Конспект урока по окружающему миру по теме: «Исследование космоса»


Тема: Исследование космоса
Цели:
обучающие: формировать первоначальное представление о космосе, космических телах, планетах Солнечной системы, об освоении космического пространства человеком;развивающие: развивать речь, мышление, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы;
воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в парах, эмоционально-положительный взгляд на мир.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой, орг. момент
Мы спешим скорее в школу,В наш любимый класс.Много дел больших и новыхОжидает нас.Будет день, дорогой светаПолетим и мы - К тайнам, сказочным планетам,В дальние миры.
II. Формулировка темы, постановка учебных задач.
Посмотрите на это звездное небо. (слайд 1) О чем вы думаете, когда смотрите? С давних пор загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок - мы отправимся в путешествие в космос, во вселенную.
Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли, которая образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад, из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела
Цель нашего полета - получить новые знания. Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответы? (дети задают вопросы)
Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:
- Что такое космическое пространство и что в нем находится?
- Кто и когда впервые полетел в космос?
- Как устроен космический корабль?
А чему мы должны научиться на нашем необычном уроке? (ответы детей)
Итак, на уроке вы должны научиться рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова.
III. Актуализация знаний.
  -   Вы когда-нибудь мечтали полететь в Космос?
   Люди всегда мечтали об этом. Но сделать это непросто. Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт. Ведь они в своём полёте опираются именно на воздух, самолёт - крыльями, вертолёт – лопастями винта. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели - реактивные.
  Одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив- здоров и мог вернуться на Землю.
          Проведение опыта.
 Давайте проведём опыт.
На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите. Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.
 Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.
Настоящим космонавтом может стать не каждый человек. У вас на столах есть звездочки. На них нужно записать качества, которыми обязательно должен обладать космонавт.
Вы готовы путешествовать? Тогда занимайте места в ваших космических кораблях. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!
Наши корабли оторвались от Земли. И вот мы в космосе. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.) На прошлом уроке мы разделились на три экипажа, и у каждого экипажа было свое задание. Сейчас каждый экипаж представит свой проект. ( Дети представляют свои сообщения на темы: «Как древние люди представляли себе землю», «Луна», «Звезды и созвездия»)IV. Изучение нового материала.
Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце, звезды. Планеты, Луна. Это небесные тела.
(слайд 3) Звезды - это очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты. Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов .Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.
(слайд 4) Кометы - это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней. Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам. Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки. Любой комете со временем суждено исчезнуть.
(слайд 5) Самая большая звезда - Солнце. Это огромный газовый шар. Он светится. Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля. Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить. Солнце вращается вокруг своей оси. Солнцем освещаются планеты (они сами не светятся).
(слайд 6) Как и звезды, планеты имеют форму шара. Они вращаются вокруг Солнца. Солнце и планеты - это Солнечная система. Всего планет 9. Сила притяжения Солнца невидимыми цепями удерживает Землю и другие планеты, заставляя двигаться их по кругу. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.
(слайд 7) Вокруг Земли движется ее спутник - Луна. Она в 4 раза меньше Земли. Луна - не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить. На поверхности Луны днём бывает - жара до 130 градусов, а ночью - мороз до 170 градусов. Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
(слайд 8) Раньше, давным-давно, люди думали, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли. С тех пор прошло очень много лет. Теперь известно, что Земля летит в космосе вокруг Солнца. Это орбита Земли. За год Земля делает оборот вокруг своей оси. Ученые-астрономы доказали это, а космонавты, побывав в космосе, смогли это увидеть и даже сфотографировать.
(слайд 9) 3 ноября 1957 года на первую собаку, отправленную в космос, была Лайка. На неё надели специальный скафандр и построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.
19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.
Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
(слайд 10)В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но, к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.
Первый человек. Побывавший в космосе - Юрий Алексеевич Гагарин (слайд 11).
- Ребята, чей это портрет? Как зовут этого человека?
- Чем он прославился на весь мир?
- Когда Ю.Гагарин совершил свой полет в космос? (12 апреля 1961 года)
Полёт Юрия Гагарина в космос. С детства сельский мальчик Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда маленькому Юре было всего 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось жить в землянке.
В 15 лет Ю.Гагарин поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в Военное Авиационное училище. Человеком он был смелым, решительным, находчивым и веселым. И еще он был заботливым человеком. Редко злился и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Он внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.
12 апреля 1961 года под управлением Ю.Гагарина стартовала ракета "Восток" и совершила полный оборот вокруг планеты за 108 минут. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий", "Россия". Простой, обаятельный русский человек проложил дорогу к звездам и положил начало космической эре. Ликовали советские люди. Этот день стал настоящим праздником.
Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.
