Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области ПОЗНАНИЕ (Формирование целостной картины мира) с элементами экспериментирования для детей второй младшей группы «Как получается дождик»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №64 «МАЛЫШОК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
141103 МО, г. Щёлково-3, ул. Институтская, д.13 тел. 8 (496) 259-54-50,
e-mail:mbdou.malyshok64@mail.ruКонспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области
ПОЗНАНИЕ (Формирование целостной картины мира) с элементами экспериментирования
для детей второй младшей группы
«Как получается дождик»
Воспитатель Капустина Т.Н.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по области Познание (Формирование целостной картины мира) с элементами экспериментирования для детей второй младшей группы
Тема: Как получается дождик
Задачи:
Образовательная:
- объяснить, как получается дождь;
- учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии);
- повторять названия цветов (синий, желтый, красный), понятия «много - мало», «большой - маленький».Развивающая:
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- побуждать детей экспериментировать;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
Воспитывающая:
- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату;
- воспитывать аккуратность в работе;
- способствовать созданию у детей радостного настроения.
Материалы и оборудование:
- комплект для экспериментирования   по количеству детей: губки, два цветных стакана с разным количеством воды, салфетки для рук;
- комплект для рисования по количеству детей: восковые мелки, альбомный лист с большой тучкой и альбомный лист с маленькой тучкой; мольберт для образца;
- аудиозаписи «Шум дождя», «Проливной дождь», голубые шары - капли, игрушка Зайчик, атрибуты для игры (тучка и капельки из картона).
Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, подвижная игра «Тучка и капельки».
Словарь: капает, льется, проливной дождь.
Ход занятия: Дети  встают перед воспитателем полукругом.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас.  Ребята, сегодня у нас в гостях наш любимый друг Зайчик. Давайте мы улыбнемся  Зайчику, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Зайчик замерз на прогулке, даже шапочку надел. Как вы думаете, почему ему стало холодно?
Дети: ( На улице холодно, осень пришла).
Воспитатель: Ребята, а какие приметы осени вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Осенью часто идет дождик. Давайте вспомним, какие дождики мы знаем.
Логоритмика «Сколько знаем мы дождей»:
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой – дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем, что звучит?
Включается аудиозапись со звуками дождя. Дети слушают и отвечают.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете,  откуда берется дождик?
Дети: (С неба капает, из тучки)
Воспитатель: Правильно, из тучки.

Сюрпризный момент: вносятся две тучки из голубых воздушных шаров (большая и маленькая).
Воспитатель: Ребята, у нас появились тучки, может пойти дождик, попробуем сделать дождик сами. Нашему другу Зайчику будет интересно посмотреть, как появляется дождь. (Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с губками, стаканы с водой)
Воспитатель: Настя, скажи, пожалуйста, что у нас на тарелочках?
Настя: Губки.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка?
Дети: (кирпичик, на тучку).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет? (Дети берут губку-тучку и сжимают  в руке).
Воспитатель: Почему не идет водичка?
Дети: (нет в ней водички, губка сухая).
Воспитатель: Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало  капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите  свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по 2 стаканчика. А какого цвета стаканы?
Дети:(1 стакан желтый, другой – красный).
Воспитатель: Молодцы, правильно. А сколько воды в желтом стаканчике, ребята?
Дети: (немножко, мало).
Воспитатель: А в красном стаканчике?
Дети: (много).
Воспитатель: Правильно. В желтом стаканчике мало воды, а в красном – много. Возьмите желтый стаканчик и вылейте воду  на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?
Дети: (начнет капать вода).
Воспитатель: А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. (Дети проверяют свои предположения опытным путем).
Воспитатель: Получается дождик. Маша, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
Маша: Слабый.
Воспитатель: Положите губку-тучку опять на тарелочку.  Возьмите красный стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?
Дети: (польется много воды).
Воспитатель: А почему много воды польется?
Дети: (потому  что губка пропитала много воды).
(Дети проверяют свои предположения).
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!  Капельки становятся  слищком тяжелыми  для тучки и выпадают дождем. А теперь какой дождь получился?
Дети: (большой; сильный).
Воспитатель: Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной.
Воспитатель: Ребята, берите свои губки – тучки, подходите к центру воды и песка.
Дети опускают губки в воду по очереди, отжимают их на песок.
Воспитатель: Видите, как тучка поливает песок: был он сухой, а стал влажный.
Воспитатель: Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.  Теперь давайте мы с  Зайчиком  поиграем.  Игра называется «Тучка и капельки»
Подвижная игра «Тучка и капельки». Дети-капельки, воспитатель-туча.
Воспитатель: Дети – капельки летите.
И всю землю напоите. (дети бегают врассыпную).
Собрались капельки и потекли ручьем.
Бежит ручей, журчит ручей.
По камушкам - динь, динь. (дети подпрыгивают)
По корягам - буль, буль. (дети прыгают с продвижением вперед)
По осоке - ш-ш (дети передвигаются « паровозиком»).
Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились.
И к маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю).
Воспитатель: А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем для Зайчика дождь. 
Воспитатель: Ребята, что вы видите на своем листочке?
Дети: (голубая тучка).
Воспитатель: Тучка большая или маленькая?
Дети: (большая)
Воспитатель: Правильно. Из большой тучки будет идти, какой дождь?
Дети: (сильный)
Воспитатель: Правильно, сильный, проливной. А теперь все возьмите  голубой мелок тремя пальцами так, чтобы он находился в вертикальном положении. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе сплошные линии, не отрывая мелка от листа.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какие тучки на других листах
Дети: (маленькие)
Воспитатель: Из маленьких тучек, какой дождь пойдет?
Дети: (мелкий)
Воспитатель: Правильно, слабый, мелкий дождик. Нарисуем и его.
Дети рисуют, проговаривая «кап, кап, кап», пунктирные линии. 
(Воспитатель на мольберте рисует сильный и слабый дождь).
(Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения. Воспитатель:
1. Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, воду лей!
На цветочек, на листок.
Кап, кап, кап!
Тучка в небе синяя, - капай дождик сильный!
2. Русская народная попевка «Дождик».
Дождик, дождик, пуще.
Дам тебе гущу.
Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.
3. Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
Лучше капай на грибы,
Чтобы выросли они!
Заключительная часть.
(Выставка рисунков).
Воспитатель: Посмотрите,  ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Зайчику очень нравятся ваши работы, а вам нравятся? (Дети: «Да!») Молодцы!
Воспитатель: А теперь, скажите-ка мне, что вы узнали про дождик вместе с   Зайчиком?
Дети: (дождик берется из тучки; бывает сильный дождь и слабый дождик ).
Воспитатель: Правильно! А давайте свои рисунки мы подарим  на память Зайчику. А вам, ребята, я подарю капельки – шарики.