Методическая разработка урока по химии на тему: Белки как объекты нанотехнологий

Краевое государственное образовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики» города Железногорска Красноярского края

Селезова Екатерина Викторовна
Учитель химии

Красноярский край, г. Железногорск, 2015 год

Представлена методическая разработка урока по теме: «Белки как объекты нанотехнологий». В работе приведена методика урока, разработанная в соответствии с ФГОС нового поколения с указанием УУД учащихся, которые формируются на каждом этапе урока. Особенности данного урока это использование на уроке информационных средств обучения, таких как компьютерные презентации; интерактивные тесты, созданные в тестовых оболочках Краб2 и Hot Potatoes; 3D-модели молекул. Также на уроке применен исследовательских подход к поиску новых знаний, через логические экспериментальные задачи и химический эксперимент.
Методическая разработка направлена на популяризацию знаний учащихся о нанотехнологиях, через изучение о белках как объектах наномира.
Предложенные методические приемы, позволяют включить в работу каждого ученика. Заинтересовать самим процессом работы. Создается ситуация успеха. А это еще одна составляющая данного урока, которая позволит мотивировать на работу.
Данная методическая разработка указывает на приемы работы, стиль изложения материала учитель может выбрать сам.



Методическая разработка урока по химии на тему:
"Белки как объекты нанотехнологий"
Нанотехнологии это технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов, это технологии, дающие возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах, складывать из них, как из кубиков, устройства и механизмы. Нанотехнологии впитали в себя самые последние достижения физики, химии и биологии.
В настоящее время сотни организаций во многих странах занимаются вопросами, связанными с нанотехнологиями и с их применением для получения продукции широкого профиля. Публикуются сотни статей и монографий, проводятся десятки конференций. Однако практически отсутствует информация о нанотехнологиях и их применением в образовательном процессе.
Поэтому необходимо проводить популяризацию нанотехнологий среди школьников общеобразовательных школ.
Популяризация данного направления может быть реализована как в рамках учебной нагрузки, так и вне урочное время.
Данная методическая разработка направлена на популяризацию знаний учащихся о нанотехнологиях, через изучение о белках как объектах наномира.
Цель: Дать понятие учащимся о белках как об объектах нанотехнологий.
Задачи:
Образовательные:
Дать понятие учащимся о нанотехнологиях и основных объектах нанотехнологий.
Сформировать знания учащихся о белках как об объектах наномира, их получении, физических и химических свойствах, их превращении в живом организме (с использованием компьютерной презентации на тему: «Белки как объекты нанотехнологий»).
Продолжить обучение учащихся работать с химическим оборудованием и химическими веществами, при проведении экспериментально-исследовательских работ по группам.
Продолжить обучение учащихся работать с компьютерными тестами.
Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, память (при просмотре компьютерной презентации, при изучении свойств, получении, превращении белков).
Развивать умение сравнивать (например, сравнение качественных цветных реакций на белки).
Развивать информационную культуру (при просмотре презентации на тему: «Белки как объекты нанотехнологий», при работе с интерактивными моделями по биосинтезу белка), а также продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации (при выполнении тестовых заданий и интерактивного кроссворда по теме: «Белки»).
Научить учащихся обобщать и делать выводы (при выполнении лабораторной экспериментально-исследовательской работы по группам).
Воспитательные:
Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении и роли белковых веществ в нанотехнологиях.
Словесные (беседа, объяснение, рассказ).
Наглядные (компьютерная презентация, плакат по строению белков).
Практические (демонстрация опытов, проведение экспериментально-исследовательских работ по группам, решение познавательных задач с практическим содержанием).
Планируемые результаты:
Предметные:
-продолжить формировать систему предметных знаний;
-продолжить формирование умений владеть терминологией;
-сформировать способность применять знания для практических задач;
-создать условия для выявления свойств белков посредством решения экспериментальных задач.
Метапредметные:
-научить планировать собственную деятельность;
-формировать умение определять последовательность действий, определять способы решения задач, средства их реализации;
-выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента;
-строить логическую цепь рассуждений;
-развивать умение использовать в учебных целях текстовую информацию;
-научить осуществлять контроль и оценку своей деятельности.
Личностные:
-продолжить формирование мотивации к обучению и познанию, способности к самореализации в учебной деятельности, в том числе через ученический химический эксперимент;
-способствовать проявлению интереса к изучению нового;
-продолжить формирование умения планировать индивидуальную и групповую работу на уроке, умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников, достойно обмениваться при работе и аргументировать свое мнение;
-сформировать устойчивый интерес к поиску решения проблемы;
-саморазвитие и самосовершенствование;
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний (2 часа по 45 минут).
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы проведения урока. При выборе методов проведения урока учитываются типы темперамента учащихся и каналы восприятия информации. Совместно с психологом подготовлены данные об учащихся, которые используются при планировании урока
Словесные методы (замечания учителя, устные ответы учащихся, представление учащимися индивидуальных проектов). Вовлекаются в работу: сангвиники, флегматики, меланхолики, аудиалы).
Практические методы (работа с учебником, работа с компьютером, работа с интерактивными тестами, созданными в тестовых оболочках Краб2 и Hot Potatoes, работа с 3D-моделями молекул, практический химический эксперимент, работа с тетрадью). Вовлекаются в работу визуалы, кинесеты, сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.
Проблемно-ситуативный метод (формулировка темы урока, постановка цели урока учащимися, формулировка проблем изучаемого материала и их решение). Метод рефлексии (проверка правильности выполнения заданий при повторении изученного материала и изучении нового материала) Вовлекаются в работу аудиалы, сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.
Метод воспитывающей ситуации. Ученики дают оценку ответа своих товарищей, т.е. находятся в ситуации выбора. Сангвиники, флегматики, холерики, аудиалы наиболее активны будут при словесной оценке и оценке письменного задания. Меланхолики, визуалы, кинестеты – при проведении проверки практической работы.
Методы стимулирования – поощрение учителя, оценка товарищей, отметка учителя.
Оборудование и материалы: компьютер, ноутбуки, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование, электронный микроскоп, набор продуктов питания.
Учебник: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углуб. изучением химии/ М.: Просвещение, 2005.

