Рабочая программа по родному (марийскому) языку в 8 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Согласовано:
Руководитель РМО учителей марийского языка
_______ Николаева Н.А
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_____ Лобастова Л.Г.
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 3
________ Мусаев Р.Г.
Приказ № 205-К от 31 августа 2016 .
Рабочая программа
по родному (марийскому) языку и литературе для 8 класса
на 2016 -2017 учебный год
Составила учитель марийского языка
Максимкина Снежана Яковлевна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 3 г. Бирск
Протокол № 1 от«31» августа 2016 года
Руководитель ШМО/
________Александрова И.Ф.
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
( с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 24.07. 2015 г.);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-I (ред. от 12.03. 20140 «О языках народов Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 19.12. 2012 №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2020 годы;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р;
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р;
Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;
Закон Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 г. №216-з «О языках народов Республики Башкортостан»;
Государственная программа «Развитие образования Республики Башкортостан» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21. 02. 2013 г. №54);
Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31. 12. 2014 г. №681);
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
Сан ПиН 2.4.2.2821-10;
Приказ МБОУ СОШ №3 г. Бирска от 29.08.2016 №200-К «Об утверждении учебного плана и перечня учебников на 2016-2017 учебный год»;
Календарный учебный график учебного процесса на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, утвержденный приказом директора школы №199-К от 29.08. 2016 г.;
Положение МБОУ СОШ №3 г. Бирска «О рабочих программах по учебному предмету (курсу)»;
Сведения о примерной программе по учебному предмету Программа по марийскому (государственному) языку (авторы В.В.Константинова, Г.С.Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П.Игнаева). 1-11 класс. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.
Сведения об учебных пособиях Кузнецов В.В. Кузнецова Н.В. Марийская литература.8 класс.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008.
Л.А.Петухова, А.П.Чемекова. Марийский язык. Учебное пособие для 8 класса - Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2008г.
Цель и задачи учебного предмета Цели:
- функциональное владение марийским языком;
- достижение учащимися коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций на уровне, достаточном для приобщения к языку и культуре народа мари.
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа.
Задачи:
•формирование языковых навыков и умений устной и письменной речи, необходимых для социального и профессионального общения в рамках тематики, предусмотренной программой
развитие навыков составления и осуществления монологических высказываний по профессиональной тематике (доклады, сообщения, проекты и др.);
формирование навыков перевода научно-популярной литературы и литературы по специальности, определения основных положений текста, аннотирования и реферирования текстовой информации;
формирование навыков грамматического оформления высказывания;
формирование лингвистических понятий и представлений, без которых невозможнопрактическое овладение языком.
Общая характеристика учебного предмета Марийский язык как предмет является одним из основосоставляющих компонентов целостной системы языкового образования в школах. Учащиеся 7 класса имеют представление о том, что значит поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации.
Изучение данного предмета способствует дальнейшему формированию умения искать информацию в учебной книге, формированию осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Всё это в целом способствует развитию коммуникативных способностей учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Одним из результатов обучения родному языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования В учебном плане на изучение предмета «Родной (марийский) язык и литература» в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета . понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
- пересказать текст, звучащий в течение 2 минут, определить тему и идею;
-при общении знать 600 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составить диалог из 8-9 реплик, монолог из 10-12 предложений;
- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;
-уметь написать текст по рисунку;
-читать про себя и вслух выразительно;
-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;
-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;
-правильно писать слова;
-уметь написать поздравительную открытку;
-уметь писать текст по плану
Учащиеся 8 класса должны к концу учебного года знать материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; причастие, деепричастие; по словообразованию и морфемике: определять части речи, образовывать новые слова; по синтаксису: простые и сложные предложения.
Предпочтительные формы контроля Формами контроля учащихся являются контрольные диктанты, изложения, сочинения, контрольные работы.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, технологии коммуникативного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.
Основное содержание предмета
Содержание предмета Марийская письменность. 5 ч.
Родной язык. Диалекты. Литературные нормы.
2. В знании – сила. 11 ч.
Словосочетания. Предложения. Главные члены предложения. Знания -сила. Виды сказуемых.
3. Собираем урожай . 17 ч.
Собираем урожай. Вводное слово. С. Г. Чавайн. Жизнь и творчество.
4. Берегите природу. 4 ч.
Природа и мы. Творчество Ш. Осыпа.
5. Современная Йошкар –Ола . 12 ч.
Йошкар-Ола-столица Марий Эл. Творчество Н. Игнатьева. М. Шкетан.
