Рабочая программа по родному (марийскому )языку 6 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан




СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы
_______________
Н. А. Николаева



СОГЛАСОВАНО
Руководитель методического совета школы
_____________
Т. А. Филякова



УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
____________ С. В. Смирнов
Приказ № 210- К
от 31 августа 2015 г














Рабочая программа
по родному (марийскому) языку и литературе для 6 классов
на 2015-2016 учебный год
Составила учитель родного (марийского) языка и литературы
Шамуратова Варвара Андреевна














Рассмотрено на заседании кафедры учителей предметов
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 8
Протокол № 1 от
28 августа 2015 года
Руководитель кафедры _____________________
Четверикова Н.А.


Пояснительная записка
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа


- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации"
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года
- Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» от 26 июня 2013 года №279
- Закон Республики Башкортостан «О государственной символике Республики Башкортостан» от 29 мая 2014г. №98-з
- Целевая республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2015 – 2016 учебный год (6 – 9 классы)

-Календарный учебный график учебного процесса на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предмету (курсу) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»

Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа
Константинова В.В., Крылова Г.С. , Кулалаева Н.А. ,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.

Сведения об УМК
В. Учаев, Л. А. Петухова Марийский язык. Учебник для 5 – 6 классов. – Йошкар – Ола 1997    


Цель и задачи учебного предмета
1. Закрепить интерес к изучению марийского языка и литературы, воспитывать уважение к своей нации, своему языку. Научить с уважением относиться к представителям других наций, любить их духовные ценности.
2.Дать систематические знания по всем разделам грамматики марийского языка.
3. Совершенствовать умения и навыки в сфере общения, научить грамотно и красиво разговаривать на марийском языке.
4. Совершенствовать письменную речь.
5.Научить учащихся пользоваться марийском языком при получении знаний и накопления жизненного опыта.
6.Научить пользоваться марийском языком при получении знаний по другим предметам.
7. Постоянно привлекать учащихся к изучению наследия национальной культуры.
8. При подборе дидактического материала к уроку, большое значение надо уделять воспитательному моменту. Особенно серьёзно надо относиться при подборе текстов к изложениям и диктантам.
9. В программе большое значение уделяется к совершенствованию логического мышления. Учащиеся при общении должны уметь правильно и точно передать свои мысли адресату.
Это относится и к устной, и к письменной речи.
10.Научить пользоваться учебником, дополнительной и справочной литературой и совершенствовать навыки и умения в области чтения и

Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Родной (марийский) язык и литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Одно из основных направлений преподавания родного (марийского) языка – организация работы по овладению учащимися  прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения родному языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Важнейшим направлением в работе учителя родного (марийского) языка и литературы является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения, овладевали способами применения правил на практике.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения предложений и словосочетаний, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение запаса на уроках родного языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
На уроках родного (марийского) языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся.
В 6 классе основное место из частей речи отводится имени существительному, имени прилагательному, местоимению, имени числительному. Многие темы даются с сопоставлением с русским языком. Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:                                                                       
- воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;                        
- грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.                
Изучение литературы в 6 классе способствует решению следующих задач:
Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;                                                                
 Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Родной (марийский )язык является предметом филологического цикла и формирует коммуникативную компетенцию младшего школьника, способствуя его поликультурному воспитанию, языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений вместе с русским языком и литературой, а также другими образовательными программами по предметам средней школы.
Особенно важным представляется изучение родного языка в свете формирования и развития всех видов речевой деятельности, что предполагает развитие совокупности анализаторов: слухового, рече-моторного, зрительного, двигательного в их сложном взаимодействии.
В процессе обучения родному (марийскому) языку и литературе решаются не только задачи практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом связаны с практическим владением языком. Изучение родного марийского языка в школе носит активный деятельностный характер, что соответствует возрастным особенностям школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. Это означает, что овладение родным языком интегрируется с другими видами деятельности ученика, включая игры, учебные задания, художественное творчество, рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов, соревнование и др. Большое значение для успешного овладения татарским языком в школе имеет его связь с другими предметами, включёнными в программу средней школы.
Данная программа формирует ценностные ориентиры учащихся и раскрывает связь учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая:
- формирование экологической культуры;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждение необходимости отказа от вредных привычек. Приобщение к здоровому образу жизни происходит в рамках таких тем, как «Дружим со спортом», «Готовимся в поход» Кроме того данная программа содержит и региональный компонент. Этнокультурные особенности Республики Башкортостан обсуждаются в ходе изучения таких тем, как «Родной Марийский край», «Моя семья», когда учащиеся рассказывают о свое малой Родине городе Бирск; «Путешествия», учащиеся совершают поездки в столицу республики, город Уфа; «Праздники и обычаи», где учащиеся рассказывают про сабантуй; при обсуждении темы “Национальные блюда” учащиеся говорят про башкирский мёд, чэк-чэк, блины и т.д.
Большое значение на современном этапе развития общества приобретает социализация и самореализация личности учащихся. Задачи социализации легко могут быть решены на уроках родного (марийского) языка и литературного чтения посредством включения ребят в специально организованные ситуации урока. И до того, как жизнь поставит ученика перед проблемой выбора, у него уже будет собственное мнение, он будет иметь возможность самостоятельно принимать решения, будет адекватен окружающей его реальности.


