ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
История отечественного образования свидетельствует, что проблема здоровья возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья, это - прежде всего процесс социализации – воспитание.
Считаю, что у младших школьников возможно формирование представлений о здоровом образе жизни, если: изучены особенности развития младших школьников, изучена методика работы с детьми по формированию здорового образа жизни, ведется комплексная работа по формированию здорового образа жизни.
Набрав 1 класс, проведя диагностическую работу с детьми и родителями класса, я убедилась в необходимости применения здоровьесберегающих технологий в обучении.
По результатам анкеты для родителей (Приложение 1) на вопрос «Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?», положительный ответ дали 20% опрошенных, и 80% ответили: «Знаем частично». На вопрос «Знаете ли Вы как укреплять здоровье своего ребенка дома?», «Да» ответили 24%, «Частично» - 76% родителей. На вопрос «Нужна ли Вам помощь школы?», положительный ответ дали 86% опрошенных.
Также была проведена диагностика здорового образа жизни у детей. (Приложение 2)
Таблица 1
Диагностические данные отношения к здоровью и здоровому образу жизни
детей 1 класса
Уровни сформированности здорового образа жизни Кол-во детей %
Высокий - 0%
Средний 9 60%
Низкий 6 40%
По результатам исследования обнаружилось следующее: общий уровень владения знаниями о здоровом образе жизни, умении пользоваться ими среди детей класса довольно низкий. Дети продемонстрировали, что они не компетентны в вопросах собственного здоровья, в возможности беречь не только свое здоровье, но и здоровье окружающих. В процессе исследования первоклассники проявляли заинтересованность, старались отвечать на вопросы. Но часто неумение оформить правильно свою мысль не позволяло им самостоятельно сформулировать ответ. При использовании наводящих вопросов детям все-таки удавалось правильно ответить, но чувствовалось, что в целом дети недостаточно подготовлены к тому, чтобы четко осознать необходимость знаний о здоровом образе жизни.
Более четко уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни у учащихся можно представить на круговой диаграмме. Как видно, в процентном отношении превалирует средний уровень, а высокий отсутствует.
Диаграмма 1
57150053340

Для формирования здорового образа жизни детей работу строю в нескольких направлениях:
Использование здоровьесберегающих технологий.
Работа с родителями.
Внеклассная работа.
Курс «Валеология».
В своей практике активно использую методику, автором которой является профессор В. Ф. Базарный. Это способствует формированию положительной мотивации: стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Так как у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, повышенной истощаемостью.
Учебные занятия провожу в режиме смены динамических поз. Для этого родители сделали настольные конторки, которые установили на стандартный стол. Все дети имеют сменную обувь; коврик – массажёр с пуговицами (обязательно круглыми), на которые встают без обуви.
57150022860
Рис.1 На уроке грамоты 1 класс
Использую сенсорные кресты, подвешенные к потолку класса. Предъявляемый дидактический материал делаю разных размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
В 4 углах класса помещаю привлекающие внимание яркие картинки. Подбираю их с таким расчётом, чтобы они составили единый зрительно – игровой сюжет. С целью повышения эффективности этих упражнений учащиеся выполняют их только в положении стоя. Даю соответствующие команды, учащиеся быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами, туловищем. Продолжительность выполнения упражнения 1,5 – 2 мин.
Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов», которую я использую на уроках – это размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал и т. д.) Самые мелкие детали по высоте не менее 1 см. Размер самых крупных изображений не превышает 2 – 3 см.
Эту работу чередую с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо и др.)
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную активность использую зрительные траектории, по которым дети «бегают» глазами. Во весь лист ватмана изображаю цветные фигуры (овал, «восьмёрка», волна, зигзаг, спираль), толщина линии 1 см. Этот плакат размещаю в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и пр.).
Для этой же цели использую специальный тренажёр, расположенный на потолке класса. На схеме с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелке, по восьмёрке.
Таким образом, методика Базарного способствует развитию у детей внимания, сосредоточенности, снижения утомления, активизирует познавательную деятельность. Все это положительно сказывается на обучении младших школьников.
Доказано, что от формы и цвета мебели в классе зависит настроение и работоспособность учащихся. Учитывая это, подбираю цвет, который вызывает удовлетворение, радость, уменьшает напряжение, снимает утомление нервной системы, оказывает благотворное влияние на умственную и физическую деятельность. Стены своего класса окрашиваю либо светло-желтым, либо светло-зеленым цветом.
Смысловым и композиционным акцентом в классе является классная доска. В моем классе она зелёного цвета.
На своих уроках использую дыхательные игры, упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, которые позволяют снять эмоциональное напряжение детей, и влияет на мотивационную сферу каждого ребенка.
Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые умения и навыки, формировать мировоззрение. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль.
Здоровый образ жизни своих учеников формирую через внеклассную работу, используя разнообразные формы, часто привлекая родителей. Например, день здоровья, неделя подвижных и веселых игр, праздники здоровья, экскурсии и походы и др. У большинства родителей нет необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания у детей потребности к здоровому образу жизни. Оздоравливать детей нужно через просвещение родителей, совместную с ними работу. Для этого провожу родительские собрания и беседы, внеклассные мероприятия.
Все это способствует закреплению урочного материала и повышает уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формирует соответствующие навыки.
Такие подходы к обучению требуют систематической скрупулезной ежедневной работы, проводимой по четкой системе.
В конце учебного года с целью проверки правильности и эффективности проведенной работы с первоклассниками была проведена повторная диагностика (использована та же методика), по результатам которой прослеживается положительная динамика.
Более четко уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни у учащихся показаны на круговой диаграмме. Как видно, в процентном отношении отсутствует низкий уровень, а высокий составляет 30%.
800100141605Диаграмма 2

Кроме того, применение здоровьесберегающих технологий не только способствовало проведению уроков, насыщенных разнообразными формами и приемами работы, но и повлияло на уровень здоровья первоклассников: результаты медицинского осмотра детей в конце учебного года не зафиксировали ни одного случая «школьных заболеваний» (нарушение осанки, зрения).
Во 2 классе был введен дополнительный курс «Валеология». Дети получали дополнительные знания и учились следить не только за своим физическим здоровье, но и за психологическим.
При переводе детей в 5 класс еще раз был проведен медицинский осмотр. И снова медики не зафиксировали отклонений в здоровье детей (школьные заболевания). Из этого следует сделать вывод, что общее физическое состояние здоровье детей обучающихся осталось на прежнем уровне, при этом повысился уровень сформированности здорового образа жизни.
Таким образом, при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.