система поддерживающего обучения, основанная на овладении знаниями, заменяется на развивающую систему, которая готовит учащихся к творческому преобразованию мира. Поэтому актуальной проблемой процесса образования становится внимательное изучение мысли каждого ученика, индивидуальный подход в обучении.
Индивидуальный подход к ученику предполагает изучение способностей каждого ученика. Наибольший вклад в теоретическую разработку проблем способностей внесли Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко специально рассматривая психологию способностей к изобразительной деятельности. Способности определяются как индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешному выполнения какой - либо деятельности.
Способности распределяются на несколько уровней, начиная с низшего - репродуктивного, затем - творческого, талантливого и заканчивая самым высшим - уровнем одарённости. В настоящее время неизвестны точные причины появления одарённых детей. Существует несколько теорий о природе гениальности. Согласно первой (теории наследования таланта), одарённость передаётся от родителей к детям. По второй (гениальной теории), «дар божий» талант неожиданно вспыхивает лишь на отдельных этапах генеалогического древа. Третья теория носит название теории патологического гения, в которой по воле случая человек получает во владения «нарушенный в нужную сторону» организм. Четвёртая теория принадлежит французскому философу Гальвацию, согласно утверждению которого, талант обуславливается воспитанием и обучением, зависит от них.
Характерными признаками, способностями выделить из общей массы детей способных к изобразительной деятельности, является опережающее развитие познания, высоких уровней психологического и физического развития. Проявление художественной одарённости в области изобразительного искусства может относиться к очень раннему периоду детства начиная с 3-4 лет. К художественным способностям, выделенным В.И. Киреенко, относятся умения предавать сходство с изобразительным объектом, хорошо развитая моторка руки, энергичность и настойчивость в достижении целей, эстетический вкус, лёгкость восприятия.
Эти факторы могут быть как наследственными так и приобретёнными. Все они переплетены, связанны определённым образом в единый динамический процесс, обеспечивающий общее развитие. Художественно одарённый ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой оригинально использует средства художественной выразительности, его произведения включают много деталей, работы отличают нестереотипная осознанная композиция, конструкция и цвет. Кроме специфических способностей, художественно одарённый ребёнок обладает преимуществами последующими параметрами: раннее развитие речи, способность интеллекта обрабатывать большой поток информации, отличная память, повышенные концентрация внимания и эмоциональная неустойчивость, личная система ценностей, высокий энергетический уровень жизни.
Для эффективного определения одарённости ребёнка необходима объективность в критериях и оценке результатов. Можно выделить несколько способов определения уровня способностей ребёнка к изобразительному творчеству. Первый - анализ продуктов художественной деятельности детей. При таком подходе виден конечный результат, однако невозможно контролировать процесс создания изображения. Второй - экспериментальный метод предполагающий создание специальных условий для контроля за изобразительной деятельностью детей. Этот способ наиболее объективен и включает: длительное наблюдение за процессом, специальный подбор используемых и сопоставление результатов. Одарённый ребёнок отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового.
§ 3. Развитие эстетических способностей и потребностей восприятия прекрасного.Работу по эстетическому воспитанию на уроках изобразительного искусства я начинаю с проведения ряда бесед, цель которых- приучить школьников в музеях декоративно- прикладного искусства, пониманию их поэтического замысла
Для этого сопровождаю объяснение материала демонстрацией наглядных пособий. Ещё Я. А. Коменский считал наглядность «золотым правилом дидактики», поэтому ученики лучше воспринимают излагаемое. Это объясняется тем , что в процессе усвоения задействованы не только слуховые, но и зрительные и обаятельные органы. Чем больше рецепторов принимают участие в воспитании объекта, тем лучше образ откладывается в памяти. На уроке изобразительного искусства применяю наглядные пособия различных видов. К ним можно отнести в первую очередь предметы, которые слушают составными частями натюрмортов: фрукты, геометрические тела, домашняя утварь, и.т.д. (приложение №7).