6 . Встречают по одежде. 10 ч.
Марийская вышивка. Этикет. Осмин Йыван. Д. Орай.
7. Моркинская сторона. 10 ч.
Писатели из Моркинского района.
8. Марийские писатели Башкортостана. 1 ч.
А. Бик. В. Изилянова.

Количество контрольных работ
Четверть Коли-чество контроль.ных работ Контрольные мероприятия
Контроль-ный дик-тантИзложениеСочинение
I четверть 2 1 II четверть 1 1 1
III четверть 1 1
IV четверть 2 1 Итого в год 1 6 2 2
Особенности класса Общеобразовательный .Внесенные изменения в примерную (автор-скую) программу и их обоснование. В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. Добавлена тема «Писатели Башкирии».
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы. Формы контроля.
Норма оценивания учащихся полученных знаний по марийскому языку и литературе.
1. Аудирование.
1. Во время оценивания аудирования необходимо соблюдать:
1.1. понимание прочитанного текста на марийском языке;
1.2.умение отвечать на вопросы по тексту;
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли содержание марийской речи, соответствующей программным требованиям в зависимости от класса.
Отметка «4»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, а при этом учащиеся поняли содержание марийской речи, соответствующей программным  требованиям в зависимости от класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка «3»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, при этом учащиеся поняли только основной смысл марийской речи, соответствующей программным требованиям в зависимости от класса.
Отметка «2»ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям класса.
2. ГОВОРЕНИЕ
Во время оценивания говорения на марийском языке необходимо обращать внимание:
2.1 умение говорить по данной теме;
2. 2. Умение использовать во время говорения речевой материал;
2. 3. Умение вступать в беседу с другим человеком;
2.4. умение говорить без ошибок.
Отметка «5»ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовало поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам марийского языка в пределах программных требований в зависимости от класса.
Отметка «4»ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовало поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на марийском языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3»ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на марийском языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «2»ставится  в том случае, если общение не осуществилось или а высказывания учащихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, учащиеся слабо усвоили пройденный языковой материал и выразили свои мысли на марийском языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
3. ЧТЕНИЕ.
3. Во время оценивания чтения на марийском языке необходимо обращать внимание:
3.1. понимание содержания и основной идеи прочитанного текста;
3.2. умение получать информацию из прочитанного текста;
3.3. Умение ставить вопросы к прочитанному тексту и умение отвечать на вопросы по тексту;
Умение составлять новый текст на основе прочитанного текста.
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся  полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей не влияющих на понимание этого текста в объеме предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «3»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного текста  на марийском языке в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным требованиям в зависимости от класса.
.
Отметка «2»ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, учащиеся не поняли содержания прочитанного текста на марийском языке в объеме, предусмотренном заданием и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного класса.
Письменные работы.
Контрольные диктанты.
 Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
    Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или при отсутствии орфографических ошибок, но при 4 пунктуационных. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических, если среди них есть однотипные.    Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
    Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6пунктуационных ошибок.
    При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является дня оценки «4» — 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
        При оценке контрольного словарного диктата рекомендуется руководствоваться следующим:
    Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.
    Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.
    Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки.
    Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.
    «1» — при большем количестве ошибок. 
    Оценка сочинений и изложений. 
    Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.    
    С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая—за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
    Сочинение и изложение должны соответствовать следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; описательность изложения.
    В характеристике речевого оформления сочинений и изложений отмечают разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок— орфографических, пунктуационных и грамматических. Так, для оценки «5»-допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка; «4»-допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки; «3»-допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе — 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки; «2»-допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок; «1»-имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 грамматических ошибок.
    Основные критерии оценки за содержание и речь.
    Оценка «5»: Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
    Оценка «4»: Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
    Оценка «3»: В работе допущены существенные отклонения от темы.• Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
    Оценка «2»: Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
    Оценка «1»: В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
    Примечания.
При оценке сочинения учитываются самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Календарно-тематический план.
Название раздела, темы, количество часов. № урока Тема и название урока Домашнее задание Дата проведения Примечание
План Факт Марийская письменность. 5 часов. 1 Мой родной язык. 3 упр., стр.5. 6.09 2 Состав слова. Словообразование. Стр.7, читать. 7.09 3 Систематизация и обобщение темы
« Части речи». Упр .34, стр. 20. 13.09 4 Диалекты. 40 упр, стр. 22. 14.09 5 Литературные нормы. 39 упр. 20.09 В знании – сила.
