Конспект урока окружающего мира на тему: Животноводство в нашем крае (4 класс)



Конспект урока
по окружающему миру
по теме: «Животноводство
в нашем крае»
в 4 классе
МБОУ «Вишенская СШ»
Учитель: Ватулёва Е.И.
Урок окружающего мира 4 класс
Тема: «Животноводство в нашем крае»
Цели: Сформировать представления учащихся о животноводстве как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека. Познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем крае.
Задачи:
Изучить особенности разведения и содержания домашних животных.
Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать в работе полученные знания.
Воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: знать отрасли животноводства в республике, понимать зависимость развития отраслей от особенностей природных условий;
уметь различать породы домашних животных, иметь представление о работах по уходу за домашними животными.
Метапредметные: П. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. - соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи. Использовать речь для регуляции своего действия
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
Личностные: Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия: животноводство, отрасли животноводства
Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, работа в группах, игровые технологии, ИКТ тенологииРесурсы:
- А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.;
- А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1;
- презентации к уроку, подготовленные учащимися;
- презентация учителя.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
Друзья мои, я очень рада
Быть вместе с вами
Для меня уже награда-
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестим же шпаги наших мнений,
И вместе проведем урок!
II Актуализация опорных знаний
1.Кроссворд (слайд 1)
к у к у ру за
к а рт о шк а про с о т о м а т ыг ре ч и ха пше ни ца к л у б ни к а ч е с но к с л и в а фа с о л ьг л а ди о л у с ыо в с я нк а т юл ьпа нт ык в а с м о ро ди на 1.  В этих жёлтых пирамидках сотни зёрен аппетитных.
(кукуруза)
2. Растение, которое в народе называют « вторым хлебом» (картофель)
3. Из зерен этого растения получают крупу пшено (просо)
4. Красный, детки, но не мак, в огороде - не бурак, сочный лакомый синьор. Угадали?
(помидор, томаты)
5. Из зерен этого растения варят гречневую кашу (гречиха)
6. Из муки, полученной из зерен этого растения, пекут батоны и плюшки (пшеница)
7. Это растение-родственник лесной земляники (клубника)
8. Этот овощ называют «змеиной травой». Он отпугивает змей (чеснок)
9. Плод этого растения синего цвета, растет на дереве (слива)
10. В огороде хоть росла, знает ноты "соль" и "фа". (Фасоль)
11. Он похож на колосок - многоцветен и высок, только странный он чуток – вместо зернышек – цветок. ( гладиолусы)
12. Растение-лакомство лошадей (овсянка)
13.Растение, получившее свое название от персидского слова «тюрбан»- чалма (тюльпан)
14. В огороде - жёлтый мяч. только не бежит он вскачь, он как полная луна. вкусные в нём семена (тыква)
15. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. ( смородина).
- Какое ключевое слово получилось? (растениеводство)
-Перечислите отрасли растениеводства.
2.Работа в группах:
Распределите растения из кроссворда по отраслям, заполнив таблицу:
полеводство овощеводство плодоводство цветоводство
- Расскажите, какую роль играют отрасли растениеводства в жизни человека.
Игра «Интервью». Один из учащихся задаёт в микрофон наводящие вопросы, остальные отвечают (Например: Важна ли отрасль плодоводства? Какое значение она имеет для человека? Почему? и т.д.)III Формулирование темы урока, постановка цели
-Как вы считаете, без кого человек не сможет обойтись в своей жизни?
-Чем ещё занимается человек?
-Как называется эта отрасль? (животноводство)
-Как можно сформулировать тему нашего урока: Животноводство в нашем крае.
Слайд 3.
-На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
-
- Что представляет собой отрасль сельского хозяйства животноводство?
- Каких животных разводят?
- Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?
-Какие профессии можно встретить в данной отрасли?
IV. Изучение нового материала
1.Совместное открытие знаний
- Что же сообщат нам о слове “животноводство” словари разных авторов.
Работа в группах
1группа работает со словарем Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный
ЖИВОТНОВО́ДСТВО ср. - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для получения животноводческой продукции.
2 группа работает со словарём С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
ЖИВОТНОВО́ДСТВО, -а, ср. Отрасль сельского хозяйства разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчёл и др. | прил. животноводческий, -ая, -ое Продуктивное животноводство. Животноводческий комплекс. Животноводческая ферма.
3 группа работает со словарём Д.Н. Ушакова Большой толковый словарь современного русского языка
ЖИВОТНОВО́ДСТВО, животноводства, мн. нет, ср. (·книж.). Разведение полезных в сельском хозяйстве домашних животных.
| Наука, посвященная вопросам разведения сельскохозяйственных животных; то же, что зоотехния.
-Каких животных разводит человек?
2. Работа в группах.
-Животноводство – это большая отрасль сельского хозяйства, она делится на несколько частей. Давайте определим, на какие отрасли делится животноводство. Слайд 4
Работаем в группах. С помощью учебника и фотографий узнайте, какие это отрасли, подготовьте ответ-сообщение по карточке с планом ответа:
Слайд 5
1.Название отрасли.
2.Выращиванием каких животных занимается отрасль, её специфика.
3.Какой продукт используется человеком.
4 Какие породы отрасль животноводства выращивает в нашем крае .
5. Информация из дополнительных источников
(каждый из детей готовил сообщение по одной из отраслей, особое внимание породам нашего края, с презентациями)
1гр. Разведение крупного и мелкого рогатого скота (уч.с.197) Слайд 6-7
Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова)
Свиноводство (с. 198) Слайд 8
Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок,Пятачок деревянный, а крючок вертлявый. (Свинья)