Место учебного предмета в учебном плане
Региональный базисный учебный план для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основное общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Приказ. №824 « 06» мая 2014 предусматривает изучение родного (марийского) языка и литературы в 6 классе общеобразовательных учреждений в объеме 102 часов (3 часа в неделю).


Результаты изучения учебного предмета (предметные)
В результате изучения марийского языка ученик должен
знать/понимать
роль языка как национального языка марийского народа,
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Предпочтительные формы контроля
Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).


Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.
Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.

Финно-угорский народ

Родной язык. Значение родного языка.Финно-угорский народ.Наречие. Суффиксы наречий.Чтение сказок финно-угорских народов. «Поян ден тарзе»Марийская народная сказка « Лебедь».Марийская народная сказка «Солнце и дождь». Степени сравнения наречий
Золотая осень

Осень – красивое время года. Составление диалога.Э.Осипова «Пушенге».Пословицы и народные приметы.Имя существительное. Падежи имен существительных.Склонение существительных по падежам.М.Казаков «Осень».И.Осмин «Наступила осень». Загадки.Имя прилагательное. Степени сравнения


Школьная жизнь

П.Апакаев «Школьная жизнь».П.Луков «В школьном саду».Образование имен прилагательных.Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.Ш.Осып «Осень». Сложные прилагательные.Грамматический разбор прилагательных А.Михайлов «Детство»


Праздник в семье. Имя числительное

Семейные традиции.Этикет.Имя числительное.А.Бик «Сестренка». Простые, сложные и составные числительные.Количественные числительные.Порядковые числительные

Марий Эл

Г.Матюковский «Эсен лий, шочмо марий мланде!»Реки и озера Марий Эл
Марийский национальный парк «Марий чодыра».В.Сапаев «С чего начинается Родина?»
Праздники в Марий Эл.Поэты, писатели и композиторы РМЭ .В. Колумб «Йошкар-Ола»
Повторение и закрепление по теме «Марий Эл»

Новый год

Зима. Дробные числительные.Шадт Булат «Елка». Шутки.А.Мичурин-Азмекей «Зима»


Кем быть? Местоимение

Профессии. М.Казаков «Кем ты хочешь стать?»Понятие о местоимении.Разряды местоимений.М.Казаков «Маляр».Личные местоимения.Все профессии важны.М.Казаков «Политехника занятий». Указательные местоимения

В библиотеке

С.Чавайн «Книга» Детские газеты и журналы.Определительные местоимения. Вопросительные местоимения.Национальная библиотека имени С.Чавайна.Отностиельные местоимения.Ш.Осып «Берегите книгу».Неопределенные местоимения

