Урок по естествознанию на тему Исследование и экология космоса


Естествознание 5 класс.
Тема: Исследование и экология космоса.
Цель: дать понятие об исследовании космоса, познакомить с первооткрывателями космоса, создать условия для воспитания бережного отношения к природе, родному краю, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: учебник, рабочий лист, мультимедийная презентация, учебный фильм.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, демонстрационный,  частично-поисковый
Форма урока: урок-исследование
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой
- Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Посмотрите в глаза друг другу и мысленно пожелайте добра и успеха.
Эпиграф урока:
«Небо украшают звёзды, а человека знания и труд».
Как вы понимаете эту пословицу?
- Человека судят по поступкам, по его делам. И я хочу, чтоб мы с вами сегодня тоже потрудились хорошо, и получили как можно больше знаний. И стали от этого лучше и краше.
II. Повторение 
«Минутка самого умного»
1.Звёзды – это … (раскаленные огненные шары).
3. Вокруг солнца вращается … (8 планет).
4. Спутник Земли … (Луна).
5. Солнце и планеты образуют … (Солнечную систему).
7. Что ещё входит в состав Солнечной системы? (малые планеты, кометы, метеорные тела)
8. Назовите самую ближайшую к солнцу планету. (Меркурий)
9. Какая планета дальше всего о Солнца? (Нептун)
10. Луна сама светится или отражает солнечный свет? (Отражает)
11. Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер)
12. Какая планета самая маленькая в Солнечной системе? (Меркурий)
«Построй модель Солнечной системы»
Солнце
- 1. Меркурий
- 2. Венера
- 3. Земля
- 4. Марс
- 7. Уран
- 5. Юпитер
- 8. Нептун
- 6. Сатурн
«Схема Вселенной»
- Земля -  Солнечная система - галактика Млечный Путь - Вселенная
 III. Изучение нового материала
Определение темы и целей урока.
Загадка:         Звёзды, астероиды, кометы,
                       Метеоры, спутники, планеты,
                       Необъятность взглядом бесконечность,
                       Мрак, величие, тайны, вечность.
                                                                      (Космос)
Как по-другому называют космос? (Вселенная)
- По электронной почте нам пришло письмо от Вселенной. Я его распечатала. Давайте прочитаем, что же она нам пишет?
Письмо от Вселенной.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Вселенная. Вселенная или космос, это то, что находится в  космическом пространстве от мельчайших атомов до  звёздных скоплений.
    Я полна загадок и неизведанных тайн. Мне придают большое значение, связывают с божеством. Люди меня изучают тысячелетиями, но узнали обо мне лишь на 10 %. Я бесконечно рада, что мною интересуются, любуются моей непостижимой неземной  красотой , все обращают на меня внимание. С помощью меня построены многие сооружения на Земле. Но иногда я вызываю страх неизвестности, холода, мрака и необъятной бесконечности. Не бойтесь меня, а изучайте меня, читайте книги и смотрите полезные телепередачи обо мне, ведь знания - сила. Одним словом, исследуйте меня. Я желаю вам удачи и успехов в учёбе.
Определение темы и целей урока: Исследование космоса.
-Уже тысячелетиями человек наблюдает с интересом за звёздами. А как, мы должны узнать.
Деление класса на группы:
1 гр. – Как и с помощью чего исследуют космос с древних времен до сегодняшнего дня. (зрительная труба Галилея, телескопы, искусственные спутники земли)
2 гр. – Полеты в космос.
3 гр. – Изучение Луны.
Работа в группах по составлению постера.
Выступление групп.
1 группа.
С 1961 года началось бурное освоение космоса. За короткий период времени на орбиту  было запущено около полутора тысяч искусственных спутников Земли, среди них орбитальные станции «Салют» и «Мир», предназначенные для исследовательских работ.
А какие исследовательские работы помогают вести спутники человеку?
- Современные спутники оказывают огромную помощь народному хозяйству: снимки, сделанные из космоса, позволяют уточнить прогноз погоды, предсказать стихийные бедствия, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое. Таким образом, с помощью неба мы изучаем Землю.
2 группа
  - 108 минут длился первый полет человека в космос. Но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: «Полёты в космос возможны».
Третий казахстанский космонавт, побывавший в космосе – Айдык Аимбетов (со 2 по 12 сентября 2015 года).
(видео «Первый полёт в космос») 
Слово учителя:
Загадка:
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.     (Луна)
   
