Статья Заголовочный комплекс в текстах периодической печати


Заголовочный комплекс в текстах периодической печати
Французский ученый, философ и писатель Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». В этом парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность, беспомощность автора обычно приводит к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате работы со словом.
Экономное, точное выражение мысли – важное требование стилистики. Особенно важна яркость и точность для заголовка, ведь заголовок – первое, с чем сталкивается читатель газеты; первое, на что он обращает внимание, просматривая газетную полосу; по заголовкам можно судить о содержании газеты.
Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время названия статьи и газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждают читательский интерес, привлекают внимание.
В качестве материала для данной работы послужили номера газеты «Комсомольская правда» за 2006 год.
Выбор материала работы обусловлен наибольшей популярностью этого издания среди населения города Томска, а также разнообразием речевых жанров в представленной газете, обилием и актуальностью тем и проблем, рассматриваемых в публикациях.
Предметом исследования являются функционирование, структура, семантика заголовков.
Цель работы – выявить своеобразие заголовочного комплекса в статьях газеты «Комсомольская правда» за 2006 год.
Для достижения цели решались следующие задачи:
определение функций заголовков;
анализ семантики заголовков;
выявление их воздействующей функции на читателя.
Функции заголовков
Читатель – личность, которая в процессе познавательной деятельности воспринимает содержание и словесное оформление газетного материала. Прежде всего, он обращается к заглавию, затем воспринимает и анализирует информацию, содержащуюся в целом тексте.
Заголовки выполняют графически-выделительную функцию. Эта функция единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью цифровых выделений, использования цвета, шрифта, и т.д.
При первом знакомстве с заголовком реализуется номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имен, знаков. Например: «Кумиры», «Магия», «Зима не ждет», «Сосновый мед» (Комсом. правда. Февраль, 2006 г.). Номинативная роль заголовка дает читателю возможность выделить текст.
Заголовок активизирует работу читательского мышления через возбуждение интереса. Такие названия публикация выполняют информативную роль, привлекая читателя к тексту, если он содержит необходимые для него сведения.
Внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие большое количество эмоций – не только интерес, но и любопытство, удивление. Например: «Обрести талию можно за час», «Необъяснимо, но факт» (Комсом. правда. Февраль, 2006 г.). При этом заголовок выполняет рекламную функцию, но также участвует в формировании эмоционального воздействия публицистического произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Например: «Нужны ли женщины на войне?», «Нас считают сумасшедшими», «Выиграй миллион!» (Комсом. правда. Декабрь, 2006 г.).В заголовке часто используются изобразительно-выразительные средства, рождающие различные стилистические эффекты. Это возбуждает эмоции читателя, активизирует его фантазию. «Россия ударит по спутникам США», «Санитары экономики что-то химичат» (Комсом. правда. Декабрь, 2006г.) – автор использует метафору для привлечения внимания читателя.Читатель запоминает публикацию, если она вызвала интерес содержанием или необычной композицией. Например: «Над страницей не заснул – в телевизоре блеснул», «Учиться и учиться, чтоб на селе трудиться», «Хурма – для ума, помидоры – для сердца» (Комсом. правда. Декабрь, 2006г.).Семантика заголовков.
Газетный заголовок может выражать любой, чаще ключевой элемент смысловой структуры текста. Всегда текст и заголовок связаны между собой семантически. Заголовок обычно соотносится с элементами смысловой структуры текста: с темой, фактами, жизненным материалом.
Большое количество заголовков выражает тему текста. Например: «Новости рынка», «Диета похудания», «Закон правильного питания» (Комсом. правда. Апрель, 2006г.). Эти заголовки конкретизируют основное содержание текста.
Сложнее воспринимаются заглавия, отражающие описанные в тексте события, например: «Спасение от бытового рабства» (Комсом. правда. Февраль, 2006г.). Этот заголовок весьма метафоричен. Прочитав его, мы еще не можем точно сказать, о чем эта статья, но, познакомившись с текстом, понимаем, что речь идет о том, чем чистить ванну. То есть заголовок в данном случае важен для того, чтобы привлечь внимание читателя.
Название статьи «Лесной великан» (Комсом. правда». Февраль, 2006г.) также не совсем точно отражает то, что содержится в статье. Используя метафорический перифраз, автор хочет привлечь читателя, заинтересовать его. После знакомства со статьей мы понимаем, что речь идет о «превосходном бегуне по снегу» - лосе.