Известные марийские писатели

М.Шкетан «Якшывай».Ш.Осып «Пернатые друзья».Склонение личных местоимений
М.Казаков «Береза».И.Осмин «Кролик».К.Беляев «Секрет». Склонение местоимений

Марийский театр

История возникновения марийского театра.Отрицательные местоимения
Театры города Йошкар-Ола.Артисты Марий Эл. Повторение по теме «Местоимение»

Закаливание организма. Наречие

Режим дня.Понятие о наречии.В.Осеева «Потерянный день».Группы наречий по значению.Пословицы и поговорки .Изменение наречий по лицам.А. Бик «Я не боюсь»


Писатели соседних народов

Н.Носов»Каша».И.Шухин «Шояк».М.Рафиков «Сосна».Ф. Исангулов «Бабушка»


День победы (10)

А.Букетов «Не забудется».Образование наречий.Герои РМЭ. Сергей Суворов Образование наречий с помощью суффиксов.Частицы, образующие наречие.А.Бик «Партизанка Ольга Тихомирова».Сложные наречия..Бик «Мир». Составные наречия







Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Четверть
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество контрольных работ


I четверть
3
26
2


II четверть
3
23
2


III четверть
3
27
2


IV четверть
3
26
2


Итого в год

102



Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметными результатами являются:
- понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
- пересказать текст, звучащий в течение 2 минут, определить тему и идею; -
-при общении знать 650 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 7-8 реплик, монолог из 9-10 предложений;
- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;
-уметь написать текст по рисунку;
-читать про себя и вслух выразительно;
-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;
-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;
-правильно писать слова;
-по рисунку составлять 5-6 предложений;
-уметь написать поздравительную открытку;
-уметь писать текст по плану
Учащиеся 6 класса должны к концу учебного года знать материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: суффиксы имен существительных, образование сранительной степени прилагательных; по
синтаксису: простые и сложные предложения.














Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.
5 класс: Васенина О. Н., Рябинина Л. Н., Малинина Г. А.
В19 Марийский язык : Учебное пособие для 5 класса.- Йошкар-Ола 2012 З. В. Учаев, Л. А. Петухова Марийский язык. Учебник для 5 – 6 классов. – Йошкар – Ола 1997    

Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-11

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д
1.Ефимов Е.Е. Марийский язык: Сборник тестов: Йошкар-Ола: ГОУ ДПО(ПК) С «Марийский институт образования »,2007.-40с.
2.В.В. Константинова Разговорные тексты и упражнения для развития устной речи 6 класс-Йошкар-Ола 2009.-40с.

Учебно-наглядные издания и пособия
Портреты поэтов и писателей.

Учебно-методические пособия
Методика преподавания марийской литературы
Для учителей 4-8 классов
Йошкар-Ола.1981

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.
I.Словари:
1.В.М.Васильев, З.В.Учаев Марийско-русский словарь.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2012.-296с.
2.Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В. М. Васильева Марийский орфографический словарь Йошкар-Ола,2011.-368с.

Журналы:
1.”Учитель Башкортостана.Уфа.
2.” Кече” Йошкар-Ола.
Газеты:
1. « Чолман” Нефтекамск.
2. « Кугарня», Йошкар-Ола.

Аудио- и видеоприложения
Аудио кассеты: «Времена года», «Марийские песни».


цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)
Презентации: «Орнаменты», «Н. Лекайн», «Кайык шулдыран тана».
oprb.ru
www.odnoklassniki.ru/ « марий улам»

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному языку.
1. Географические карты РМЭ;
2. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.


Технические средства обучения
Ноутбук

Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя
Марийские писатели в школе ( В.Иванов, В. Сапаев, З. Каткова, В. Косоротов Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2012.-296с.

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 2008

Литература, рекомендованная для учащихся
Т.Н.Воронцова Дубок Книга для внеклассного чтения.Йошкар-Ола-2008













Заголовок 115