Слово учителя:
Загадка:
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.     (Луна) И слово группе №3, которая расскажет нам о изучении Луны.
3 группа
- Луна – не звезда и не планета. Это большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Расстояние до неё 384 тысяч километров
- В Америке был произведён запуск косм. кор. «Апполон», державшего курс на Луну. Достигнув орбиты Луны, корабль начал полёт вокруг спутника Земли. Спускаемый аппарат отделился от корабля и приблизился к Луне. Когда до её поверхности оставалось 200 метров, астронавты отключили автомат и стали вручную управлять спускаемым устройством. Опасаясь непредвиденных ситуаций, астронавты в течение нескольких минут оставались в кабине, выясняя обстановку. Ничто не угрожало пришельцам с Земли. Центр управления полётом дал разрешение на выход из лунохода и проведение запланированных работ.    
Учитель:
       Как вы думаете, понравилась ли им Луна?
- Луна оказалась непривлекательной. Нигде не было ни травинки, ни деревца. Да и откуда им взяться, если нет ни воды, ни воздуха. В безвоздушном пространстве не раздаётся никаких звуков. Да и цвет неба -  чёрный. Поверхность Луны покрыта слоем мелкого раздробленного вещества грязно-серого цвета. Это пыль. При ходьбе нога человека проваливается в этот слой на несколько сантиметров. Местами встречаются глыбы камней. Вся поверхность Луны изрыта воронками, которые называются кратерами. Некоторые кратеры такие большие, что в них мог бы уместиться огромный город. Днём на Луне жара +130°, ночью -170°.
     