Ход урока
УУД, которые формируются на этапе урока

Организационный момент
Мотивация учащихся к деятельности
Учащиеся разбиты на группы.
На партах ноутбуки (или планшеты), электронные микроскопы. На столах распечатаны материалы к уроку.
Класс оформлен плакатами по теме: «Белки»; на демонстрационном столе образцы белковых пищевых продуктов: молоко, кефир, мясо, рыба, дрожжи; на экране 1 слайд презентации с названием темы урока. Положительный настрой на изучение темы

Личностные: действие, смыслообразование, взаимное уважение, учебная дисциплина, готовность к учебно-познавательной деятельности.
Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные: настрой на сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап проверки домашнего задания
Ученикам заранее предлагается повторить тему “Аминокислоты”.
Несколько учащихся работают с ноутбуками (планшетами), с тестовыми заданиями по теме: «Аминокислоты».
Тест по теме: «Аминокислоты». (Тест создан в интерактивной тестовой оболочке – Краб2). Система оценивания автоматическая.

С остальными в классе идет беседа по вопросам.
Перед проверкой домашнего задания, всему классу учитель предлагает подготовиться к оценке ответов товарищей. Для оценки ответа три параметра: соответствие ответа заданному вопросу, полнота ответа, последовательность ответа. Ученики начинают оценку со слов: «я считаю, ответ был». Если во время ответа, не прозвучала вся информации, были допущены ошибки или нарушена логичность ответа, то ученик, который оценивает ответ, должен на это указать. Работа ребенка, оценивающего ответ, также оценивается учителем и будет поставлена отметка в журнал. Это необходимо, чтобы все учились слушать ответ. У учеников в это время происходит очень важная работа: он должен услышать, что говорит его одноклассник, сравнить со своими знаниями, понять, есть ли ошибки в ответе, все сказано или что-то пропущено. И хотя отвечать будет один ученик, весь класс в это время должен напряженно работать. На первый взгляд кажется, что это очень просто. Но для развития ребенка такая работа более важная, чем научится просто пересказывать материал. Учить оцениванию ответа - очень важная часть технологии урока.