11 часов. 6 Словосочетания и предложения. Подготовиться к диктанту. 21.09 7 Контрольный диктант «Прекрасная осень». Повторить пройденное. 27.09 8 Работа над ошибками. Грамматическое значение словосочетаний. 117 упр. 28.09 9 Понятие о предложении. 114 упр. 4.10 10 Строение марийского предложения. Логическое ударение. 121 упр. Подготовиться к диктанту. 5.10 11 Контрольный диктант «Марийский соловей». Повторить пройденное. 12.10 12 Работа над ошибками. Главные члены предложения. Упр. 108. 18.10 13 Простое глагольное сказуемое. 50 упр. 19.10 14 Составное глагольное сказуемое. 52 упр. 25.10 15 Именное глагольное сказуемое. 54 упр. 26.10 16 Р. р. Изложение «Шинчаончалтыш». Написать изложение. 1.11 Собираем урожай. 17 часов. 17 Работа над ошибками. Виды сказуемых. Собираем урожай. 8.11 18 Дополнение. 158 упр. 9.11 19 Определение. 168 упр. 15.11 20 Приложение. 178 упр. 16.11 21 Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова. 22.11 22 Контрольная работа по теме «Вводное слово». 93 упр. 23.11 23 Литература – вид искусства. Повторить пройденное 29.11 24 Жизнь и творчество С.Г.Чавайна. Проч. С.5-7. 30.11 25 Идейно-тематическое содержание драмы «Акпатыр».
С.8-11. 6.12 26 Образы в драме. Проч. драму 7.12 27 Композиция драмы. Теория литературы. С. 13-49. 13.12 28 Р. р. Написание сочинения «Акпатыр». Написать сочинение. 14.12 29 С. Г. Чавайн «Время рассвета». 20.12 30 Обобщающий урок по творчеству С.Г.Чавайна. 21.12 31 Вн.чт. С.Г.Чавайн. Рассказ «Йыланда». С.12 27.12 32 Контрольный диктант по теме «Творчество С. Г. Чавайна» «Зима». Повторить пройденное. 28.12 33 Работа над ошибками. Мир вокруг нас. 17.01 Берегите природу. 4 часа. 34 Берегите природу. Биография и творчество Шабдара Осыпа.
С.62-65. 18.01 35 Ш. Осып . Стихотворение «Марий кундемлан». Выписать тропы. 24.01 36 Идейно-тематическое содержание стихотворения «Вурс йук». С. 66. 25.01 37 Р. р. Написание сочинения «Остановись, человек!» Написать сочинение.
31.01 Современная Йошкар-Ола. 12 часов. 38 Йошкар-Ола – столица Марий Эл. Достопримечательности города. С. 73-76. 1.02 39 Н. Игнатьев. Идейно-тематическое содержание повести «Комсомол ÿдыр» Прочитать повесть 7.02 40 Образы в повести. С.93. 8.02 41 Композиция повести С.93-97. 14.02 42 Обобщающий урок по творчеству Н.Игнатьева Подготовиться к диктанту 15.02 43 Контрольный диктант «Йошкар –Ола». Повторить пройденное. 21.02 44 Работа над ошибками. Жизнь и творчество М. Шкетана. Повторить пройденное. 22.02 45 М. Шкетан. Рассказ «Жизнь зовет». Прочитать рассказ 28.02 46 Образная система рассказа «Жизнь зовет». С.101-130. 1.03 47
48 Образная система рассказа «Жизнь зовет» М. Шкетана.
Композиция и язык рассказа «Жизнь зовет»
С.130-131. 7.03
14.03 49 Внеклассное чтение. Юмористические рассказы
М. Шкетана. С.135-136. 15.03 Встречают по одежке. 10 часов. 50 Встречают по одежке, провожают по уму. Ответить на вопросы. 21.03 51 Встречают по одежке. Этикет. Жизнь и творчество В. Сави. Подготовиться к диктанту. 22.03 52 Контрольный диктант «Этикет». Повторить пройденное. 4.04 53 Работа над ошибками.Жизнь и творчество Д. Орая. С.155-157. 5.04 54 Сюжет повести «Чолга шÿдыр». С.158-174. 11.04 55 Анализ образов в повести «Чолга шÿдыр». С.175. 12.04 . 56 Композиция повести. С.176-178. 18.04 57
58 Р.р. Написание изложения «Сергей Суворов — марий калыкын патыр эргыже».