(слайд 12)После полета Юрия Гагарина космонавтика стала стремительно развиваться. Последователями Гагарина стали: Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина-космонавт), Алексей Архипович Леонов (первый космонавт, вышедший в открытый космос), Светлана Евгеньевна Савицкая (первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос) (фотографии космонавтов).
(слайд 13) К нашему времени изменилась космическая техника, подготовка экипажей. Теперь люди могут долго находиться в космосе. Там они проводят научные исследования. В 1971 году наша страна создала первую постоянную орбитальную станцию "Салют". Орбитальная - это значит летающая вокруг Земли. Орбитальная космическая станция "Мир" создана на базе конструкции станции "Салют", выведена на орбиту 20февраля 1986 года.
(слайд 14) Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Космонавт - это исследователь. Каждый день на орбите - это экспериментальная работа в космической лаборатории. Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами. Космонавт - медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа. Космонавт- это строитель, монтажник.
Физкультминутка
(слайд 15) Космонавтам нужен особый космический костюм - скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.
На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы). Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса). Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу). Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки). На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
2. Устройство космического корабля
(слайд 16)Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли "Восток", "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.
Космические ракеты запускают с космодрома . Запуск ракеты невозможен без ракеты-носителя .
Ю. Гагарин полетел в космос на корабле "Восток" с космодрома Байконур. Он был одноместный и космонавт находился в нем всего 2 часа. После "Востока" появились "Восход" и "Союз". На Луну летал "Аполлон".
На космическом корабле есть несколько отсеков. Кабина космонавтов - главный отсек. Специальные приборы в нем регулируют влажность, температуру и количество воздуха. Электроэнергию для работы приборов космическому кораблю дает Солнце. Здесь космонавты управляют кораблем, ведут бортовые журналы, могут вести переговоры с Землей. Только кабина космонавтов возвращается на Землю. В кабине расположены окна - иллюминаторы .В космосе всегда невесомость . Нельзя налить суп в тарелку, а чай в чашку. Поэтому продукты питания хранятся в специальных упаковках - тубах. Нельзя допускать, чтобы крошки, кусочки пищи, или капельки воды летали по кораблю. Поэтому еду из упаковок выдавливают прямо в рот.
Космический корабль все время связан с Центром управления полетом, который берет на себя часть работы космонавтов .Чтобы вернуться на Землю, космический корабль включает тормозной двигатель и разделяется на две части. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере. Над кабиной космонавтов за несколько километров от Земли раскрывается парашют. На землю возвращается спускаемый аппарат .V. Первичное закрепление.
Пора и нам возвращаться из нашего путешествия. Удалось ли нам узнать что-то новое? Какие слова вы узнали сегодня на уроке? (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, межпланетная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат)
Викторина 
1. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная)
2. Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце)
3. Человек, который испытывает космическую технику? (Космонавт)
4. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день первый человек побывал в космосе)
5. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы)
6. Первый космонавт, побывавший в космосе? (Гагарин)
7. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет)
8. Орбитальная станция, использованная в течении 15 лет? (Мир)
9. Сияющие в ночном небе тела из раскалённого газа? (Звёзды)
10. В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристёгнутых к кровати)
11. Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и Стрелка)
12. Их цвет зависит от температуры и величины? (Звёзды)
13. Спутник Земли? (Луна)
14. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Королёв)
15. Как звали обезьянку, летавшую в космос? (Бони)
VI. Закрепление и проверка степени усвоения изученного материала (групповая работа).   
1   Сейчас полёты в космос - обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды.
Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «ракета-носитель», «Центр управления полётами» «спускаемый аппарат».
  Теперь мы проверим, как вы знаете космическую азбуку.
Дети делятся на три группы по рядам. Каждая группа получает по две карточки со словами:
Первая группа: «космодром», «иллюминатор»;
Вторая группа: « ракета-носитель», «скафандр»;
Третья группа: «невесомость», «спускаемый аппарат».
 В течение нескольких минут дети обсуждают значение этих слов. Затем к доске выходят по два представителя от каждой команды, и выслушиваются ответы.
2. Вы видите карту с изображением планет Солнечной системы
Ваша задача вспомнить и написать названия планет.
3. «Вставьте пропущенные слова».
А) Солнце, Луна, звёзды, планеты – это _______________________ тела.
Б) Планеты – это ____________________ небесные тела.
В) Солнце, планеты и другие небесные тела составляют______________________________
Г) Луна - ________________ Земли и движется вокруг неё.
(А – небесные тела. Б – холодные. В – Солнечную систему. Г – спутник.)   VII. Итог урока. Рефлексия.
Подведем итоги нашего путешествия. Какие цели мы ставили перед собой?
Заполните контрольно оценочные листы. (Цвета критериев: красный – все отлично, синий – не очень хорошо, зеленый – плохо.)Мне все понятно У меня настроение Урок мне понравился
Спасибо за хорошую работу!