Выражение темы, основной мысли может быть распределено между заголовком и рубрикой, заголовком и подзаголовком: «Найдите любимого по ладони: Узнайте, идеальная ли вы пара? Когда вы выйдете замуж?» (Комсом. правда. Апрель, 2006г.). Как видно, есть заголовок, далее подзаголовки, которые уточняют содержание статьи.
После прочтения текста заголовок может осознаваться как имеющий второй смысл. Например: заголовок «Лихачи» (Комсом. правда. Май, 2006г.). Первоначально слово в названии воспринимается в его прямом значении (1. «Безудержно смелый человек, удалец»). После прочтения статьи это значение конкретизируется: «Человек, ради удовольствия пренебрегающий правилами безопасной езды». Переносное метафорическое значение заголовка формируется в тексте. Автор говорит о страхе правящих кругов перед свободой, предоставленной народу.
Иногда переносное значение может возникать в сознании при восприятии заголовка, а прямое актуализируется после прочтения текста. Например: «Наши бьют по-черному» (Комсом. правда. Апрель, 2006 г.). После знакомства со статьей становится ясно, что главная мысль здесь связана с победами наших боксеров на ринге, а именно – победой Владимира Кличко.
Таким образом, заголовок – неотъемлемая часть текста, связанная с ним вербально, полностью или частично отражающая его разные уровни.
Воздействие заголовка на читателя.
Заголовок располагается над текстом, отделяется от него определенным пространством. Это позволяет ему функционировать в качестве самостоятельной единицы. Такие заголовки выразительны сами по себе. Для создания выразительного заголовка журналист может использовать практически любое языковое средство, но заголовок должен быть уместен, экспрессивен.
Одним из средств создания выразительности является выбор автором в качестве заголовка предложений, различных по цели высказывания, то есть вопросительных, повествовательных, побудительных. Например: «Как добиться успеха?», «Самая гламурная получает все!», «Они не знают про нас ничего» (Комсом. правда. Апрель, 2006 г.).Привлекают внимание читателя распространенные в современных газетах заглавия: «Дерзкий побег: преступника подменил брат» (Комсом. правда. Ноябрь, 2006 г.). Здесь после двоеточия присоединяется главная в смысловом отношении часть. Такие заголовки четки, информативны, обладают деловой тональностью.
Большой заряд экспрессии несут широко распространенные информативные конструкции, побудительные предложения: «Давайте сверим часы!», «Спроси у нас!» (Комсом. правда. Апрель, 2006 г.). Эти заголовки рассчитаны на воздействие, на соучастие.
Для читателя важны не только структура названия, но и содержание. В заголовках широко используются слова в переносном значении, необычное словообразование, смысловые контрасты, прецедентные тексты: «Усмирение зеленого змея», «Хотят ли роботы войны», «Пчелиный энерджайзер» (Комсом. правда. Ноябрь, 2006 г.). Такие заголовки особенно заинтересовывают читателя.
Для его привлечения журналист обращается к прецедентным текстам, часто используя названия литературных произведений, кинофильмов, спектаклей, а также цитаты, пословицы и поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы. Они несут дополнительную нагрузку, привлекая внимание: «Тяжело в учении – легко в бою!», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Стреляный воробей» (Комсом. правда. Апрель, 2006 г.).В качестве газетных заголовков могут использоваться первые строки стихотворений, названия книг, фильмов: «Тихий Дон» скоро на первом» (Комсом. правда. Ноябрь, 2006 г.).Экспрессивность заголовка связана с использованием цитат. Заголовки-цитаты ясны и коротки. Читатель быстрее улавливает и запоминает заголовок.
Конечно, невозможно рассмотреть, даже перечислить все многообразие типов газетных заголовков, тем более, что для одних читателей привлекающей внимание оказывается форма, для других – содержание, для третьих – и то, и другое. Авторская фантазия не ограничена. В заголовках могут использоваться самые разные средства выразительности на уровне фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса. Эти средства могут сочетаться, использоваться одновременно, прекрасно дополнять друг друга.
Таким образом, как показал анализ рассмотренного материала, заголовки помогают читателю выбрать тексты, наиболее заслуживающие его внимания. Они являются настоящими ориентирами, своеобразными сигналами на газетной полосе.
Заголовок выполняет ряд функций, но наиболее важны следующие: номинативная, информативная и рекламная. От заголовка многое зависит: будет прочитана статья или нет, следовательно, название должно быть привлекающим и дающим представление о содержании текста.
Литература
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973.