Особую роль выполняют методические таблицы, где показана последовательность выполнения какого - либо изображения. Методические таблицы могут также содержать материал иного рода и восполнять другие функции. Но, независимо от своего назначения, наглядные пособия должны отвечать определённым требованиям. Одно из основных требований - представленный материал должен легко восприниматься и прочитываться. Это свидетельствует о его доступности и лаконичности. Нежелательная слишком яркая цветная гамма. «Кричащие цвета» отвлекают от сути и раздражают органы зрения.
В каждой школе необходимо наличие отдельного кабинета для рисования, чтобы гарантировать способность наглядных пособий.
Эстетическое развитие детей достаточно успешно осуществляется только в учебных школах. Но они охватывают лишь небольшое число детей, проявляющих склонность к искусству. А как быть с остальными детьми?
Ведь читать и писать учатся не в каких-нибудь специальных школах, а в обычных - общеобразовательных. Значит, и художественно - графическую грамоту все дети должны осваивать в полном объёме в таких же обычных, массовых школах.
Приходиться напоминать, что «Изобразительное искусство» входит в реестр учебных дисциплин как общеобразовательный предмет. Его только привыкли не замечать и не ценить. И за это приходится дорого платить. Цель уроков изобразительного искусства состоит не в том, чтобы готовить учащихся к профессии художника (как целью русского языка не является подготовка школьников к писательской деятельности), а в том, чтобы научить их грамотно передавать на бумаге видимые предметы, чтобы они могли, излагать свои мысли, иллюстрировать их графическими средствами, т.е. цель чисто образовательная.Среди задач, которые должны решаться на уроках изобразительного искусства - открытие детям красоты окружающего мира, стремление научить их видеть и понимать прекрасное, приобщение к созданию этого прекрасного.
Но при нынешнем объёме учебных часов урокам изобразительным искусством эти задачи уже не по силам. Ведь за 1 минуту в неделю ( а именно столько времени учитель может индивидуально поработать с каждым учеником) педагог ничего не успевает делать ребёнку.
Верится, что в ближайшее время ИЗО в школе будет уделяться должное внимание.
«Красота спасёт мир». Значит надо учить детей видеть, чувствовать эту красоту.
Ш. Заключение.При планировании урока я использую программы B.C. Кузина и Б.М. Неменского. Считаю, что эти программы наиболее приемлемы к нашим условиям, соответствуют обязательному минимуму содержания образования. При проведении уроков я также использую обобщённый опыт работы отечественной школы в области преподавания изобразительного искусства Н.М. Ростовцева.
В основе моей программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывая интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружении действительности и в искусстве;
яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства (введение раздела «Беседы об изобразительном искусстве»);
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно - прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
система межпредметных связей (чтение, музыка, труд, природа и т.д.), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и среднего звена;
направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Обновление содержания художественно - эстетического образования и воспитания требует и новых подходов к оценке выполнения учебных заданий, к оценке знаний, умений и навыков по предметам искусства.
Последнее время я стала отходить от традиционной количественной оценки (отражающей, естественно и качество), и ввожу качественную оценку, поскольку искусство даёт безграничный диапазон творческого общения и сопереживания ученика и педагога.
Введение данной оценки помогает мне оценить эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности, индивидуально - творческое развитие каждого ученика.
Я не отрицаю, что оценочные суждения педагога могут быть подтверждены влиянию субъективного фактора, поскольку каждый педагог имеет свой уровень эстетической восприимчивости, общей и профессиональной культуры учителя, собственный опыт творчества в том или ином виде искусства.Наряду с качественной оценкой сохраняется необходимость и количественной оценки. Это подтверждается тем, что с её помощью измеряется процесс формирования и развития эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы минимума обязательного содержания образования по предметам искусства.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что пользуясь различными видами занятий и различным подходом к оценке работ можно воспитывать у школьников эстетическое отношение к изобразительному искусству.
Я стараюсь учитывать реальные условия в каждом классе и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинство и интересы каждого из них.
Всё время передо мной стоит задача - научить любить красоту, воспитывать вкус и фантазию. Наблюдать природу у которой можно много позаимствовать. Читать литературу по искусству.
Конечно, одна наука не решает дела. Ещё Чистяков П.П. писал: «Искусство не есть наука, искусство пользуется наукой, искусство должно уметь законы и знания применять к делу, на то оно и есть искусство - умение». Более того, «искусство - умение» заключается не только в умении пользоваться инструментами и материалами, наиболее эффективными приёмами работы, то есть владеть мастерством, чему можно обучиться в школе.