Регулятивные: самоанализ, самоконтроль, самоорганизация.
Познавательные: способность определять закономерности.
Личностные: развитие качеств максимально развивающих ученика.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности




IV. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

План:
1. Определение
2. Биологические функции
3. История открытия и изучения белков
4. Состав и строение белков
5. Классификация белков
6. Физические свойства белков
7. Химические свойства белков
8. Превращение белков в организме
9. Биосинтез белков
Объяснение нового материала происходит с применением компьютерной презентации на тему: «Белки как объекты нанотехнологий»

(Данный этап более подробно описан далее в тексте)
Познавательные: новые знания, сравнение, анализ, умения структурировать знания, умение выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение работать в группе, взаимодействие с учителем во время фронтальной беседы, слушать собеседника.
Регулятивные: прогнозирование, коррекция, контроль ответов одноклассников.
Личностные: развитие, саморазвитие, самосовершенствование.

Этап первичного закрепления новых знаний и способов деятельности


Учитель: Ну, что же вы сегодня очень хорошо поработали, теперь давайте еще раз вспомним, все то о чем мы с вами говорили. И я вам предлагаю решить познавательные задачи с практическим содержанием.
Многие методы химии и химической технологии выросли из древних приемов «кухонных дел мастеров». Не зря немецкий физикохимик Вильгельм Фридрих Оствальд в свое время заметил, что «каждый химик должен протянуть руку кухарке и пожать ее как своему коллеге». Кулинарные операции, состав и свойства распространенных компонентов пищи не объяснишь без знания химии.
5 группа работа с решением этих задач, поэтому решение задач основано на высказываниях и выводах учащихся этой группы.
Тест по теме: «Белки». Компьютерное тестирование учащихся по выбору несколько человек. (Тест создан в интерактивной тестовой оболочке – Краб2). Система оценивания автоматическая.
Кроссворд по теме: «Белки». Интерактивный кроссворд, разгадываем вместе со всеми. (Тест создан в интерактивной тестовой оболочке – Hot Potatoes).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учитель предлагает заполнить специально разработанную форму, для осознания учениками своей работы на уроке. Выставляются отметки (на уроке их может быть несколько – и индивидуальные ответы и работа в группах, и работа с тестами).

Познавательные: умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка-выделение и осознание того, что уже сделано и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

V. Домашнее задание

§45-46, вопросы после §.
Творческие задания (по желанию):
1. Рефераты об использовании нанотехнологий, об использовании других веществ в мире нанотехнологий.



VI. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: Итак, ребята наш урок подходит к концу. Вы сегодня на уроке очень хорошо поработали. Молодцы!


IV. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
“Белки, жиры и углеводы, Пройдут века, эпохи годы, К вам мы прикованы на век, Без вас немыслим человек”
Вопрос к учащимся: Проанализируйте это высказывание.
Учащиеся анализируют и приходят к выводу что белки – жизненно важные элементы всего живого.
Учитель: Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основной структурный компонент тканей. Посмотрите на своего соседа. Все, что вы видите: кожа, волосы, глаза, ногти, - это белки. Костные ткани, кровь, мозг – все содержит белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме, представляют собой белки. В каждом человеке десятки различных белков. [1,2,3]
Кроме того, в век развитых нанотехнологий белки – являются неотъемлемым объектом для наноманипуляций.
Давайте попробуем дать определение белков.
Белки - это биологические полимеры, состоящие из альфа-аминокислот.