Образ Сергея Суворова в живописи, литературе, музыке. Написать изложение. 19.04
25.04 59 Вн. чт. Д. Орай «Осып Ваня» 26.04 Моркинская сторона. 10 часов. 60
61 Очерк жизни и творчества Осмина Йывана. Анализ стихотворения «Родина». С.189-190. 2.05
3.05 62 Идейно-тематическое содержание поэмы «Гость». С.191-207. 10.05 63 Образ Уная в поэме «Гость».
С.209-210. 11.05 64 Лирическая поэма «Гость». С.210-211. 16.05 65 Выразительные средства в поэме «Гость» О. Йывана. 17.05 66 Вн.чт. О.Йыван «Пшеничное поле». Прочитать повесть. 23.05 67 Подготовка к контрольному диктанту по курсу 8 класса. Подготовиться к контрольному диктанту. 24.05 68 Контрольный диктант по курсу 8 класса «Шордын ойгыжо» Повторить пройденное 29.05 69 Работа над ошибками. Писатели Башкирии Подготовить сообщение. 30.05 Писатели Башкортостана. 1 час. 70 Писатели Башкортостана. Знать материал. 31.05 Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа,
учебное пособие Программа
Программа по государственному марийскому языку и литературе.
1-11 класс. Йошкар-Ола. 2011г. Составители: В.В.Константинова, Г.С.Крылова, Н.А.Кулалаева,
Р.П.Игнаева (Утверждена Министерством образования и науки Республики Марий Эл)
Учебник
1. Л.А.Петухова, А.П.Чемекова Марийский язык. Учебное пособие для 8 класса - Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2008г.
2. В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова Марийская литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008г.
Учебно-практические издания Иванова В.М. Марий йылме дене дидактический материал. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2007, Йошкар-Ола.
Финно-угор калык йомак-влак «Изи патыр».
Контрольно-диагностические материалы, тесты 1.Сборник диктантов по марийскому языку: 5-9 кл.: кн. Для учителя / З.В.Учаев. – 4-е изд. – Йошкар-Ола, 2009.
2. Кузнецов В.В. да Кузнецова Н.В. Изложений сборник.  5-9 класслаште туныктышо-влаклан методический ой-канаш да текст-влак. – Йошкар- Ола: Марий книга савыктыш, 2010.
3. Иванова З.К., Тимофеева В.Т. Марий йылме пунктуаций дене диктант сборник: 5-9 класслаште туныктышо-влаклан. –  Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш.
Учебно-методические пособия Марий йылме дене дидактический материал. Емельянов П.Е. Емельянов П.Е. . Йошкар-Ола .Словари Словарь марийского языка, 4-7 том Абрамова А.А., Галкин И.С. Мар. кн. изд.
Аудио- и видео
Приложения Презентации по темам
Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) www.school-collection.edu.ruhttp://zavuch.info/forums.htmlhttp://www.gramma.ruhttp://www.openclass.ruhttp://www.gramota.ruhttp://korped.rkc-74.ruhttp://www.mgn.ru/~gmc/work.htmlЛитература, рекомендованная для учителя Печатные пособия.
Раздаточный материал по марийскому языку для 5 класса.
Мультимедийные пособия.
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Абрамова А.А., Галкин И.С. Марий орфографий мутер. – Йошкар-Ола: Марий книга издательство.
2.Васильев В.М., Саваткова А.А., Учаев З.В. Марла-рушла мутер. –  Йошкар-Ола: Марий книга издательство.
Дополнительная литература Учаев З.В. Марий йылме: Теорий: 5-9 класслан учебник.– Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш.
Приложений.
Контрольный диктант «Шыже тÿс».
Шыже тÿсым Нартас мландыш шопке ден куэ кондышт. Нуно эше тенгече иктын шинчашкат пернен огытыл. Лыжга мардеж тарванен-куэрла ден шопкерла ужар вуйышт, нугыдо парчашт дене йыжгыктал юарленыт. Тÿтан кынелын-утен, осал вий ваштареш гÿжлен шогеныт. А тымык толын-чатката кудыр парчашкышт уло кавам упшалын, орол турняла пÿртÿс тынысым араленыт.
Таче нуно шöртньö вургеман улыт. Утларак мотор лияш шонышыжо шöртньö ÿмбак верын-верын эше той –вÿргене оксам, чевер чачам, ужа рокам сакален да ынде ковыра сÿанватыла койын шога. Ончалат – шинчат йыма. Да, пÿртÿсын кидше мочол уста!