(Видео «Первый полёт на Луну»)
IV.Закрепление:
Задача:
На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы весили бы в 6 раз меньше. Зная свой вес на земле, узнайте свой вес на Луне.
- Луна и Земля почти ровесники. На Луне побывали 6 экспедиций, но в последний раз это было в далёком  1972 году. До цели добирались трое суток. Каждый раз на неё высаживались два человека, которые проводили на Луне до трёх суток. На Луне космонавты ездили на луноходе, работавшем на электрических аккумуляторах.
2. Продолжи:
- 4 октября 1957 г - …
- 12 апреля 1961 г - …
- Юрий Гагарин - …
- День Космонавтики - …
- 20 июля 1969 г - …
- Где находится космодром Байконур?
- Дата посадки на Луну –
- В связи с освоением космоса учёные снова задумались: «Есть ли жизнь в космосе»? Но ответ на него до сих пор не получен. Планетарные системы в нашей галактике отделены друг о друга огромными расстояниями. Если инопланетяне на самом деле бывают на земле, значит,  их наука и техника опережают земные – иначе такие невероятные путешествия были бы невероятны. 
- За пределы Солнечной  системы сейчас летят два космических зонда (беспилотный космический аппарат). На борту зонда «Пионер» находится металлическая пластинка с изображением людей и картой с координатами Земли. «Вояджер» взял с собой компьютерный диск с записью различных  звуков и видов нашей планеты. Возможно, он попадёт когда-нибудь к представителям неземной цивилизации и поведает им о нашем мире.
Экология космоса:
В последние годы космическое пространство стало объектом экологии. Ведь ракеты при сжигании топлива выделяют огромное количество углекислого газа и твердых частиц. Появилось понятие «Космический мусор». Прежде всего это отработанные космические аппараты. Проблема охраны космоса ждет своего решения.
V. Итог урока:  Рефлексия:
1.Результатом своей личной работы считаю, что я …
А) Пополнил свои знания                    В) Открыл новое
С) Повторил весь ранее изученный материал
2. Чего не хватало вам  для работы на уроке?
А) Знаний        В) Времени                  С) Желания
3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники               В)  Учитель                    С) Учебник
IV. Д/з Параграф (пересказ). Задание 1-4 в печатной тетради (стр. 11).
1 группа.
С 1961 года началось бурное освоение космоса. За короткий период времени на орбиту  было запущено около полутора тысяч искусственных спутников Земли, среди них орбитальные станции «Салют» и «Мир», предназначенные для исследовательских работ.
А какие исследовательские работы помогают вести спутники человеку?
- Современные спутники оказывают огромную помощь народному хозяйству: снимки, сделанные из космоса, позволяют уточнить прогноз погоды, предсказать стихийные бедствия, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое. Таким образом, с помощью неба мы изучаем Землю.
2 группа
  - 108 минут длился первый полет человека в космос. Но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: «Полёты в космос возможны».
Третий казахстанский космонавт, побывавший в космосе – Айдык Аимбетов (со 2 по 12 сентября 2015 года).
3 группа
- Луна – не звезда и не планета. Это большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Расстояние до неё 384 тысяч километров
- В Америке был произведён запуск косм. кор. «Апполон», державшего курс на Луну. Достигнув орбиты Луны, корабль начал полёт вокруг спутника Земли. Спускаемый аппарат отделился от корабля и приблизился к Луне. Когда до её поверхности оставалось 200 метров, астронавты отключили автомат и стали вручную управлять спускаемым устройством. Опасаясь непредвиденных ситуаций, астронавты в течение нескольких минут оставались в кабине, выясняя обстановку. Ничто не угрожало пришельцам с Земли. Центр управления полётом дал разрешение на выход из лунохода и проведение запланированных работ.    
Фамилия,  имя: Дата:
Тема урока:  
Деятельность Оцени сам!
- минутка самого умного  
- игра «Построй модель Солнечной системы»  
- игра «Схема Вселенной» (устно)  
   Оценка товарищей
- Работа в группе Оцени сам!
- продолжи  Рефлексия:
      1. Результатом своей личной работы считаю, что я
А) Пополнил свои знания В) Открыл новое
С) Повторил весь ранее изученный материал
      2. Чего не хватало вам  для работы на уроке?
А) Знаний В) Времени С) Желания
      3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники В)  Учитель С) Учебник
 
 Общую оценку поставит учитель!!!
Фамилия,  имя: Дата:
Тема урока:  
Деятельность Оцени сам!
- минутка самого умного  
- игра «Построй модель Солнечной системы»  
- игра «Схема Вселенной» (устно)  
   Оценка товарищей
- Работа в группе Оцени сам!
- продолжи  Рефлексия:
      1. Результатом своей личной работы считаю, что я
А) Пополнил свои знания В) Открыл новое
С) Повторил весь ранее изученный материал
      2. Чего не хватало вам  для работы на уроке?
А) Знаний В) Времени С) Желания
      3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники В)  Учитель С) Учебник
   Общую оценку поставит учитель!!!
«Построй модель Солнечной системы»
Солнце

Меркурий
Венера
Земля
Марс
Уран
Юпитер
Нептун
Сатурн
Письмо от Вселенной.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Вселенная. Вселенная или космос, это то, что находится в  космическом пространстве от мельчайших атомов до  звёздных скоплений.
    Я полна загадок и неизведанных тайн. Мне придают большое значение, связывают с божеством. Люди меня изучают тысячелетиями, но узнали обо мне лишь на 10 %. Я бесконечно рада, что мною интересуются, любуются моей непостижимой неземной  красотой, все обращают на меня внимание. С помощью меня построены многие сооружения на Земле. Но иногда я вызываю страх неизвестности, холода, мрака и необъятной бесконечности. Не бойтесь меня, а изучайте меня, читайте книги и смотрите полезные телепередачи обо мне, ведь знания - сила. Одним словом, исследуйте меня. Я желаю вам удачи и успехов в учёбе.