Биологические функции
Учитель: На основе собственного жизненного опыта и знаний из курса биологии вспомните, какие биологические функции выполняют белки? (Учащиеся самостоятельно ищут ответ на вопрос о функциях белков)
Компьютерный интерактивный экспресс-тест: «Функции белков». (Тест создан в программе Hot Potatoes).
Учащиеся работают в группах на ноутбуках (планшетах). Параллельно идет беседа с учителем.


История открытия и изучения белков
Учитель: Рассказ учителя об истории белков.
Доклад учащегося по теме: «Э. Фишер» (учащиеся работают с ноутбуками и ищут информацию в сети Интернет об ученом, один из учащихся предлагает краткий отчет по найденной информации)
Состав и строение белков
Учитель: Белки – высокомолекулярные соединения, т.е. это вещества с высокой молекулярной массой от 5 тыс. до миллионов а.е.м. (6500 - инсулин; 32 млн. - белок вируса гриппа). [2,3]
Долгое время представление о структуре белка ограничивалось определением последовательности чередования остатков
·-аминокислот в полипептидной цепи. И лишь широкое использование физических методов, в первую очередь рентгеноструктурного анализа, позволило получить сведения о пространственной конфигурации белков. В настоящее время различают 4 степени организации белковой молекулы, называемых структурами. [1,2,3]
Давайте более подробно изучим эти структуры. (На основе презентации учитель разбирает структуру белковых веществ)
Ф. Сенгер (учащимся предлагается найти информацию об ученом дома)
Л. Полинг (учащимся предлагается найти информацию об ученом дома)
Классификация белков
Учитель: Рассказ по презентации (демонстрация фото).
Физические свойства белков
Учитель демонстрирует водный раствор яичного белка, а также продукты питания, в состав которых входят белки. Учащиеся рассматривают раствор в микроскоп, делают фотографии.
Учитель: Предлагает исследовать раствор белка. По растворимости в воде, отношение к органическим растворителям, отношение к нагреванию. Учащиеся в группах проводят лабораторный эксперимент, делают выводы. (Поиск новых знаний)
Химические свойства белков
Перед изучением химических свойств белков учащимся предлагается провести экспериментально-исследовательскую работу по группам.
У учащихся в каждой группе свое задание, они проводят исследование, анализируют полученные результаты, делают свои выводы, которые затем предлагают для обсуждения в классе.
По группам (5 групп):
Приложение 1. Денатурация белков – постановка эксперимента по денатурации и ренатурации белков. Учащиеся делают вывод о том, какие факторы приводят к денатурации белков (сангвиники, флегматики, холерики, аудиалы). Учащиеся проводят исследование, делают фото, снимают видео (с применением телефонов, планшетов – если конечно такая возможность будет).
Приложение 2. Качественные реакции на белки – учащие делают вывод о том, какие качественные реакции на белки есть. Учащиеся проводят исследование, делают фото, снимают видео.
Приложение 3. Гидролиз белков – постановка эксперимента с фесталом. Учащиеся делают вывод о том, что при гидролизе белки расщепляются на соответствующие аминокислоты.
Приложение 4. Обнаружение белков в продуктах питания - учащиеся проводят эксперимент, используя разные продукты питания: молоко, молочные продукты (простокваша, сметана, кефир, творог и др.), муку (смесь с водой), крупу (любая крупа, размоченная или разваренная до кашеобразного состояния), бобовые (горох, фасоль, бобы, соя), размельченные мясо и рыбу, замоченные дрожжи, желатин. сухие завтраки, продукты быстрого приготовления.Затем учащиеся демонстрируют свои результаты и делают вывод о том, что белки – неотъемлемая часть пищи. [6] (холерики)
Приложение 5. Решение познавательных задач с практическим содержанием – решают задачи с практическим содержанием и делают выводы, о том, как и где, применяются и используются белки (меланхолики).
После проведения исследования 1-4 группа по очереди выходят к доске и анализируют полученные в ходе исследования результаты. Показывают свои фото и видеоотчеты.
Для ребят, которые работают быстро (холерики) дается дополнительное задание, подготовить наглядный материал. Ребята проводят исследования и работают с цифровыми ресурсами (телефон, камера, планшеты, фотоаппараты).
Давая такое задание, мы не только уравниваем темп работы учеников с разным темпераментом. Кроме того, те ребята, которые не очень любят химию, но любят работу с компьютером, заинтересуются таким видом работы. Используя такой прием, мы учитываем и интерес ребенка, и наше стремление привлечь его к изучению материала.
Также, следует сказать, что при такой организации работы, факты, которые детям нужно запомнить, повторяется несколько раз. Сначала через исследование они получают информацию, затем информация проговаривается, затем еще показывается наглядный материал. Понимание организовано для ребят со всеми каналами восприятия информации. (этап понимания) Далее идет коррекция ошибок и неточностей (если она есть в исследования и докладах учащихся).
Учитель: А как же происходит биосинтез нового белка?
Доклад учащегося о биосинтезе белков. Доклад учащегося сопровождается интерактивной 3D-моделью: «Биосинтез белка» из ЦОР: «Открытая биология. Версия 2.5.», которая проецируется на интерактивной доске.
Ну и напоследок, давайте разберемся, как белки используются в нанотехнологиях. Белки – размножаемые кирпичики. Мутагенные белки – что это такое? Как проиходит процесс мутации? Конъюгация белковых молекул с неорганическими нанообъектами.