Тений шыже кукшо. Пÿтынь сентябрь мучко ик йÿрат ыш лий. Мланде кенежымсе гай пуракан возын.
Шыже-чевер пагыт.
Контрольный диктант «Марий шÿшпык».
Марий шÿшпык –тиде икымше марий композитор. Тудын лÿмжö Иван Степанович Ключников – Палантай. Палантай – марий калыкын лÿмлö эргыже. Тудо шуко мурым возен. Мурыжым кугыенат, йоча-влакат йöратен мурат.
Первый марий композиторым калык нигунам ок мондо. Йошкар –Олан ик уремже, музыкальный училище тудын лÿмжым нумалыт, тыштак музей-пöртшö уло. А шочмо Какшамарий ялыштыже школ кудывечыш памятникым шогалтыме. Памятник ончылно чевер пеледыш эреак волгалтеш.
Изложений «Шинчаончалтыш».
Вискалаш лиеш грамм, килограмм, метр, километр дене… Вискалат кужытым, кÿкшытым, нелытым, кугытым. Вискалат виса, кира, линейке дене.
А шинча дене вискалыше еным шекланен улыда? Тыгайым кузе палаш лиеш, маныда? Шинчаончалтышыж дене. Вискала, тугеже эскера, кÿта, шеклана, вана, орола, шишлана. А кузе ончал колтаже?
Мишеньыш виктарыме гай лÿен ончалеш гын, тылат пудештшашла сырен. Мом-гынат пайлен огыдал але тудлан келшен огыл. Шинчаончалтышыж дене вискала: кузе тидым сайын туныкташ? Тыгай годым тыла тик сай ойпидыш уло: ончычшо тÿтыра гай шулен йом.
Уло тыйын ончылнет пыльдыртатыше ен. Ончалтышыж дене пуйто ÿйым шÿра. Шеклане, шеклане тыгай дечын! Сандене шкаланет вискалаш логалеш: тыгай коклазе да йылморгаж деч ала йöным муын коранман, ала кокла шотым пален мутланыман. Уке гын тыйым шулдын толшо сатула ужален кертеш.
Улыт поро кумылан шинчаончалтыш-влак. Нуно йöсö пагытыштет кидым шуен кертыт, воктенет лийын сенат. Ӱшане нунылан, кÿлеш годым энерте. Тыгай ен-влак шинчаончалтышышт дене теве мом шонен висат: осалым шонышылан шкаланже шуэш, порылыклан саадак вер лектеш.
Контрольный диктант «Теле».
Мланде – лум йымалне. Пушенге-влак чара улыт, шÿлыкын-шÿлыкын койыт. Чодыраште кенежымсыла ок ызгалт. Кайык-влак огыт муро: южыжо шокшо верыш каен, южыжо шыпланен. Йырым-йыр шып. Коклан гына умбалне тук-тук-тук щокта;тиде шиште шопо пушенгым чÿнга, норым кычалеш. Адак южгунам купшÿльö шорек-шорек кычкыралеш.
Пасужым пелештымат огеш кÿл – тушто нимат уке. Чыла лум дене петырналтын. Кушко гына ончалат- эре лум, лум! Лач южгунам ик корем гыч вес коремыш карсакмеран кудалеш, да адак икта жен корно дене кая.
Ялыштат шыпак. Южгунам гына иктаж енже пошкудышко куржеш; адак касс велеш ÿдырамаш-влак вÿд деке каят; икшыве-влак модыт.
Ялыште тымык, шып. Коклан гына пу шелме йÿк шокта, вольык ломыжалта, пий опталта. Адак шып…
Изложений «Сергей Суворов –марий калыкын патыр эргыже».
Рÿмбалга. Сергей шкетак кодын, изи окопышто кия. Мотор капше гыч шым вере снеге вÿд гай чевер вÿржö йонча. Эрдене волгалтме годым тÿналын кас марте шкетын кредалын. Илымаш ден колымаш шÿдö гана алмашталтын. Но Сергей шке калыкшылан ÿшан эргыже лийын. Шочмо мландылан, Совет правительствылан товатлыме мутшым мучашке вошт шуктен. Тудо шÿдö утла фашист ваштареш, тÿжемле пуля ваштареш, шÿдö утла мине ваштареш лÿддымын, моштен кредалын. Шым гана сусырген гынат, ик ганажат шке чонжым утараш бойым кудалтен лектын огыл, шочмо мландыжым ик шечланат коден каен огыл…
Контрольный диктант «Йошкар-Ола».