2гр. Коневодство (с.198-199)
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (Лошадь) Слайд 9-10
Кролиководство (с.199-200)
Разных расцветок бывает,
Ушки стоят иль свисают,
Капустку, морковку грызёт,
И в клетке просторной живёт! Слайд 11-12
3гр. Птицеводство (200-201) Слайд 13-16
Мы хозяйственные птички!
По утрам несём яички
Людям к завтраку, а днём
Ходим, что-нибудь клюём.
(куры)

Пчеловодство (с.201-202) Слайды 15-19
В тельняшках, да не моряки,Жужжат, да только не жуки,Ужалить могут, но не змеи, -Подсказок больше не имеюИ, думаю, и так ты знаешь,О ком загадка, и сам скажешь.(пчела)
Рыбоводство Слайд 20-23
Дом его - заросший пруд,Где лягушки в такт поют,Он бывает золотой,Но обычно он - простой. (карп)
IV Физкультминутка:
Наш гусак встаёт на зорьке.
Он к реке сбегает с горки.
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку:
Для начала бег на месте,
Крылья – врозь, а лапки - вместе.
Упражненье для хвоста,
А потом бул –тых с моста.
Он плывёт на середину,
Моет лапки, чистит спину,
Крякнул селезень: - Кря! Кря!
Физкультурник наш гусак!
V.Закрепление изученного
1. Беседа
-В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете, почему? (Наша страна расположена в разных природных зонах, значит, есть разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В различных природных зонах разная растительность и разные животные) -А как вы думаете, в нашем крае, какие отрасли более развиты?
2. Игра «Угадай-ка»
- Я показываю продукт, а вы называете отрасль животноводства.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради. (С.90 №2)
4.Беседа
- Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали? (следить за здоровьем, ухаживать, кормить)
- Из чего может состоять корм? (растения)
-А чем служит переработка пищи животных для растений? (удобрением)
-Значит, с какой отраслью с/х связано животноводство? (растениеводство)
- Животному, как и за человек, нужен уход и внимание.
-Как называют людей, которые занимаются разведением домашних животных? (животноводы)
- Какие профессии животноводов вы знаете? (зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, конюхи, свинарки, пастухи, птичницы) Все они вносят повседневно большой вклад в сельскохозяйственное производство. Это люди, добросовестно относящиеся к труду, искренне любящие свое дело.
VI. Подведение итогов
1.Игра «Интервью»
2.Беседа
- Легок ли труд животноводов?
-Почему профессия животновода трудна? (приходится много работать, плохие условия, работа в холоде, подвоз кормов, кормление животных, уборка за животными)
VII Домашнее задание
1. Составить мини – сочинение: письмо в министерство сельского хозяйства о трудностях работы и проблемах животноводов. Предложения по решению проблем.
«Обращение животноводов к президенту России об изменении отношения к проблемам животноводства».
2.Прочитать текст на с.195-203 учебника. Ответить на вопросы
3.Выполнить задание 3 в рабочей тетради.
VIII. Рефлексия
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
«Сегодня на уроке я скажу спасибо … за…»