Используемая литература:
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразоват. Учреждений с углуб. Изучением химии/ М.: Просвещение, 2005.
В.Б. Захаров, С,Г. Мамонтов, В.И. Сивоглазов. Биология. Общие закономерности: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учебных заведений. М: 2003г.
А.О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С.М.Глаголев. Общая биология: Учебник для 10-11 класса с углубленным изучением. М.: Просвещение, 1993г.
Габриелян О. С.  Химия 10 класс. М.: Дрофа, 2001
Габриелян О. С.  Химия 11 класс. М.: Дрофа, 2002
Баранова Т. А. Правильное питание. М.: Интербук, 1991








Приложение 1
Тема: Денатурация и ренатурация белков
Цель: Исследовать денатурацию и ренатурацию белков.
Опыт №1: Денатурация белков
Денатурацией белка называют комплекс необратимых изменений структуры белковой молекулы под действием физических и химических факторов, в результате которых происходит разрушение белковой молекулы до первичной структуры.
Исследуйте, какие факторы вызывают денатурацию белковой молекулы. Для этого:
Налейте в пробирку раствор яичного белка и нагрейте до кипения. Что наблюдаете?
К пробам яичного белка в пробирках по очереди приливайте растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, ацетата натрия, хлорида натрия, этилового спирта. Что наблюдаете?
Опыт № 2: Ренатурация белков
Процесс денатурации белков может быть обратимым. Процесс обратимой денатурации называется ренатурация.
К содержащемуся в пробирке раствору белка добавить насыщенный раствор сульфата аммония. Что наблюдаете? Несколько капель этого раствора прилить в стаканчик с водой. Что наблюдаете?
Сделайте соответствующий вывод по работе.
Составьте отчет (фото, видео) о проделанной работе.