Из своего опыта я заметила, что когда с детьми занимаешься, то на ряду с техническими приёмами, вольно или невольно склоняешь детей к своей «школе».
Это не означает, что они становятся только подражателями. Индивидуальность, личные творческие склонности и способности детей проявляются достаточно ярко. Но «школа», которую они проходят под руководством наставника, его отношения к работе, труду, тон, нравственно - эстетический климат, в котором осуществляется передача ученикам собственного опыта и знаний, значит очень много.
Большое значение для учителя имеет участие его учеников в общешкольных олимпиадах, и особенно, если это участие подтверждается присуждением призовых мест. Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией или помогает в дальнейшей жизни.
IV. Используемая литература:ТабаридзеМ.Д. Эстетическое воспитание школьника. М., «Педагогика». 1988г.
Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., «Просвещение». 1984г.
Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительного искусства (Межвузовский сборник научных трудов). Ростов-на-Дону. 1998г.
Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., «Просвещение». 1999г.
Программно-методическиематериалы изобразительного искусства. М., «Дрофа». 2010г.
Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы (материалы всероссийской научно-педагогической конференции). Ростов-на- Дону. 2001г.
V. Приложения:Приложение 1- детский рисунок
Приложение 2- сравнительный анализ
Приложение 3 - этюд воздушной, линейной перспективы
Приложение 4 - последовательность выполнения рисунка
Приложение 5 - фрагмент урока
Приложение 6 - фрагмент урока
Приложение 7 - натюрморт







Фрагмент урока:
Рисование с натуры: «Цветы осени»
Вводная беседа.
«Тем, что я стал художником
я обязан цветам».
К. Моне.
В начале беседы провожу игру – проверку «Знаю и помню» для выяснения характерных и выразительных особенностей цветов.
- Какие осенние цветы вы знаете?
- Какие цветы бывают по форме?
- Какие они бывают по размеру?
- Где растут цветы?
- Для чего нужны цветы? и т. д.
А теперь попытаемся угадать, о каких цветах идет речь.
Белые горошки Золотой растет цветок
На зеленой ножке. Под моим оконцем,
(ландыши) Словно строки, стебелёк,
Голова как солнце.
Золотой и молодой(подсолнух)
За неделю стал седой
А денёчка через два На лугу и в поле
Облысела голова. Мы его встречаем
Спрячу – ка в карманчик Лепесточки белые
Бывший … (одуванчик) Мы на нём считаем,
Сердцевинка жёлтая
Есть один такой цветочек У цветка того,
Не вплетёшь его в венок Будто крошка – солнышко
На него подуй слегка Забралась в него.
Был цветок – и нет цветка! (ромашка)
(одуванчик)
Каждый художник своеобразен и неповторим. Когда художник рисует цветы, каждый лепесток и травинку – как драгоценность, как неповторимое в своей индивидуальной красоте творение природы. Чувствуется, что душа художника там – в напоенном ароматами цветов летнем дне. В работах столько любви и любования «живым чудом», что сразу понимаешь почему многие стараются пройти через это. У каждого художника свой подход к изображению предметов, одни стараются отобразить спокойную, уравновешенную композицию, другим важно сделать предметы прежде всего такими, какими они бывают в натуре, цвет соответствует их настроению.
Приложение 5
Фрагмент урока:
Рисование с натуры: «Цветы осени»
Подведение итогов.
В процессе просмотра детских работ я стараюсь выделять самые интересные, оригинальные рисунки. Одновременно поощряю все остальные работы, находя в каждой что-то свое необычное и своеобразное, хотя и работа в целом может быть и не совсем успешной. Учу и детей подмечать такие моменты в работе: - что вам нравится в этом рисунке?
- нравится ли вам, как нарисован этот фрагмент? и т.д.
Главное чтобы абсолютно все почувствовали удовлетворение от пройденного урока и желание к последующим. Когда дети видят свою работу на расстоянии, в их глазах появляется удовлетворение, неожиданность и одновременно восторг собственных достижений.

Приложение 6