Йошкар –Ола –Марий Элын рÿдолаже, рушлаже Красный город маналтеш. Тудлан ныл шÿдö ий утла. Тошто олаште пу пöрт-влак лийыныт. А кызыт кажне кечын у пöрт-влак кушкыт. Ола покшеч Какшан энер йога.
Йошкар-Олан уремлаже пеш сöрал. Ленин проспектыште да моло вереат тÿрлö тÿсан тул йÿла. Кенежым уремже ужарге, пеледышан.
Йошкар-Ола – кугу промышленный центр. Тушто шуко завод ден фабрик уло. Нунын коклаште эн кугу – Марий машиностроительный завод, полупроводник прибор завод, витаминный, искусственный коваште ыштыше, механический завод, трикотажный фабрик да молат.
Йошкар-Ола- мотор ола.

Контрольный диктант «Этикет».
Общественный верлаште шкем кучен моштыман. Ен-влак коклаште шыман мутланаш, поро койышан лияш кÿлеш. Транспортышто самырык-влак шонгыраклан, пöръен-влак ÿдырамашлан верым пуат.
Эн кугу экзамен мемнам унала мийымаште вуча. Унала яра кид дене але пеш кугу пöлек дене мияш онай огыл. Молан? Шке шоналтыза.
Йочалан модышым, оза ватылан пеледышым, конфетым але вес шере кочкышым намияш лиеш.
Моло уналан шке пашада, илышда да ойгыда нерген утыжым ида ойло. Калык коклаште шортын, ойгырен шинчаш сай огыл.
Ойлышыш тема чылалан келшыше лийшаш. Вет ен-влак унам веселан каналташ, кумыл нöташ ÿжыт.
Ӱстел коклаште моторын шинчыман. Пÿкен ÿтел деке лишне лийшаш. Ӱстембаке кидым веле пыштат, а кынервуй дене энерташ огеш кÿл.
Шарныза: сай уна жапыштыже кая. Сандене ен дене кужу жап ида шинчылт, а то вес гана огыт ÿж. Кайымыда годым таум ыштыза, шкендан деке унала ÿжса.
Контрольный диктант «Шордын ойгыжо».
Кугурак-влаклан мемнан сарла модмына пешыжак ок келше., сандене ме, нунын шинча ончышышт коранын, ял шенгеке, чодыраш, кошташ тÿнална. Тушан лопка да келге окопым кÿнчышна, ÿбакше тÿрлö варам, воштырым оптышна. Ынде тушко шылашат лиеш, пеш сай окоп. Тудым зиянлан веле кÿнченна улмаш.
Ик эрдене, волгыжмо деч ончычак, шордын йöсланен ломыжмо йÿкешыже уло ял помыжалтын. Йоча-влак уремыш лектыныт. Чодыра тÿрысö вынем ÿмбалне тормыла тÿылам ужыныт, но вуй ок кой. Мемнан кÿнчымö вынемышкына шордо шунгалтын, полышым йодмыла ончен.
Мом ышташ? Тÿкышкыжö, шекланен, кандырам шöргалтеныт, ончыл йолжым кÿшкö нöлташ полшеныт, икманаш, виешак шупшын луктыныт. Моткоч йывыртен шордо! Куан йÿкын ломыжале, сусыргышо йолжым ончыктыш. Пошкудо ветеринар бинтоватлыш. Янлык, икмыняр шогылтмеке, чашкерыш эркын йорталтыш. Тылеч вара окоп воктеке толмыжым нигö ужын огыл.
Контрольная работа по теме «Вводное слово».
Предложенийыште пуртымо мутым йымач ик кореш дене удыралза.
Чынак, таза енын илышыжат весела, паша лектышыжат кÿшнö. Самырык-влак война жапысе нелылыкым, векат, илалше-влак деч куштылгынрак сененыт. Манметла, меат ний дене ургымо она ул. Икымше, корно пеш мÿндыр. Пиалешна, кÿдырчан йÿр кузе тÿнале, тугак вашке эртен кайыш.
Предложенийыште знак-влакым чын шындыза.
Конешне мый чыла пашам ыштем. Пожале ачай таче вараш малаш возеш. Чаманаш логалеш мый урокым ыштен шым керт. Мемнан шонымаште вуйлаташ Семонлан ÿшанаш кÿлеш.
Пуртымо мут ден 2 предложенийым возыза.