Приложение 2.
Тема: Цветные качественные реакции на белки
Цель работы: научиться проводить качественные реакции на белки.
Опыт №1: Биуретовая реакция (реакция Пиотровского)
Наличие в белке повторяющихся пептидных групп подтверждается тем, что белки дают фиолетовое окрашивание при действии небольшого количества раствора медного купороса в присутствии щелочи.
К 2 – 3 мл раствора белка прилить 2 – 3 мл 20% - ного раствора гидроксида натрия с несколькими каплями раствора сульфата меди.
Появляется фиолетовое окрашивание вследствие образования комплексных соединений меди с белками.
Опыт №2: Ксантопротеиновая реакция
Эта реакция используется для обнаружения аминокислот, содержащих ароматические радикалы. Тирозин, триптофан и т.д. при взаимодействии с конц. НNО3 образуют нитропроизводные, имеющие желтую окраску.
К 1 мл раствора белка добавить 0,5 мл раствора азотной кислоты и нагреть до появления желтой окраски.
Опыт №3 Цистеиновая реакция (реакция Фоля)
Данная реакция позволяет обнаруживать серу в белках (обычно в составе аминокислот цистеин и цистин). При щелочном гидролизе "слабосвязанная сера" в данных аминокислотах достаточно легко отщепляется, и через ряд промежуточных реакций, связываясь с ацетатом свинца, дает серо – черный осадок ацетата свинца.
К 0,5 мл ацетата свинца прилить раствор гидроксида калия до растворения образовавшегося осадка, а затем добавить 2 – 3 мл раствора белка и смесь нагреть в течение 2 – 3 мин.
Наблюдать выпадение серо – черного осадка сульфида свинца.
По окончании работы сделайте соответствующий вывод.
Составьте отчет (фото, видео) о качественных реакциях на белки.

Приложение 3.
Тема: Гидролиз белков
Цель: Исследовать процесс гидролиза белков
При гидролизе белков образуется смесь аминокислот.
Опыт № 1: Гидролиз белков
В две пробирки налить по 2 мл раствора куриного белка, в одну из них добавить 1 мл раствора насыщенного раствора фестала (таблетку предварительно освобождают от гладкой оболочки). Фестал представляет собой ферментативный препарат, облегчающий пищеварение. В его состав входят ферменты липаза (расщепляет жиры), амилаза (расщепляет углеводы), протеаза (гидролизует белки). Обе пробирки помещают в водяную баню при температуре человеческого тела 37 – 40oС . В течение 30 минут продолжается процесс “переваривания” белка. По окончанию нагревания в обе пробирки добавляют по 2 мл насыщенного раствора сульфата аммония или любого другого реагента, вызывающего денатурацию белка. В первой (контрольной) пробирке образуется обильный белый осадок (Почему?). Во второй, таких явлений не наблюдается (Почему?).
Опыт № 2: “Действие фермента каталазы”
Фермент (биологический катализатор, белковой природы) каталаза катализирует расщепление токсичной перекиси водорода, которая непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности. Активность этого фермента очень высока: даже при 0 °С – 1 молекула каталазы разлагает около 50 000 молекул Н2О2 в секунду.
Прилить по 1 мл Н2О2 в 4 пробирки с сырым и вареным мясом, сырым и вареным картофелем. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Сделайте соответствующий вывод по работе.
Составьте отчет (фото, видео) о проделанной работе.



Приложение 4
Тема: Белки в продуктах питания.
Цель работы: исследовать продукты питания и обнаружить в них белки.
Используя Биуретовую реакцию (реакция Пиотровского), исследуйте предложенные продукты питания на содержание в них белков.
Наличие в белке повторяющихся пептидных групп подтверждается тем, что белки дают фиолетовое окрашивание при действии небольшого количества раствора медного купороса в присутствии щелочи.
К 2 – 3 мл раствора белка прилить 2 – 3 мл 20% - ного раствора гидроксида натрия с несколькими каплями раствора сульфата меди.
Появляется фиолетовое окрашивание вследствие образования комплексных соединений меди с белками.

















Приложение 5.
Используя знания из повседневной жизни, подумайте и дайте ответы на вопросы:
Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы готового продукта?
В чем причина образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных и рыбных изделий?
Зачем маринуют мясо для шашлыка?
Чем отличается сырое молоко от пастеризованного. Почему при кипячении молоко «убегает»?
Почему свежие пятна крови на одежде нельзя отстирывать в горячей воде?
Почему при массовом выпадении и хрупкости волос врачи-косметологи прописывают принимать серусодержащие препараты?
Почему в инструкции к стиральным порошкам с биологически активными добавками пишут, что эти средства не рекомендуется применять для стирки изделий из натуральной шерсти?










13PAGE \* MERGEFORMAT14115



13 EMBED PBrush 1415



Root Entry