Конспект урока по русскому языку на тему Письмо другу о родном крае (5 класс)

Разработка урока: «Письмо другу о моем крае»
Цель: формировать грамотную личность.
Задачи:
Обучающая:
1. Научить детей правильно писать личные письма, соблюдая все правила эпистолярного жанра. 2. Развивать умение и навык правильного изложения материала, грамотного письма, формулировать свои впечатления, осмысливать проблемы, связанные с конкретными событиями в повседневной жизни. 3. Научить использовать при письме средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение)
Развивающая:
1. Развивать у детей умение передавать свои эмоциональные чувства (радость, сопереживание, участие, интерес) при помощи письма другим людям. 2. Развивать интерес к истории, природе и людям родного края. 3. Развивать личные качества учеников: трудолюбие, старание, терпение в жизни, чувство собственного достоинства, желание учиться в школе.
Воспитывающая:
1. Воспитывать достойного гражданина своей малой Родины, России. 2. Формировать активную жизненную позицию, чувство сопереживания и сопричастности ко всему, что происходит рядом. 3. Воспитывать уважение, почитание старших и пожилых людей, к дому, семье. 4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру: людям, животным, природе.
Оборудование:
карта Пензенской области,
презентация «Село мое родное»
чистые конверты
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. На доске записаны пословицы.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Давайте их прочтем и скажем, что между ними общего. (Ответы детей)
Верно. Одна из тем нашего урока «Друг и дружба».
2. Постановка проблемы, тема урока.
Подводящий диалог. На доске записан текст стихотворения. Закрыты слова (письмо, ящик).
Письмо само никуда не пойдет, но в ящик его опусти Оно пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Нетрудно письму увидеть свет: ему не нужен билет. На медные деньги объедет мир, заклеенный пассажир.
 - О каком пассажире идет речь?   - Почему этому пассажиру не нужен билет?   - Как понимать выражение «нетрудно увидеть свет»?   - Почему пассажир заклеенный?   - Какие слова можно написать и вставить в текст?   - Из какого стихотворения С. Я. Маршака взят этот отрывок? «Почта»
Учитель открывает слова, и ученики читают стихотворение выразительно.
 - Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?
Верно. Сегодня мы будем учиться правильно писать и оформлять письма, последовательно излагать свои мысли, впечатления, использовать при письме средства выразительности.
Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем. Они бывают разные: поздравительные, дружеские, деловые, информационные, благодарственные.
  - Как вы думаете, для чего люди до сих пор пишут друг другу письма, когда есть телефон, телеграф, компьютер?
Правильно. Несмотря на бурное развитие техники, очень ценным остается живое общение, при помощи которого мы можем передать наши мысли, чувства, переживания. Ведь писать письмо совсем не просто. Это целое искусство, написание писем это эпистолярный жанр. Главное научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов. Слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательным к словам, чтобы случайно не обидеть человека. Сердитое письмо лучше не писать. Письмо нужно писать на чистой бумаге, четким почерком, аккуратно. Какого бы рода ни было письмо, в конце ставится подпись.
Сейчас прочитайте отрывки из писем и найдите в них допущенные ошибки.
У меня сейчас хлопот полон рот. Я сломя уши бегу в школу. На уроке я считаю синиц и отвечаю невпопад. Когда я прихожу из школы. У меня ежовый аппетит. Ребята целый день бьют баклуши, гоняют лодыря и ловят мух.
В чем заключаются ошибки?
Чтобы вам не допустить таких ошибок при написании своих писем, я предлагаю пользоваться памяткой.
3. Памятка написания писем.
Вспомним правила написания писем. При написании письма можно воспользоваться памяткой, которая отражает структуру письма.
(Памятка выдается детям, испытывающим трудности в обучении).
Памятка.
Зачин: место и дата написания, приветствие, обращение.
Информационная часть: основная информация, которую нужно передать
Концовка: итоговые фразы: До свидания! Всего хорошего! С благодарностью к Вам, приветы знакомым и близким, просьбы.
Прежде чем писать, Вы должны подумать, каким у вас будет текст письма: описание, рассуждение или повествование.
Вспомните правила написания делового, официального и личного письма.
Вспомнить написание слов: привет, до свидания, здравствуйте.
В письме не должны неоправданно повторяться слова. Например: Жили у меня старый добрый пес Полкан и кошка жила.
Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься является обращением , всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком. Например: Здравствуй, Миша! Как у тебя дела, Саша?
Каждую новую мысль нужно писать с нового абзаца и новой строки.
Тот, кому Вы пишете письмо, кому его адресуете, называется - адресат. Если Вы пишете письмо взрослому человеку, то слово Вы надо писать с большой буквы. Этим вы подчеркиваете свое уважение к старшему.
В написании письма используйте средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение).
Когда Вы пишете письма, помните, что у всех людей увлечения разные, поэтому не используйте в письме слова, значения которых твой адресат может не знать.
Правильно используй фразеологизмы.
4. Новый материал.
Ребята, отгадайте ребус. Р1а. Правильно, Родина. Это слово очень короткое, а какое дорогое каждому. А как еще можно назвать это слово? Русь. Это слово пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У этого слова много значений. Подберите родственные слова!
Русь, русские, Россия, россияне.
Почему слова являются словами – родственниками?
Правильно! У них один корень. Эти слова можно представить одним большим дубом. Дуб могучий, большой, у него огромный корень, а это значит, его тяжело сломить, вырубить.
Кто такие русские? Что такое Россия? Кто такие россияне?
Наша Большая Родина – это Россия, а сердце России – город Москва. Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все для нас родное. Зовут матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку. Как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов».
Кто знает, что такое малая Родина? Есть на карте нашей Родины незаметная точка. Точка – село Новые Забалки. Это наша малая Родина.
Есть у каждого из нас
Милый уголок(
Поле, лес, родимый дом
И родной порог.
И куда б ни ехал ты,
В любую из сторон,
Тебя повсюду и всегда
Сопровождает он.
Для меня всего родней
Роща у крыльца,
Средь березовых ветвей
Первый треск скворца.
Листьев шелест, шум воды,
Сосен стройные ряды,
Белый снег, капели звон,
И леса со всех сторон.
Дети мы своей земли,
Мы - ее опора.
Мы должны ее спасти
От горя и раздора.
Чтобы эта красота
Вовеки не увяла.
Чтоб цвела моя земля,
И еще краше стала.
Чтоб ответить мы могли,
Если б нас спросили(
- Дети вы какой земли?
- Мы живем в России.
Так написала о нашем селе моя дочь Кохтырева Алина. Село Новые Забалки – это наша малая Родина, наш общий дом. Дом - это семья, родные, это очаг. Дом – это то место, куда тянет каждого человека, где бы он ни находился, потому что в доме тепло и уютно, потому что в нем есть родные. (Просмотр презентации «Село мое родное»)
Все мы очень гордимся своей мало родиной, людьми, которые здесь живут. У нас возникает желание поделить ся этим чувством с кем-то еще, поэтому мы берем в руки ручку и начинаем писать. А с кем проще всего делиться мыслями? Конечно с другом. Поэтому мы тоже с вами будем писать письмо своему лучшему другу.
Если вы обращаетесь к другу, то какими словами начнете свое письмо?
А если вы обращаетесь к взрослому человеку или это официальное письмо?
О чем вы захотите рассказать своему другу? Какими мыслями и переживаниями поделиться?
5. Заключение. Ребята, почти в каждом письме могут стоять две буквы Р. С. Это означает, что автор письма хотел бы поделиться еще одной важной мыслью. Обычно после таких букв человек, который пишет письмо, дописывает то, что он не успел или забыл написать в основном письме. Иногда в этой заключительной части находится самая интересная и полезная информация.
Итак, письмо написано. Что нужно сделать с ним дальше?
Верно. Мы вложим его в конверт. А что еще нужно сделать, чтобы ваше письмо дошло до адресата? Вот послушайте отрывок из рассказа «Ванька» и скажите дойдет ли письмо мальчика до дедушки. Почему?
Помните! На любом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: индекс, название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также должно быть написано кому адресовано письмо. Чужие письма без разрешения читать категорически запрещается.
Перед вами на парте лежат конверты. Сейчас каждый из вас по указанному на доске образцу подпишет свой конверт так, как будто он пишет его своему лучшему другу.
Итак, конверт готов. Осталось теперь только написать другу письмо. Этим мы с вами сейчас и займемся.








Работа «Разработка урока письма»








Работа Кохтыревой Галины Николаевны
Дата рождения: 29.09.1972 г.
Домашний адрес:
442340 Пензенская область Городищенский район с. Новые Забалки ул. Молодежная д.4
Место работы: МОУООШ с. Новые Забалки учитель
Адрес места работы:
442340 Пензенская область Городищенский район с. Новые Забалки ул. Школьная д.4

15